Художественное объединение русских художников Голубая роза

Содержание

Слайд 2

Содержание Введение 1.1.История создания сообщества «Голубая роза» 1.2.Основные идеи и положения

Содержание

Введение
1.1.История создания сообщества «Голубая роза»
1.2.Основные идеи и положения русского символизма
2.Творчество

крупнейших представителей русского живописного символизма.
Художники
Заключение
Слайд 3

Введение На рубеже XIX-XX веков нигде в Европе не было такой

Введение
На рубеже XIX-XX веков нигде в Европе не было

такой напряженной экономической, политической и общественной ситуации, как в России, породившей в обществе неудержимое желание перемен. В тот период русское искусство формировало в себе сознание главной движущей силы жизни и взяло на себя миссию изменить российскую действительность и сделать ее прекрасной, наполнив высокой красотой и духовностью. На этой волне возникают поиски большого стиля, в основе которого лежала символистская идея синтеза, объединения усилий всех видов интеллектуального творчества с целью создания единого художественного образа эпохи. B России символизм возник позднее, чем в других странах Европы, в большой мере под влиянием французского, скандинавского и бельгийского, но развивался быстрее и активнее, чем на Западе. В это время и сформировалось содружество шестнадцати молодых живописцев, получившее впоследствии название «Голубая роза». Деятельность "Голубой Розы" была довольно длительной, хотя выставка с таким названием (1907) оказалась единственной. Название с той поры перешло к художественному движению, связанному с творчеством участвовавших в знаменитой выставке мастеров. В советские годы деятельность «Голубой розы» была предана забвению как «буржуазное и чуждое явление». Символизм в русской живописи - одно из важнейших направлений художественной культуры рубежа ХIХ-ХХ вв. Актуальность в том, что возрос интерес у отечественных искусствоведов, к проблемам русского живописного символизма и его месту в культуре. А мне захотелось по больше узнать об этом направлении в русской живописи.
Слайд 4

Цель - Исследование особенностей символизма в русском живописном символизме, как явлении

Цель - Исследование особенностей символизма в русском живописном символизме, как явлении

русской культуры.
Задачи:
1.Выявить основные идеи и положения русского символизма.
2.Изучить историю и развитие художественного объединение русских художников «Голубая роза» в России
3. Исследовать творчество крупнейших представителей русского живописного символизма. 4.Привлечь внимание аудитории к художественному объединению русских художников «Голубая роза».
Слайд 5

История создания сообщества «Голубая роза» В конце XIX - начале XX

История создания сообщества «Голубая роза»
В конце XIX - начале XX

века в Московском училище живописи, ваяния и зодчества сформировалось содружество шестнадцати молодых живописцев, получившее впоследствии название «Голубая роза». Их лидеры Павел Кузнецов и Пётр Уткин - были выходцами из старинного волжского города Саратова. Кроме них, в группу входили: А.А. Арапов, Н.Н. Феофилактов, Н.П. Крымов, Н.Д. Милиоти, Н.Н. Сапунов, М.С. Сарьян, С.Ю. Судейкин, скульптор А.Т. Матвеев, К.С. Петров-Водкин в начале своего творческого пути и другие. М.А. Врубель принимал участие в их выставках. Они считали себя провозвестниками нового вида искусства, главной целью которого стало создание масштабной картины-панно, где синтезировались бы все виды искусства: живопись, архитектура, музыка, поэзия, а также театрально-декорационное искусство. Особое значение придавалось музыке с её бесконечностью, импровизационностью, одухотворённостью. Музыкальная ритмика картин заставляла жить их своей жизнью, создавала трансцендентное бытие, существуя вне реального времени и пространства.
Слайд 6

Основные идеи и положения русского символизма Программа «Голубой розы» была связана

Основные идеи и положения русского символизма

Программа «Голубой розы» была связана

с идеями символизма и отчасти живописными установками фовизма; общим для голуборозовцев явился наметившийся переход от импрессионизма к постимпрессионизму,тяга к декоративности, символике, стилизаторству, иногда к примитивизации образов в духе лубка или детского творчества. В целом эстетическая направленность была близка принципам французской группы «Наби». Мастера «Голубой розы» оказали значительное влияние на формирование неопримитивизма в русской живописи; их идеи получили развитие в творчестве Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионова, К. С. Малевича.
Слайд 7

Творчество крупнейших представителей русского живописного символизма. Русский живописный символизм, в котором

Творчество крупнейших представителей русского живописного символизма.

Русский живописный символизм, в котором

получили свою реализацию основные теоретические принципы символизма (проблема жизнетворчества, теургии, синтеза и др.), является одним из ведущих направлений в русском изобразительном искусстве рубежа ХIХ-ХХ вв. Живописные системы русского символизма, построенные на пластической и литературной основах, образовали оригинальную национальную школу, которая занимает важное место в истории общеевропейского символизма в сфере пластических искусств.
Слайд 8

А.А. Арапов 1876-1949 Родился 3 декабря (21 ноября) 1876 года в

А.А. Арапов

1876-1949

Родился 3 декабря (21 ноября) 1876 года в Санкт-Петербурге.Художник,

график, живописец.В 1906 году окончил училище живописи, ваяния и зодчества в Москве .Первая самостоятельная работа на профессиональной сцене - оформление двух картин спектакля "Евгений Онегин" в 1905 году в Студии на Поварской.С 1908 года оформлял спектакли в Театре Незлобина, Комиссаржевской, Свободном театре.В 1917 году работал в Большом театре: новые декорации к спектаклям текущего репертуара — две картины в опере "Аида", отдельные акты в "Псковитянке", "Пиковой даме", "Лебедином озере".В 1920-1923 гг. жил и работал в в Ростове-на-Дону, а затем в Баку.Вернувшись в 1923 году в Москву, сотрудничал с Театром им. Оформил несколько спектаклей в МХАТ-2.В конце 20-х - первой половине 30-х годов оформлял спектакли Малого театра.Ушел из жизни — 21 декабря 1949 года.
Слайд 9

А.А. Арапов «Лодки у причала» «Желтый трамвай» «Гуляющие в парижском парке»

А.А. Арапов

«Лодки у причала»

«Желтый трамвай»

«Гуляющие в парижском парке»

Слайд 10

П.И. Бромирский (1886-1920) Скульптор, рисовальщик, художник декоративно-прикладного искусства, живописец. Родился в

П.И. Бромирский

(1886-1920)

Скульптор, рисовальщик, художник декоративно-прикладного искусства, живописец.
Родился в бедной мещанской семье.

В 1896–1900 учился во Владимиро-Волынском городском училище. В возрасте четырнадцати лет приехал в Москву, некоторое время жил в доме психиатра Ф. А. Усольцева, где познакомился с М. А. Врубелем. В 1906 поступил в МУЖВиЗ, учился на скульптурном отделении у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого
Слайд 11

П.И. Бромирский Бильярд (Смерть Пьеро). 1908 г. Бумага, акварель, гуашь. Частное

П.И. Бромирский

Бильярд (Смерть Пьеро). 1908 г. Бумага, акварель, гуашь. Частное собрание,

Москва

Фонтан. 1910 г. Бумага, акварель. 50х45 см. Собрание Н.Е. Шлепяновой, Москва.

Слайд 12

В.П. Дриттенпрейс Сын архитектора П. А. Дриттенпрейса. В 1887—1897 годах учился

В.П. Дриттенпрейс

Сын архитектора П. А. Дриттенпрейса. В 1887—1897 годах учился в

Александровском коммерческом училище в Москве. В 1898 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение архитектуры. В 1900-е совершил поездки в Ростов Ярославской губернии (вместе с А. А. Араповым), в Петербург (1903, с ним же, а также с Н. П. Феофилактовым, Н. Н. Сапуновым), в Крым (1908). В Петербурге познакомился с Сергеем Дягилевым.
В 1906 году удостоен за архитектурные проекты малой серебряной медали, в 1907 — большой серебряной медали. В 1908 году окончил архитектурное отделение училища со званием классного художника архитектуры. Тогда же был принят на живописное отделение училища, но уже в октябре выбыл из состава учеников.В 1909—1910 годах продолжил обучение живописи в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств.По другим данным, учился в 1909—1911 в мастерской Л. Н. Бенуа на архитектурном отделении Высшего художественного училища.
Слайд 13

Маскарад-фантош. Опубликовано «Золотое руно», 1907, № 5. Местонахождение неизвестно. Выставка «Голубая

Маскарад-фантош. Опубликовано «Золотое руно», 1907, № 5. Местонахождение неизвестно. Выставка «Голубая

Роза», Кат. № 18.

Огненный ангел. По мотивам одноименнного романа В.Брюсова. 1907 г. Бумага на картоне, масло 51,5х34 см. Государственная Третьяковская галерея.

Слайд 14

И.А. Кнабе Иван Адольфович Кнабе родился 8 (20 по новому стилю)

И.А. Кнабе

Иван Адольфович Кнабе родился 8 (20 по новому стилю) февраля

1879 г. в Москве. Происходил из дворянской семьи римско-католического вероисповедания. Полное имя художника при рождении - Ян Густав Теофил. Учился в реальном училище при Реформатской церкви в Москве. В 1898 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение живописи. Вошел в состав кружка Павла Кузнецова. В 1901 г. выбыл из училища вследствие неуспеваемости. Однако продолжал работать как художник и контактов с кузнецовской группой не терял. В 1907-1908 гг. сотрудничал в журнале «Золотое Руно» и был активным членом группы "Голубая Роза" на первом этапе ее деятельности, выступал в ее составе в качестве живописца на наиболее значительных выставках:
«Алая Роза» - 1904 г., Саратов; «Московское товарищество художников» - 1906 г.; «Венок. Стефанос» - 1907-1908 гг., Москва; В произведениях Кнабе явно выражена декоративистская тенденция.

Его квадратные или вытянутые по горизонтали пейзажи тяготеют к панно. Судя по названию картин, в них превалируют темы ночи, лунного призрачного света, образы сказок, мотив романтической мечты

Слайд 15

Осень. 1907 г. Местонахождение неизвестно. Выставка «Венок. Стефанос», 1907-1908 гг. Ночь.

Осень. 1907 г. Местонахождение неизвестно. Выставка «Венок. Стефанос», 1907-1908 гг.

Ночь. 1907

г. Местонахождение неизвестно. Выставка «Салон «Золотого Руна», 1908 г
Слайд 16

Н.П.Крымов В историю русского искусства Н. П. Крымов вошел не только

Н.П.Крымов

В историю русского искусства Н. П. Крымов вошел не только как

один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог.
Родился в семье художника. Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 г. поступил в МУЖВЗ, где занимался у В. А. Серова и К. А. Коровина.

В первые годы учебы Крымов был так беден, что зачастую не мог купить краски и пользовался теми, которые счищали со своих палитр и холстов более состоятельные ученики. Это приучило Крымова к бережному обращению с красками и работе на полотнах небольших форматов.

Крымов участвовал в выставках объединений "Голубая роза", "Венок", Союза русских художников. К моменту окончания училища (1911) он уже известный художник.

Слайд 17

Солнечный день. 1906 Холст, масло К весне. 1907 Холст, масло.

Солнечный день. 1906
Холст, масло

К весне. 1907
Холст, масло.

Слайд 18

П.В.Кузнецов 17 ноября 1878 года родился Павел Варфоломеевич Кузнецов, один из

П.В.Кузнецов

17 ноября 1878 года родился Павел Варфоломеевич Кузнецов, один из самых

интересных живописцев первой половины ХХ века.
Он родился в Саратове в семье иконописца (дед его был садоводом). Когда художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в «Студию живописи и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет (1891—1896 гг.) под руководством В. В. Коновалова и Г. П. Сальвини-Баракки, там же встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым оказала на него серьёзное воздействие, как и на его однокашника и друга, выдающегося скульптора А. Т. Матвеева, впрочем, как и на всю саратовскую художественную молодежь.
Слайд 19

Павел Кузнецов. Восточный мотив, 1913-1914 Гадание, 1912 Водоем, 1912

Павел Кузнецов. Восточный мотив, 1913-1914

Гадание, 1912

Водоем, 1912

Слайд 20

А.Т.Матвеев 13 августа 1878 (Саратов) — 22 октября 1960 (Москва) Скульптор,

А.Т.Матвеев

13 августа 1878 (Саратов) — 22 октября 1960 (Москва)
Скульптор, график, художник

декоративно-прикладного искусства
Родился в семье торгового служащего. В 1896–1899 учился в Боголюбовском рисовальном училище в Саратове у В. В. Коновалова и Т. П. Сальвини-Баракки, одновременно у Коновалова в студии при саратовском обществе изящных искусств. В 1899 поступил в МУЖВиЗ в качестве вольнослушающего ученика. Занимался под руководством С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого. В 1900–1901 получил малую серебряную медаль и премию С. М. Третьякова за скульптурные этюды. В конце 1902 выбыл из Училища, не окончив курса и не получив звания художника.
Слайд 21

«Купальщица» «Октябрь» «Сидящий мальчик»

«Купальщица»

«Октябрь»

«Сидящий мальчик»

Слайд 22

В.Д. Милиоти Василий Дмитриевич Милиоти (Милиотти) родился 5 (17 по новому

В.Д. Милиоти

Василий Дмитриевич Милиоти (Милиотти) родился 5 (17 по новому стилю)

февраля 1875 г. в Москве в купеческой семье, имеющей греческие корни. Младший брат художника-символиста Николая Дмитриевича Милиоти (1874-1962). Специального художественного образования не получил. В 1890-х гг. учился в Московском университете на юридическом и историко-филологическом факультетах. Занимался рисунком с домашним учителем Турчаниновым, и живописью под руководством брата Николая. Испытал его влияние, вошел в состав училищных друзей и единомышленников брата по МУЖВЗ, образовавших кружок под руководством Павла Кузнецова, и стал активным участником художественной жизни Москвы начала ХХ века.
Слайд 23

Телем. 1904-1905 гг. Доска, гуашь Утро. 1905 г. Бумага, акварель, гуашь

Телем. 1904-1905 гг. Доска, гуашь

Утро. 1905 г. Бумага, акварель, гуашь

Слайд 24

Н.Д.Милиоти Николай Дмитриевич Милиоти (Милиотти) родился 16 (28 по новому стилю)

Н.Д.Милиоти

Николай Дмитриевич Милиоти (Милиотти) родился 16 (28 по новому стилю) января

1874 г. в Москве в купеческой семье, имеющей греческие корни. В середине 1880-х – начале 1890-х гг. обучался в Реальном училище Воскресенского. В 1894 г. поступил на живописное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, учился у Н.А.Касаткина, С.В.Иванова, А.Е.Архипова, Л.О.Пастернака, В.А.Серова и К.А.Коровина.. Принимал активное участие в новаторских начинаниях кузнецовцев и организации выставок. В 1898 г. поступил на историко-филологический факультет Московского университета,
В 1900-м году выбыл из училища, не получив звания, но связь с группой сохранил. В конце 1890-х - начале 1900-х гг. выезжал в страны Западной Европы – посетил Италию, но в основном был в Париже, где продолжал свое профессиональное образование в художественных академиях и школах – Ф.Коларосси, Р.Жюльена, Витти, работал некоторое время и в мастерской Д.Уистлера.
Слайд 25

«Ангел Печали»

«Ангел Печали»

Слайд 26

Н.П.Рябушинский 1877 (Москва) — 1951 (Ницца) Живописец, график (более известен как

Н.П.Рябушинский

1877 (Москва) — 1951 (Ницца)
Живописец, график (более известен как меценат и

коллекционер).

Был шестым сыном в семье крупнейшего московского банкира и предпринимателя Павла Михайловича Рябушинского. Предпринимательской деятельностью не интересовался. После смерти отца вышел из «Товарищества мануфактур П. М. Рябушинского», получив свою долю наследственного капитала.
Страстно увлекался искусством; коллекционировал произведения старых мастеров и современных ему художников, организовывал и финансировал выставки новейшего искусства. Самостоятельно занимался живописью и графикой, хотя профессионального образования не имел.

Слайд 27

Вилла «Черный лебедь»

Вилла «Черный лебедь»

Слайд 28

Н.Н.Сапунов Русский живописец, театральный художник Николай Николаевич Сапунов родился в Москве

Н.Н.Сапунов

Русский живописец, театральный художник Николай Николаевич Сапунов родился в Москве в

небогатой купеческой семье. Его отец Николай Иванович Сапунов владел полукустарным заводиком, изготовлявшим свечи для торжественных богослужений. Отец умер, когда будущему художнику было 12 лет. Николай Сапунов - одна из ярких и самобытных фигур в русском искусстве ХХ столетия. Замечательный живописец и рисовальщик, он прожил короткую жизнь. В 1912 г. трагически погиб тридцати двух лет от роду, утонув во время катания на лодке вместе с поэтом М. Кузминым по Финскому заливу
Слайд 29

Пионы 1908 Зима.

Пионы 1908

Зима.

Слайд 30

М.С.Сарьян В 1895 году закончил городское училище. С 1897 по 1904

М.С.Сарьян

В 1895 году закончил городское училище. С 1897 по 1904 годы

учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в том числе в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина. Учителями Сарьяна в Училище были К. Горский, А. Корин, В. Бакшеев, С. Милорадович, Н. Касаткин, Л. Пастернак, А. Архипов. Некоторое время Сарьян работал в мастер-ских А. Степанова и А. Васнецова. Последний заменил умершего И. Левитана, у которого Сарьяну пришлось работать очень недолго.

Мартирос Сарьян родился 16 (28) февраля 1880 года в патриархальной армянской семье в городе Нахичевань-на-Дону («Новый Нахичевань», ныне в пределах Ростова-на-Дону). На хуторе, расположенном в сорока километрах от Нахичевани, принадлежащем отцу М. Сарьяна, прошли детские и юношеские годы художника.

Слайд 31

«Любовь» «Поэт на склонах Арагаца»

«Любовь»

«Поэт на склонах Арагаца»

Слайд 32

С.Ю. Судейкин Сергей Юрьевич Судейкин родился 7 (19) марта 1882 года

С.Ю. Судейкин

Сергей Юрьевич Судейкин родился 7 (19) марта 1882 года в

Санкт-Петербурге в семье полковника жандармерии, погибшего через год после рождения сына от рук провокатора Дегаева. В 1897-1909 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учителей были Аполлинарий Васнецов, Пастернак, Серов, Коровин.
Стоит отметить, что в 1902 году Сергей был отчислен сроком на один года за демонстрацию на студенческой выставке рисунков фривольного содержания в манере, которая не входила в учебную программу. Работы молодого художника были наполнены излишней откровенностью и эротизмом
Слайд 33

С.Ю. Судейкин «Портрет Ольги Глебовой-Судейкиной в роли Путаницы»(1913) «Привал комедиантов» («Моя жизнь») (1916)

С.Ю. Судейкин «Портрет Ольги Глебовой-Судейкиной в роли Путаницы»(1913)

«Привал комедиантов» («Моя жизнь»)

(1916)
Слайд 34

П.С.Уткин Петр Саввич Уткин родился 9 октября 1877 года в Тамбове.

П.С.Уткин

Петр Саввич Уткин родился 9 октября 1877 года в Тамбове. В

1878 году Уткины переехали в Саратов. Вскоре после этого отец покинул семью, в которой подрастало три сына, и мать будущего художника Ольга Варфоломеевна Колобова оказалась в крайне бедственном положении, поэтому Петр Уткин довольно рано начал работать. Однако стесненные обстоятельства не помешали юноше проявить искренний интерес к живописи.
Слайд 35

«Разлив Волги. Зеленый остров» «Осень. Разбойщина»

«Разлив Волги. Зеленый остров»

«Осень. Разбойщина»

Слайд 36

Н.П. Феофилактов Николай Петрович Феофилактов родился 13 апреля 1876 г. в

Н.П. Феофилактов

Николай Петрович Феофилактов родился 13 апреля 1876 г. в Москве

в семье мелкого чиновника. С 1892 г. учился в Московском межевом институте. В это время он увлекся рисованием и живописью, участвовал в ученических выставках, оформлял спектакли. Профессионального художественного образования не получил. Самостоятельно занимался живописью и музыкой. Увлекался искусством М.А.Врубеля и графикой югендстиля. В это время через своего однокурсника Н.Н.Сапунова познакомился с С.Ю.Судейкиным, П.В.Кузнецовым и другими. Хотел поступать как и Сапунов в Московское училище живописи, однако его не удовлетворяли методы обучения, в связи с чем в 1900-1903 гг. он посещал студию К.Ф.Юона. В 1900-1901 г. оформлял журнал «Муравей».
Слайд 37

Журнал «Весы». Обложка (1905)

Журнал «Весы». Обложка (1905)

Слайд 38

А.В. Фонвизин Артур Владимирович Фонвизин (1882/83-1973), советский живописец. Заслуженный деятель искусств

А.В. Фонвизин

Артур Владимирович Фонвизин (1882/83-1973), советский живописец. Заслуженный деятель искусств

РСФСР (1970). Акварелист. С детства страдал тяжелой формой аутизма. Говорить и рисовать начал в результате сильного эмоционального потрясения от посещения цирка Чинизелли. Учился в МУЖВЗ (1901-04) и в частных академиях в Мюнхене (1901-04). Участник выставки "Голубая роза" (1907), член объединения "Бубновый валет", ОМХ, АХРР. Исполненным в изысканно-живописной манере произведениям Фонвизина (серии "Цирк", "Песни и романсы", гуашь, масло, 1903-09, акварель, 30-70-е гг., ГТГ, ГМИИ, ГРМ; пейзажи, натюрморты) свойственны тонкие красочные переходы, свободный ритм крупных цветовых пятен. Значительное место в творчестве Фонвизина занимают мажорные по звучанию театральные портреты (серия "Актрисы", 1930-70-е гг., ГТГ и другие собрания).
Слайд 39

А.В. Фонвизин «Невеста»

А.В. Фонвизин «Невеста»