Игрушки из глины. Сказания Древней Руси

Содержание

Слайд 2

План проекта: 1. Выбор темы проекта 2. История глиняной игрушки 3.

План проекта:

1. Выбор темы проекта
2. История глиняной игрушки
3. Эскизы
3.1. Итоги
4. Основной

этап работы
4.1. Сложности
4.2. Процесс работы
5. Роспись игрушки
6. Своё мнение о сделанной работе и итоги
Слайд 3

Выбор темы проекта: Я давно изучаю различные способы лепки посуды и

Выбор темы проекта:

Я давно изучаю различные способы лепки посуды и игрушек

из природной глины. Лепила игрушки традиционных народных промыслов, придумывала свои собственные, создавала даже посуду различными методами «из пласта», «жгута», «отминки» в форму, «шликерное» литьё и работала на гончарном круге.
В студии я изучала декорирование изделий из глины. В первые годы обучения я раскрашивала игрушки акриловыми и гуашевыми красками. Далее, в старшей группе, познакомилась с росписью керамики ангобами и глазурью. Попробовала древние методы «молочения», «дымления» и вощения. Все это очень интересно и увлекательно.
Основная тема этого года была «Сказания и былины Древней Руси». Каждый ученик студии должен был выбрать себе тему итоговой работы связанную именно с ней. Это могла быть посуда, панно, игрушки, украшения или что то еще. Все зависело от фантазии, знаний и умений каждого ученика.
Мой выбор остановился на композиции из глиняных игрушек. Они получаются у меня очень хорошо и очень нравятся!
Первая часть моего проекта началась с башни и постепенно появились фигуры-персонажи. В итоге у меня получилась большая композиционная работа.
Слайд 4

История глиняной игрушки Изделия из глины в виде посуды и игрушек

История глиняной игрушки

Изделия из глины в виде посуды и игрушек археологи

находят постоянно при раскопках древних городов и захоронений. Изготовление их никогда не было основным промыслом для гончаров, а, скорее всего, происходило в перерывах между работой над бытовыми изделиями, ради забавы или для своих детей. Позднее глиняные игрушки уже становились предметом продажи и делались специально в процессе подготовки к ярмаркам. Самые древние такие поделки находили на острове Крит, в Египте, у индейцев-ацтеков. Это были фигурки быков, повозок с круглыми колесами (которые в реальности эти племена не использовали), керамические куклы с двигающимися шарнирными руками, глиняные божки и идолы. Первые такие фигурки, найденные на территории России, датируются 2-м тысячелетием до н.э., эпохой бронзы. Это маленькие копии посуды, глиняные топорики, погремушки, свистульки в виде животных. Процесс их изготовления состоял из лепки и обжига, часто древние мастера украшали фигурки росписью или глазурью. Своего расцвета производство глиняных свистулек и игрушек достигло в 17-18-м вв. Зажиточные семьи могли заказывать более дорогие изделия. Известно, что царь Алексей Михайлович и императрица Екатерина Первая покупали для царской семьи игрушки на ярмарке «Москва на торгу», о чем имеются записи в книге расходов. Это были фигурки коров, оленей, баранов, лебедей, петухов, уток, детей и даже целый город вместе с солдатами. В 18-19-м вв. глиняные расписные игрушки уже стали доступны и пользовались большим спросом у простого люда. Именно тогда сформировались и дошедшие до нашего времени центры по производству таких изделий в Дымково, Абашево, Каргополе, Филимоново, Скопине и др.
Слайд 5

Эскизы: Я решила сделать эскизы для большего понимания этапов работы. У

Эскизы:

Я решила сделать эскизы для большего понимания этапов работы. У меня

есть некоторые эскизы,которые я хочу представить.
Эскиз башни
2. Эскиз дракона
Слайд 6

Эскизы: 3. Эскиз Водяного 4.Эскиз Емели

Эскизы:

3. Эскиз Водяного
4.Эскиз Емели

Слайд 7

Эскизы: 5. Кот-Баюн 6. Полевик

Эскизы:

5. Кот-Баюн
6. Полевик

Слайд 8

Практическая часть. Работа с глиной. Декорирование. После того как я определилась

Практическая часть. Работа с глиной. Декорирование.

После того как я определилась с

основными персонажами моей работы, приступаю к работе с глиной.
Данные эскизы дают мне лучше понять, как правильно выполнить практическую часть работы.
Глина к лепке подготовлена, необходимые инструменты тоже.
Я преступила к лепке с первого эскиза т.к. он самый сложный в выполнение.
Дальше я выполнила башню и дракона.
Потом несколько других игрушек-персонажей.
Перед обжигом игрушки высыхают, их нужно «вышкурить» и «вылощить».
Некоторые изделия я успела доделать полностью, но остались и те, которые в связи с «карантином» доделать в домашних условиях было невозможно. Поэтому я представляю то что у меня получилось.
Слайд 9

Основной этап работы: Изготовление башни. Самое сложное было сделать много маленьких

Основной этап работы:

Изготовление башни. Самое сложное было сделать много маленьких кирпичиков

и соединить их. Это очень кропотливая работа. Она заняла у меня несколько занятий. На данной картинке готова сама башня, но крыша была выполнена отдельно. На следующем фото я обрабатываю кирпичики. На третьем фото изображена готовая башня. Декорированная в технике «молочения», а крыша декорирована с элементами глазури.
Слайд 10

Основной этап работы: Дальше слепила разных персонажей из русского фольклора. Я

Основной этап работы:

Дальше слепила разных персонажей из русского фольклора. Я сделала

несколько фигур. Первый у меня водяной. Второй полевик. Третий Емеля. Ещё был дракон и богатырь. Все фигуры были сложные в выполнение. Особенно было сложно работать над лицами. Дракона и богатыря я успела задекорировать глазурью. Несколько персонажей остались не декорированы.
Слайд 11

Роспись: Башня декорирована в технике «молочение», а крыша покрыта глазурью. Дракон

Роспись:

Башня декорирована в технике «молочение», а крыша покрыта глазурью. Дракон и

богатырь также покрыты глазурью. Цвета подобраны идеально, для большей гармонии композиции. Другие фигуры композиции также я планировала покрыть глазурью.
Слайд 12

Итоги работы: Мне понравилось выполнять работу. Иногда были сложности, но я

Итоги работы:

Мне понравилось выполнять работу. Иногда были сложности, но я считаю

что я успешно справилась с каждым этапом этой работы. В итоге композиция получалась замечательная, меня очень увлёк процесс создания каждой поделки.
По замыслу все фигуры персонажей должны были быть обожжены в муфельной печи. Частично покрыты глазурью и декорированы в технике «Молочения». Но в связи с «изоляцией» в этом учебном году мы не смогли это сделать.
Работа с природной глиной – это сложный кропотливый процесс, требующий максимальной творческой самоотдачи.
Необходимо много знать не только об истории глиняных игрушек, уметь лепить сохраняя древние промысловые традиции глиняных игрушек, но и уметь самому придумать и выполнить уникальную поделку!
Я считаю, что моя итоговая творческая композиция по глиняной игрушке получилась отличная!