Искусство вырезания из бумаги

Содержание

Слайд 2

«Художественное вырезание из бумаги – традиционный для многих народов вид искусства.

«Художественное вырезание из бумаги – традиционный для многих народов вид

искусства. Его изобретение связано с изобретением бумаги, которое произошло, согласно легенде, в Китае, во II веке до н. э. Тогда стоимость бумаги была очень высока, поэтому искусство художественного вырезания было доступно немногим, им занимались в императорских дворцах и домах придворной знати.

"Цзяньчжи" –
китайское искусство вырезания из бумаги

Бумажными силуэтными изображениями придворные красавицы украшали причёски, а также наклеивали картинки на лица, у висков.

Слайд 3

Позднее вырезание распространилось во всех слоях населения и стало главным атрибутом


Позднее вырезание распространилось во всех слоях населения и стало

главным атрибутом китайского театра теней. Знакомство европейцев с китайским театром теней и вырезанием из бумаги произошло одновременно, поэтому в Европе, вплоть до XVIII века, силуэтные изображения назывались «китайскими тенями».
Слайд 4

Первоначально такие вырезанные из бумаги фигурки использовались для религиозных целей. Бумажные

Первоначально такие вырезанные из бумаги фигурки использовались для религиозных целей. Бумажные

предметы, фигурки людей и животных клали рядом с умершим человеком во время его похорон. Иногда их сжигали на похоронах. Все это имело символическое значение, и было частью ритуального обряда.
Слайд 5

Это "оконные узоры" (или "оконные цветы"), праздничные украшения, трафареты, образцы для

Это "оконные узоры" (или "оконные цветы"), праздничные украшения, трафареты, образцы для

вышивок, ритуальные предметы, символы-благопожелания на разные случаи жизни и другие.

За длительную историю существования и развития искусства вырезания из бумаги сформировалось нескольких четко выраженных его направлений.

Слайд 6

Самое распространенное направление – "оконные узоры". Накануне праздника Весны (китайского Нового

Самое распространенное направление – "оконные узоры". Накануне праздника Весны (китайского Нового

года) на окна наклеиваются бумажные вырезки, превращающие это самое окно в изящную ширму. Обычай наклеивать на окна изображения божеств, духов и героев народных легенд происходит в Китае из глубокой старины. "Оконные цветы" не допускают разрыва в своём прозрачно-кружевном рисунке.
Слайд 7

Раньше вырезание из бумаги использовалось преимущественно в религиозных целях, а в

Раньше вырезание из бумаги использовалось преимущественно в религиозных целях, а в

настоящее время - для украшения интерьера, ими декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.
Слайд 8

В современном Китае бумажные вырезки остаются неизменным атрибутом не только украшения

В современном Китае бумажные вырезки остаются неизменным атрибутом не только украшения

жилища, но и всех государственных и бытовых праздников. В некоторых районах вырезанные из бумаги фигурки животных и людей до сих пор сжигают на похоронах или укладывают рядом с покойным, чтобы они сопровождали его в загробном мире. На свадебных церемониях украшают дома новобрачных, приклеивая вырезанные картинки и иероглифы на двери, окна, мебель и обязательно над кроватью – иероглиф «двойное счастье».
Слайд 9

Издавна в Китае сохранился обычай накануне Нового года желать друг другу

Издавна в Китае сохранился обычай накануне Нового года желать друг другу

долгой жизни, радости и счастья. При этом дарили изображения трёх, пяти или восьми «счастливых примет», чаще всего пион как символ богатства, арбуз – символ долголетия, уточки – семейного счастья, рыбки – успеха в обучении и работе.
Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Существует два метода вырезания -

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Существует два метода вырезания -

ножницами и ножом. При использовании ножниц складывается вместе несколько (до восьми) листов бумаги, а затем вырезается определённый узор тонкими острыми ножницами. Для вырезания ножом несколько слоёв бумаги помещают на относительно мягкую подложку, изготовленную из пепла и жира животных, и тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально.
Слайд 13

В деревне вырезание из бумаги относят к женским занятиям - в

В деревне вырезание из бумаги относят к женским занятиям - в

прошлом считалось, что каждая девушка должна это уметь. В провинции Шаньдун существует обычай, который заключается в том, что юноша накануне обручения просит невесту сделать вырезку из бумаги, чтобы проверить способности избранницы.
Слайд 14

Слайд 15

Искусные вырезки из бумаги покорили многие страны: Италию, Испанию, Францию, Англию,

Искусные вырезки из бумаги покорили многие страны: Италию, Испанию, Францию, Англию,

Германию, Россию и другие. Они прижились настолько, что их считают своим исконным ремеслом многие народы. Ныне многие из старинных образцов хранятся в различных музеях мира.
Слайд 16

Самые ранние из известных нам случаев проникновения китайских бумажных вырезок в

Самые ранние из известных нам случаев проникновения китайских бумажных вырезок в

страны Азии и Европы датируются VII веком. Первоначально они попали в Японию, а затем распространились по Шёлковому пути по всему евразийскому материку. Ныне многие из старинных образцов хранятся в различных музеях мира.

Искусство вырезанки в Европе

Слайд 17

Именовали бумажный ажур в разных странах по-разному. В России и Белоруссии,

Именовали бумажный ажур в разных странах по-разному. В России и

Белоруссии, Украине и Польше их называли «выстриганками», «выципянками», «вырезанками», «вытынянками».
Декоративные узоры, вырезанные ножницами из бумаги, наклеивали на стены и потолки свежевыбеленных изб, ими украшали божницы, стены, занавешивали окна. Пик развития ремесла пришелся на вторую половину XIX – начало XX в. В немалой степени этому способствовало удешевление бумаги: бумажные вырезки как легкодоступный и не требующий больших расходов вид народного ремесла широко распространился по городам, но особенно – по маленьким городкам и деревенькам..

Славянские «вырезанки»

Слайд 18

В Белоруссии вырезанки носят название выцинанок. Раньше без выцинанки невозможно было

В Белоруссии вырезанки носят название выцинанок. Раньше без выцинанки невозможно

было представить интерьер белорусского дома. Из бумаги с ажурными прорезями делались фиранки – занавеси на окна, ручники, которыми украшали красный угол с иконами, различные салфетки, настольники, подзоры.

Белорусские выцинанки

Слайд 19

Для Белоруссии не было характерно многоцветие. Композиции чаще всего однослойные – черное покрытие и белая подложка.

Для Белоруссии не было характерно многоцветие. Композиции чаще всего однослойные –

черное покрытие и белая подложка.
Слайд 20

В выцинанке, как правило, случайных образов нет. Определенные мотивы переходят от

В выцинанке, как правило, случайных образов нет. Определенные мотивы  переходят

от поколения к поколению. Круг – это всегда символ солнца и  благополучия. Часто в узорах и орнаментах используются птицы - хранители домашнего очага от темных сил.
Слайд 21

Дерево жизни олицетворяет связь между поколениями. Крона - потомки, корни –

Дерево жизни олицетворяет связь между поколениями. Крона - потомки, корни

– предки. «Картина» с таким содержанием  делалась к большим событиям  в семье, вносилась  в дом, приклеивалась к беленой стене и хранилась на протяжении долгого времени.  Если фиранки и  салфетки менялись регулярно для красоты интерьера, то панно могло существовать достаточно долго. Считалось, что через изображенный в нем символ  в дом приходит мудрость предков, помогающая принимать решения ныне живущим. 
Слайд 22

Поскольку бумага была дешевым и доступным материалом, изделиями из нее не

Поскольку бумага была дешевым и доступным материалом, изделиями из нее не

дорожили. По прошествии определенного времени старые выцинанки выбрасывали или сжигали.

По установившемуся обычаю выцинанками украшали интерьер жилища каждый год к наиболее важным праздникам Коляд (Рождества) и Великодня (Пасхи) . 

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Украинские вытынанки Вырезанные кружевом из белой или цветной бумаги цветы, деревья,

Украинские вытынанки

Вырезанные кружевом из белой или цветной бумаги цветы,

деревья, птицы, животные, казаки и девчата - и вообще всякие различные по сюжету и содержанию изображения издавна украшали украинские хаты - печи, окна, божники, стены и т.д. Выполняли они как декоративную так и обереговую функцию. Первые бумажные вытынанки появились в Украине в 19 столетии и наиболее распространены были в Подолье, Прикарпатье и Приднепровье...
Слайд 26

Петриковские вытынанки Село Петриковка славится своею росписью. Петриковская вытынанка появилась параллельно

Петриковские вытынанки

Село Петриковка славится своею росписью. Петриковская вытынанка появилась параллельно

с росписью. Ею женщины украшали дома ( печь, стены, простенки между окнами)
Слайд 27

Изображались, в основном, вазоны, дерево жизни, цветы, птицы. Излюбленным мотивом была

Изображались, в основном, вазоны, дерево жизни, цветы, птицы. Излюбленным мотивом была свадьба.

Мастера резали сразу по 10–20 одинаковых элементов из разной цветной бумаги, а потом компоновали их на листе, чаще белом. Также резались «рушники» и панно. Мастера виртуозно клеили один элемент на другой, использовали цветовые подкладки
Слайд 28

Польские вычинанки

Польские вычинанки

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Еврейское население, жившее в польских, литовских, белорусских и украинских местечках, позаимствовало

Еврейское население, жившее в польских, литовских, белорусских и украинских местечках, позаимствовало

этот вид народного творчества у своих соседей. По сравнению с такими дорогими материалами, как металл, дерево, кожа и ткань, бумага была настолько дешева и легко заменима, что даже самая бедная еврейская девушка в местечке могла заниматься вырезкой и быть свободной, смелой и изобретательной в своем творчестве. Еврейские мастерицы с увлечением овладевали техникой изготовления бумажных кружев, привнося в них традиционные национальные мотивы.
Вырезкам часто придавалось сходство с розой – одним из символов Израиля, за что ажурные бумажные салфетки, а затем и еврейская версия этого вида искусства получили название «рейзеле» (на идиш – «розочка»).

Еврейские «рейзеле»

Слайд 36

Примеры современных вырезанок

Примеры современных вырезанок

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

Вырезанки из рекламных плакатов

Вырезанки из рекламных плакатов

Слайд 42