Искусство Западной Европы (17 – 18 вв.)

Содержание

Слайд 2

Религиозное разделение Западной Европы (Реформация и Контрреформация)

Религиозное разделение Западной Европы (Реформация и Контрреформация)

Слайд 3

Реформа́ция (от лат. reformatio — преобразование) — общественное движение в Западной

Реформа́ция
(от лат. reformatio — преобразование)
— общественное движение в Западной

Европе в 16 веке, направленное на реформирование католической Церкви.
Начало Реформации положило выступление в 1517 г. в Германии Мартина Лютера (1483 – 1546)
Реформация положила начало протестантизму
Слайд 4

Протестанти́зм определил принципиальными три положения: спасение личной верой священство всех верующих

Протестанти́зм определил принципиальными три положения:
спасение личной верой
священство всех верующих
исключительный авторитет

Священного Писания (Библии)
католиков — около 1 млрд. человек
протестантов — около 400 млн.
православных — около 240 млн.
Слайд 5

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ - комплекс мер, предпринятых в ходе реформ Римско-католической церкви в

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ - комплекс мер, предпринятых в ходе реформ Римско-католической церкви в

16–17 вв. и направленных на подавление протестантской Реформации.
Тридентский собор (1545–1563) официально отверг протестантское учение.
Орудиями Контрреформации стали
инквизиция (1542) и
орден иезуитов (1540, Игнатий Лойола).
Был издан Индекс запрещенных книг
Слайд 6

Варфоломе́евская ночь Резня гугенотов во Франции, устроенная католиками в ночь на

Варфоломе́евская ночь

Резня гугенотов во Франции, устроенная католиками в ночь на 24

августа 1572, день св. Варфоломея.
Во Франции с августа по октябрь погибло около
70 тысяч человек.
Слайд 7

Тридцатилетняя война (1618 - 1648) вовлекла в военные действия почти все

Тридцатилетняя война (1618 - 1648) вовлекла в военные действия почти все европейские

страны
Причины:
Религиозное противостояние между протестантами и католиками
Борьба против гегемонии династии Габсбургов, распространивших свою власть на Португалию, Фландрию, южную Италию, Чехиею, Венгрию, Хорватию, а также испанские колонии в Америке
Слайд 8

Война изменила расстановку сил в Европе: Испания потеряла свое доминирующее положение

Война изменила расстановку сил в Европе:
Испания потеряла свое доминирующее положение
Гегемония

перешла к Франции
Швеция стала великой державой, укрепив свои позиции на Балтике
Наибольший урон был нанесён Чехии и Германии, где погибла примерно треть населения
В Германии шведы уничтожили треть всех городов и деревень, а также сожгли и разрушили практически все металлургические и литейные заводы и рудные копи
Слайд 9

Барокко

Барокко

Слайд 10

Баро́кко (итал. barocco — «странный», «причудливый»; порт. perola barroca — «жемчужина

Баро́кко (итал. barocco — «странный», «причудливый»; порт. perola barroca — «жемчужина

неправильной формы») — стиль европейской культуры 17-18 веков
Сформировался в Риме под влиянием контрреформации
Основные черты:
Обращение к эмоциям и воображению зрителей
Напряжённая динамика образов
Стремление к величию и пышности
Создание ансамблей (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера)
Слайд 11

Стиль барокко получил распространение в архитектуре католических стран: Италии Испании Австрии Германии Чехии Польши

Стиль барокко получил распространение
в архитектуре католических стран:
Италии
Испании
Австрии


Германии
Чехии
Польши
Слайд 12

Архитектура барокко

Архитектура барокко

Слайд 13

Джакома делла Порта (ок. 1540-1602) Ученик Микеланджело и Виньолы. Работал в

Джакома делла Порта
(ок. 1540-1602)
Ученик Микеланджело и Виньолы.
Работал в основном в

Риме.
Для его творчества характерны динамизм архитектурных форм.
Обращение к архитектуре античности эпохи эллинизма и поздней империи, а также к искусству Высокого Возрождения.
Слайд 14

Джакомо делла Порта Церковь Иль Джезу (фасад) 1575

Джакомо делла Порта
Церковь
Иль Джезу (фасад)
1575

Слайд 15

Игнáтий Лойо́ла (1491-1556) – основатель ордена иезуитов. Орден проявил себя в:

Игнáтий Лойо́ла (1491-1556) – основатель ордена иезуитов.
Орден проявил себя в:
-

миссионерской деятельности;
-образовании и воспитании;
- литературе и театре.
Слайд 16

Виньола и Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу.1575 Отказ от центрической

Виньола и
Джакомо делла Порта.
Церковь Иль Джезу.1575
Отказ от центрической

схемы Высокого Возрождения.
Возвращение к базиликальному типу раннехристианских церквей Рима.
Слайд 17

Для зодчих барокко важна пластическая сторона архитектуры и ее пространственная организация.

Для зодчих барокко важна пластическая сторона архитектуры и ее пространственная

организация.
Слайд 18

Джакомо делла Порта. Вилла Альдобрандини во Фраскати близ Рима. 1598-1603

Джакомо делла Порта. Вилла Альдобрандини во Фраскати близ Рима. 1598-1603

Слайд 19

Слайд 20

Складывается система итальянского парка: наличие единой оси парка, расположенного на склоне

Складывается система итальянского парка: наличие единой оси парка, расположенного на

склоне горы с многочисленными спусками , террасами гротами.
На этой же оси расположено и главное здание.
Слайд 21

Слайд 22

Доменико Фонтана (1543-1607)

Доменико Фонтана

(1543-1607)

Слайд 23

Доменико Фонтана. Латеранский дворец в Риме 1586-1590.

Доменико Фонтана. Латеранский дворец в Риме 1586-1590.

Слайд 24

Слайд 25

Доменико Фонтана Фонтан Аква Феличе (Фонтан Моисея) 1585-88 Расположен в районе

Доменико Фонтана
Фонтан Аква Феличе (Фонтан Моисея)
1585-88
Расположен в районе Квиринал на том

месте, где заканчивался акведук Аква Феличе, отреставрированный Папой Сикстом V.
Слайд 26

Ангелы с фамильным гербом Папы Сикста V

Ангелы с фамильным гербом Папы Сикста V

Слайд 27

В центре - Моисей, слева - Аарон, справа – Иисус Навин

В центре - Моисей, слева - Аарон, справа – Иисус Навин

Слайд 28

Слайд 29

Фонтана. Библиотека Ватикана. 1587

Фонтана. Библиотека Ватикана. 1587

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Сикстинский зал Ватиканской апостольской библиотеки

Сикстинский зал Ватиканской апостольской библиотеки

Слайд 33

В 1586 в центре площади Собора Святого Петра был установлен египетский обелиск (25м)

В 1586 в центре площади Собора Святого Петра был установлен египетский

обелиск (25м)
Слайд 34

Установка обелиска в центре площади Собора Святого Петра была назначена в

Установка обелиска в центре площади Собора Святого Петра была назначена в

день 10 сентября 1586 года. Операцией руководил Доменико Фонтана, для нее потребовалось 900 рабочих, 140 лошадей и 44 лебедки. Все подходы к площади заблокировали, зевакам и любопытной толпе запрещалось издавать какие-либо звуки под страхом смертной казни. Аккуратно и медленно поднимали обелиск на пьедестал, но во время подъема поддерживающие его канаты ослабли и это грозило падением обелиска. Все замерли в ужасе и гробовой тишине… и в этот момент, в нарушение запрета, раздался голос из толпы : “Воду на канаты!” Это был капитан корабля по имени Доменико Бреска из Сан Ремо. Он отлично знал из своего опыта, что когда канаты намокают, они стягиваются. Так обелиск был установлен, а капитана Бреска вызвали к Папе. Тот похвалил капитана и спросил, чем он мог бы отблагодарить его. В ответ капитан попросил разрешения привозить в Ватикан ветви пальм в Пальмовое воскресенье, что бывает в воскресенье, предшествующее Пасхе.
Слайд 35

Слайд 36

Для сооружений барокко показателен акцент на фронтальность, фасадность построения.

Для сооружений барокко показателен акцент на фронтальность, фасадность построения.

Слайд 37

Франческо Борромини (1599 – 1667)

Франческо Борромини (1599 – 1667)

Слайд 38

Работал в Риме. Соперничал с Лоренцо Бернини за папское внимание. Характерно

Работал в Риме.
Соперничал с Лоренцо Бернини за папское внимание.
Характерно

изобилие затейливых и причудливых архитектурных деталей, усложнённая планировка интерьеров.
Кругу предпочитал эллипс.
В 1667 сжег рукописи и рисунки, затем покончил с собой (закололся).
Слайд 39

Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Кватро Фонтане в Риме 1634-1667гг.

Франческо Борромини
Церковь Сан-Карло алле Кватро Фонтане в Риме 1634-1667гг.

Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

Слайд 43

Церковь Сант-Иво алла Сапиенца (1642—60) была построена Борромини по заказу папы

Церковь Сант-Иво алла Сапиенца (1642—60) была построена Борромини по заказу папы

Урбана VIII.
Церковь является частью Университета Сапиенца, основанного в 13 веке.
Слайд 44

Папа Римский Урбан VIII (Маффео Барберини), (1623 — 1644)

Папа Римский
Урбан VIII (Маффео Барберини),
(1623 — 1644)

Слайд 45

Томмазо Кампанелла предлагал папе основать колледж для того, чтобы воспитывать миссионеров

Томмазо Кампанелла предлагал папе основать колледж для того, чтобы воспитывать миссионеров

и основать мировую теократию с папой во главе: «универсальная монархия», писал Кампанелла, «когда будет одно стадо и один пастух, и счастливая жизнь на земле».
Урбан одно время рассматривал этот проект вполне серьезно.
Слайд 46

Борромини. Университетская церковь в Риме. 1642-60.

Борромини. Университетская церковь в Риме. 1642-60.

Слайд 47

Только у этой римской церкви есть такое затейливое завершение: очень высокий

Только у этой римской церкви есть такое затейливое завершение:
очень высокий

шестилопастной барабан (в плане напоминает цветок), на котором установлена изящная спираль, увенчанная каменной короной с ажурным куполом в виде луковки с кованым крестом.
Слайд 48

В интерьере план пола продолжается в форме перекрытия. Основание и купол

В интерьере план пола продолжается в форме перекрытия. Основание и купол

сливаются так, что ребра купола, продолжающие линии пилястр, кажется поднимаются прямо с пола.
Эти черты архитектуры Борромини, приводившие в изумление его современников, стали характерными чертами позднего барокко и рококо.
Слайд 49

Интерьер. Алтарная композиция Пьетро да Кортона «Св. Иво»

Интерьер. Алтарная композиция Пьетро да Кортона «Св. Иво»

Слайд 50

Голубь в фонаре, окруженный 12 языками пламени и статуи апостолов в нишах церкви

Голубь в фонаре, окруженный 12 языками пламени и статуи апостолов в

нишах церкви
Слайд 51

«Ключ Соломона» призывает Премудрость с помощью различных талисманов, магических кругов и печатей

«Ключ Соломона» призывает Премудрость с помощью различных талисманов, магических кругов и

печатей
Слайд 52

Слайд 53

Слайд 54

Слайд 55

Джованни Лоренцо Бернини (1598 – 1680)

Джованни Лоренцо Бернини (1598 – 1680)

Слайд 56

Учился у отца — скульптора Пьетро Бернини, интересовался театром. Бернини живописно

Учился у отца — скульптора Пьетро Бернини, интересовался театром.
Бернини живописно

сочетает разные материалы,
использует
раскраску,
позолоту,
световые эффекты.
Слайд 57

Колоннада площади перед собором св. Петра в Риме

Колоннада площади перед собором св. Петра в Риме

Слайд 58

Слайд 59

Слайд 60

Слайд 61

Лоренцо Бернини. Кафедра святого Петра. 1657-1666

Лоренцо Бернини. Кафедра святого Петра. 1657-1666

Слайд 62

Слайд 63

Слайд 64

Бернини. Лестница Скала Реджа. 1663-1666

Бернини. Лестница Скала Реджа. 1663-1666

Слайд 65

Бернини. Лестница Скала Реджа. План

Бернини. Лестница Скала Реджа. План

Слайд 66

Скульптура барокко

Скульптура барокко

Слайд 67

Скульптура барокко отличается: повышенной эмоциональностью стремлением к театрализованным эффектам применением разных материалов стремлением «завоевать» пространство

Скульптура барокко отличается:
повышенной эмоциональностью
стремлением к театрализованным эффектам
применением разных материалов
стремлением «завоевать» пространство

Слайд 68

Джованни Лоренцо Бернини Похищение Прозерпины 1621-1622 Мрамор. 295 см Галерея Боргезе.

Джованни Лоренцо Бернини
Похищение Прозерпины
1621-1622
Мрамор. 295 см
Галерея Боргезе. Рим
Бернини было всего 23

года
Слайд 69

«Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск…»

«Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск…»

Слайд 70

Слайд 71

Бернини Аполлон и Дафна 1622-1625 Мрамор, 243 см Галерея Боргезе. Рим

Бернини
Аполлон и Дафна
1622-1625
Мрамор, 243 см
Галерея Боргезе. Рим

Слайд 72

Кардинал Маффео Барберини: «Каждый, кто будет искать наслаждения исчезающей красотой, очнётся

Кардинал Маффео Барберини:
«Каждый, кто будет искать наслаждения исчезающей красотой, очнётся

с руками, полными листвы и горьких ягод».
Слайд 73

Слайд 74

Бернини. Экстаз св. Терезы. Капелла Корнаро. Санта Мария делла Виттория. 1644-1652 гг.

Бернини. Экстаз св. Терезы. Капелла Корнаро. Санта Мария делла Виттория. 1644-1652

гг.
Слайд 75

Кардинал Федерико Корнаро (1579-1653) Заказчик оформления капеллы. Портрет кисти Бернардо Строцци.

Кардинал Федерико Корнаро
(1579-1653)
Заказчик оформления капеллы.
Портрет кисти Бернардо Строцци.

Слайд 76

Слайд 77

Слайд 78

Слайд 79

Слайд 80

Бернини. Портрет Людовика XIV. 1665.

Бернини. Портрет Людовика XIV. 1665.

Слайд 81

Слайд 82

Никола Сальви. Фонта́н Тре́ви. (1732—1762). Рим

Никола Сальви. Фонта́н Тре́ви. (1732—1762). Рим

Слайд 83

Самый большой фонтан Рима (49 м шириной и 26 м высотой).

Самый большой фонтан Рима (49 м шириной и 26 м высотой).
Вода

поступает из источника, расположенного в 13 км от Рима, по водопроводу, который действует с I в. до н.э.
На заднем плане - Палаццо Поли (архитектор Луиджи Ванвителли).
Слайд 84

Слайд 85

«Укрощение вод» – тема скульптурной композиции. Тритоны направляют колесницу из морских

«Укрощение вод» – тема скульптурной композиции.
Тритоны направляют колесницу из морских

раковин Посейдона, которую влекут гиппокампы – водяные лошади.
Слайд 86

Слайд 87

Слайд 88

Слайд 89

Живопись барокко Стремление эмоционально воздействовать на зрителей: Контрасты цвета и света

Живопись барокко

Стремление эмоционально воздействовать на зрителей:
Контрасты цвета и света
Динамизм композиций

(диагональное размещение основных деталей или размещение по спирали)
Частое совмещение двух планов: реального и воображаемого
Игра с пространством
Слайд 90

Джован Баттиста Гаулли (1639 – 1709) - итальянский живописец, прозванный «Бернини

Джован Баттиста Гаулли (1639 – 1709) - итальянский живописец, прозванный «Бернини

живописи».
Роспись купола церкви Иль Джезу в Риме (главного храма ордена иезуитов) - «Триумф Имени Христа»
Слайд 91

Слайд 92

Андреа дель Поццо. Триумф св. Игнатия. 1691-1694. Плафон церкви Сант-Иньяцио. Рим

Андреа дель Поццо. Триумф св. Игнатия. 1691-1694. Плафон церкви Сант-Иньяцио. Рим

Слайд 93

Слайд 94

Пьетро да Кортона. Триумф Божественного Провидения. 1636-1639. Палаццо Барберини в Риме.

Пьетро да Кортона. Триумф Божественного Провидения. 1636-1639. Палаццо Барберини в Риме.


Слайд 95

Слайд 96

Петер-Пауль Рубенс (1577-1640) - знаменитый фламандский живописец. Мастер, великолепно работавший почти во всех жанрах живописи.

Петер-Пауль Рубенс (1577-1640) - знаменитый фламандский живописец.
Мастер, великолепно работавший почти во

всех жанрах живописи.
Слайд 97

Автопортрет с Изабеллой Брант, 1609

Автопортрет с Изабеллой Брант, 1609

Слайд 98

Слайд 99

Похищение дочерей Левкиппа. ок. 1617—1618. Холст, масло. 224 × 211 см. Старая пинакотека. Мюнхен

Похищение дочерей Левкиппа. ок. 1617—1618. Холст, масло. 224 × 211 см. Старая пинакотека. Мюнхен

Слайд 100

Диоскуры – братья-близнецы Кастор и Полидевк – похители дочерей Левкиппа, невест

Диоскуры – братья-близнецы Кастор и Полидевк – похители дочерей Левкиппа, невест

сыновей Афарея.
 Ссора между Диоскурами и сыновьями Афарея привела к тому, что только Полидевк остался в живых.
По просьбе Полидевка Зевс, отец Диоскуров, разрешил ему и Кастору «поделить» обещенное Полидевку бессмертие.
Слайд 101

Слайд 102

Рубенс. Мученичество Св. Сте́фана. 1617 «...вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога».

Рубенс. Мученичество Св. Сте́фана. 1617  «...вот, я вижу небеса отверстые и

Сына Человеческого, стоящего одесную Бога».
Слайд 103

Слайд 104

Рубенс. Снятие с креста. 1612-1614. Дерево, масло, 421 x 311 см Собор Антверпенской Богоматери

Рубенс. Снятие с креста. 1612-1614. Дерево, масло, 421 x 311 см

Собор Антверпенской Богоматери
Слайд 105

Триптих, предназначенный для капеллы Гильдии аркебузьеров (полувоенного братства), состоит из: «Встреча

Триптих, предназначенный для капеллы Гильдии аркебузьеров (полувоенного братства), состоит из:
«Встреча Марии

и Елизаветы»
«Снятие с креста»
«Представление Иисуса в Иерусалимском храме»
Слайд 106

Слайд 107

Слайд 108

Рубенс «Шубка» (Елена Фоурман) ок. 1638

Рубенс
«Шубка»
(Елена Фоурман)
ок. 1638

Слайд 109

Слайд 110

Рубенс. Вирсавия. 1635, дерево, масло, 175 x126 см Картинная галерея, Дрезден, Германия

Рубенс. Вирсавия. 1635, дерево, масло, 175 x126 см Картинная галерея, Дрезден, Германия