Искусство Западной Европы конца XIX - начала XX века. Символизм

Содержание

Слайд 2

Символзим (греч. simbolon – знак, символ) – одно из крупнейших течений

Символзим (греч. simbolon – знак, символ) – одно из крупнейших течений

в искусстве, характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности.
В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. 
Возник во Франции в 1870—1880-х годах и достиг наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России.
Особенного внимания заслуживает данное течение в России, где оно использовало западные идеи, однако предлагало свои отличительные черты и характеристики. Сюда относится связь с народом и государством и обращение к другим историческим эпохам.

Символизм

Слайд 3

Акмеизм. Появился из символизма, однако противостоял ему. Направление предвидело материальность, простоту

Акмеизм. Появился из символизма, однако противостоял ему. Направление предвидело материальность, простоту

образов и высокую точность слова;
Футуризм. Основа состояла в отказе от разнообразных культурных стереотипов и их разрушения. Важное место занимает техника и процессы урбанизации, в которых виделось будущее мира;
Кубофутуризм. Характеризуется отказом от идеалов прошлого и ориентация на грядущее;
Эгофутуризм. Для данного направления характерно применение новых иностранных слов, культивирование чистых чувств и ощущений, демонстрация любви к себе;
Имажинизм. Основой является создание определенного образа. Основное выразительное средство, которое было для этого использовано – это метафора. Для направления характерно применение анархических идей и эпатажа.

Символизм и другие течения

Слайд 4

Новаторство и стремление к экспериментам; Таинственность, неоднозначность и недосказанность; Любовь, смерть,

Новаторство и стремление к экспериментам;
Таинственность, неоднозначность и недосказанность;
Любовь, смерть, страдание –

так называемые вечные темы, главные мотивы символизма в изобразительном творчестве;
Обращение к аллегории, мифологическим и библейским сюжетам;
Наличие на картине символов, отсылающих зрителя к другим источникам знания;
Упрощенное, обобщенное изображение;
Четкие контуры деталей;
Большое пространство однотонного фона картины.

Характерные черты символизма

Слайд 5

Джон Эверетт Милле. Офелия. Галерея Тейт, г. Лондон. 1852 г.

Джон Эверетт Милле. Офелия. Галерея Тейт, г. Лондон. 1852 г.

Слайд 6

Данте Габриэль Россетти. Возлюбленная. Галерея Тейт, г. Лондон. 1865 – 1866 гг.

Данте Габриэль Россетти. Возлюбленная. Галерея Тейт, г. Лондон. 1865 – 1866 гг.

Слайд 7

Характерные черты: Один из основоположников символизма; Жёсткая организация композиции и размещение

Характерные черты:
Один из основоположников символизма;
Жёсткая организация композиции и размещение фигур в

пейзаже параллельными планами;
Сюжеты определены вечными занятиями человека;
Метод П. Пюви де Шаванна: эскизы с натуры - стилизация и обобщение - обведение плотным контуром - калькирование - распределение эскизов на холсте (определение места фигуры в целом);
Чёткий силуэт, особое значение контура;
Линия - главный формообразующий элемент.

Пюви де Шаванн (1824 – 1898 гг.)

Слайд 8

Надежда. Музей Орсе, г. Париж. 1871 г.

Надежда. Музей Орсе, г. Париж. 1871 г.

Слайд 9

Надежда. Галерея Уолтерса, г. Балтимор. 1872 г.

Надежда. Галерея Уолтерса, г. Балтимор. 1872 г.

Слайд 10

Святая Женевьева, созерзцающая Париж. Панно из цикла “Жизнь святой Женевьевы”. Пантеон,

Святая Женевьева, созерзцающая Париж. Панно из цикла “Жизнь святой Женевьевы”. Пантеон, г.

Париж. 1874 – 1898 гг.
Слайд 11

Священная роща, возлюбленная музами и искусствами. Художественный институт, г. Чикаго. 1884 – 1889 гг.

Священная роща, возлюбленная музами и искусствами. Художественный институт, г. Чикаго. 1884 –

1889 гг.
Слайд 12

Бедный рыбак. Музей Орсе, г. Париж. 1881 г.

Бедный рыбак. Музей Орсе, г. Париж. 1881 г.

Слайд 13

Девушки у моря. Музей Орсе, г. Париж. 1879 г.

Девушки у моря. Музей Орсе, г. Париж. 1879 г.

Слайд 14

Поль Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем? Музей

Поль Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем? Музей изящных

искусств, г. Бостон. 1897 – 1898 гг.
Слайд 15

Поль Гоген. Жёлтый Христос. Галерея Олбрайт-Нокс, Буффало. 1889 г.

Поль Гоген. Жёлтый Христос. Галерея Олбрайт-Нокс, Буффало. 1889 г.

Слайд 16

Поль Гоген. Зелёный Христос. Музей изящных искусств, г. Брюссель. 1889 г.

Поль Гоген. Зелёный Христос. Музей изящных искусств, г. Брюссель. 1889 г.

Слайд 17

Основатели группы Поль Серюзье, Пьер Боннар, Жан Эдуар Вюйар, Поль Элье

Основатели группы Поль Серюзье, Пьер Боннар, Жан Эдуар Вюйар, Поль Элье Рансон и Морис Дени.
Все

они увлекались творчеством Поля Гогена, стремились найти свой путь в искусстве и хотели сделать творчество не только работой, но и стилем жизни.
Творчество группы было близко к литературному символизму и характеризуется главенством цветового начала, декоративной обобщенностью форм, мягкой музыкальностью ритмов, плоскостной стилизацией мотивов искусства разных народов: французского народного искусства, японской гравюры и итальянских примитивистов.

Группа “Наби” (1890 – 1905 гг.)

Слайд 18

Поль Эли Рансон. Пейзаж Пророка. 1890 г.

Поль Эли Рансон. Пейзаж Пророка. 1890 г.

Слайд 19

Поль Серюзье. Талисман. Музей д’Орсе, г. Париж. 1888 г.

Поль Серюзье. Талисман. Музей д’Орсе, г. Париж. 1888 г.

Слайд 20

Пьер Боннар. Партия в крокет. Музей д’Орсе, г. Париж. 1892 г.

Пьер Боннар. Партия в крокет. Музей д’Орсе, г. Париж. 1892 г.

Слайд 21

Морис Дени. Пейзаж с зелёными деревьями. Частная коллекция. 1893 г.

Морис Дени. Пейзаж с зелёными деревьями. Частная коллекция. 1893 г.

Слайд 22

Жан Эдуар Вюйар. В комнате. Государственный музей изобразительных искусств имени А.

Жан Эдуар Вюйар. В комнате. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С.

Пушкина, г. Москва. 1904 г.
Слайд 23

Характерные черты: Мифологические и библейские темы в творчестве; Принцип “прекрасной инерции”

Характерные черты:
Мифологические и библейские темы в творчестве;
Принцип “прекрасной инерции” – все

персонажи картины должны изображаться в состоянии глубокой погруженности в себя;
Принцип “необходимого великолепия” - картина должна быть для зрителя прежде всего фантастическим видением, красота которого даёт наслаждение;
Яркие краски и игра света;
Орнаменты и декоративные детали.

Гюстав Моро (1826 – 1898 гг.)

Слайд 24

Эдип и Сфинкс. Музей Метрополитен, г. Нью-Йорк. 1864 г.

Эдип и Сфинкс. Музей Метрополитен, г. Нью-Йорк. 1864 г.

Слайд 25

Явление. Музей Гюстава Моро, г. Париж. Ок. 1875 г.

Явление. Музей Гюстава Моро, г. Париж. Ок. 1875 г.

Слайд 26

Единороги. Музей Гюстава Моро, г. Париж. Ок. 1885 г.

Единороги. Музей Гюстава Моро, г. Париж. Ок. 1885 г.

Слайд 27

Юпитер и Семела. Музей Гюстава Моро, г. Париж. Ок. 1894 г.

Юпитер и Семела. Музей Гюстава Моро, г. Париж. Ок. 1894 г.

Слайд 28

Характерные черты: Один из основателей символизма и «Общества независимых художников»; “Чёрный”

Характерные черты:
Один из основателей символизма и «Общества независимых художников»;
“Чёрный” и “цветной” периоды творчества;
Предвестник ирреализма в

живописи и искусства, обращённого к психике человека;
В работах отражались порождения его фантазии;
Стремился найти такую форму художественного выражения, которая могла бы пробудить в зрителе мысль и стремление к самоанализу.

Одилон Редон (1840 – 1916 гг.)

Слайд 29

Дух. Хранитель вод. 1878 г.

Дух. Хранитель вод. 1878 г.

Слайд 30

Игрок. Из серии “В мечте”. 1879 г.

Игрок. Из серии “В мечте”. 1879 г.

Слайд 31

Улыбающийся паук. Лувр, г. Париж. 1881 г.

Улыбающийся паук. Лувр, г. Париж. 1881 г.

Слайд 32

Профиль света. Частное собрание. 1881 – 1886 гг.

Профиль света. Частное собрание. 1881 – 1886 гг.

Слайд 33

Парсифаль. 1891 г.

Парсифаль. 1891 г.

Слайд 34

Христос Святого Сердца. Лувр, г. Париж. Ок. 1895 г.

Христос Святого Сердца. Лувр, г. Париж. Ок. 1895 г.

Слайд 35

Рождение Венеры. Музей Орсе, г. Париж. Ок. 1910 г.

Рождение Венеры. Музей Орсе, г. Париж. Ок. 1910 г.

Слайд 36

Характерные черты: Большую часть жизни работал над большим циклом «о любви,

Характерные черты:
Большую часть жизни работал над большим циклом «о любви, жизни и смерти», который назвал «Фриз

жизни»;
Жёсткий контраст цвета и резкость форм;
Ритмичность композиции;
Выработал свой стиль;
Излюбленные символы: светловолосая девушка — цветок в белых одеждах, рыжеволосая женщина-вампир и скорбящая мать.

Эдвард Мунк (1863 – 1944 гг.)

Слайд 37

Больная девочка. Галерея Тейт, г. Лондон. 1885 – 1886 гг.

Больная девочка. Галерея Тейт, г. Лондон. 1885 – 1886 гг.

Слайд 38

Крик. Коммунальный музей искусств, г. Осло. 1893 г.

Крик. Коммунальный музей искусств, г. Осло. 1893 г.

Слайд 39

Мадонна. Национальная галерея, г. Лондон. 1894 г.

Мадонна. Национальная галерея, г. Лондон. 1894 г.

Слайд 40

Вампир. Из цикла “Фриз жизни”. Музей Мунка, г. Осло. 1895 г.

Вампир. Из цикла “Фриз жизни”. Музей Мунка, г. Осло. 1895 г.

Слайд 41

Танец жизни. Национальная галерея, г. Осло. 1900 г.

Танец жизни. Национальная галерея, г. Осло. 1900 г.

Слайд 42

Девушки на мосту. Национальная художественная галерея, г. Осло. 1901 г.

Девушки на мосту. Национальная художественная галерея, г. Осло. 1901 г.

Слайд 43

Четыре возраста в жизни. Коллекция Расмуса Мейера, г. Берген. 1902 г.

Четыре возраста в жизни. Коллекция Расмуса Мейера, г. Берген. 1902 г.

Слайд 44

Характерные черты: Один из основателей группы “ХХ”; Оказал влияние на становление

Характерные черты:
Один из основателей группы “ХХ”;
Оказал влияние на становление экспрессионизма;
Предтеча сюрреализма и современного фантастического

искусства;
Совмещение мистики и вполне «мирной» реальности;
Работал в разных жанрах живописи;
Кричаще-яркий по колориту композиции.

Джеймс Энсор (1860 – 1949 гг.)

Слайд 45

Собор. Офорт. 1886 г.

Собор. Офорт. 1886 г.

Слайд 46

Въезд Христа в Брюссель на масленицу 1889 года. Королевский музей изящных искусств, г. Антверпен. 1888 г.

Въезд Христа в Брюссель на масленицу 1889 года. Королевский музей изящных искусств,

г. Антверпен. 1888 г.
Слайд 47

Интрига. Королевский музей изящных искусств, г. Антверпен. 1890 г.

Интрига. Королевский музей изящных искусств, г. Антверпен. 1890 г.

Слайд 48

Художник – скелет. Королевский музей изящных искусств, г. Антверпен. 1896 г.

Художник – скелет. Королевский музей изящных искусств, г. Антверпен. 1896 г.

Слайд 49

Автопортрет с масками. Частное собрание. 1899 г.

Автопортрет с масками. Частное собрание. 1899 г.

Слайд 50

Характерные черты: Стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и

Характерные черты:
Стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного

искусства;
Национальный характер творчества;
Творчество объединяет композиционная структура картин, уровень абстрагирования мотивов, подчеркивание пластики живописи;
Глубокий символизм.

Микалоюс Чюрлёнис (1875 – 1911 гг.)

Слайд 51

Истина. Музей М. Чюрлёниса, г. Каунас. 1905 г.

Истина. Музей М. Чюрлёниса, г. Каунас. 1905 г.

Слайд 52

Искры. Музей М. Чюрлёниса, г. Каунас. 1906 г.

Искры. Музей М. Чюрлёниса, г. Каунас. 1906 г.

Слайд 53

Соната солнца. Анданте. Музей М. Чюрлёниса, г. Каунас. 1907 г.

Соната солнца. Анданте. Музей М. Чюрлёниса, г. Каунас. 1907 г.

Слайд 54

Грусть. Музей М. Чюрлёниса, г. Каунас. 1907 г.

Грусть. Музей М. Чюрлёниса, г. Каунас. 1907 г.

Слайд 55

Соната весны. Скерцо. Музей М. Чюрлёниса, г. Каунас. 1907 г.

Соната весны. Скерцо. Музей М. Чюрлёниса, г. Каунас. 1907 г.

Слайд 56

Cоната Пирамид. Музей М. Чюрлёниса, г. Каунас. 1909 г.

Cоната Пирамид. Музей М. Чюрлёниса, г. Каунас. 1909 г.