История теории цвета

Содержание

Слайд 2

Одна из первых известных теорий цвета была изложена в трактате «О

Одна из первых известных теорий цвета была изложена в трактате «О

цвете», написанном в древней Греции. В нем утверждается, что все цвета существуют в спектре между светом и тьмой, а четыре основные цвета происходят из основных стихий: огня, воды, воздуха и земли. Трактат содержал ряд важных наблюдений, например, о том, что тьма — это отсутствие света, а не цвет.
Слайд 3

В 1704 году Исаак Ньютон опубликовал первое издание «Оптики», в котором

В 1704 году Исаак Ньютон опубликовал первое издание «Оптики», в котором

впервые разложил цветовой спектр по кругу. Это положило начало традиции применения геометрических фигур для изображения цветовых моделей. Так как Ньютон открыл, что соотношение первого и последнего цветов в спектре приблизительно равно 1:2, то есть как в музыкальной октаве, имеющей семь интервалов, количество основных цветов в круге он выбрал по аналогии, разделив круг на семь неравных сегментов в зависимости от интенсивности цвета в спектре.

Ньютоновский цветовой круг, основанный на музыкальной октаве

Слайд 4

В 1810 году немецкий поэт, мыслитель и ученый Вольфганг фон Гёте

В 1810 году немецкий поэт, мыслитель и ученый Вольфганг фон Гёте

издал свою книгу «Теория цвета», которую посвятил восприятию цвета человеком. Он провел множество экспериментов, в которых измерял реакцию глаза на определенные цвета. Гёте создал, пожалуй, самый известный цветовой круг, на котором расположил три основных цвета — красный, синий и желтый — и три дополнительных, созданных из основных — оранжевый, зеленый и фиолетовый. Гёте полагал, что из основных цветов можно составить все остальные цвета.

Цветовой круг Гёте с тремя базовыми цветами — красным, желтым и синим

Слайд 5

Пытаясь создать единую цветовую систему художники начали изображать цветовой спектр в

Пытаясь создать единую цветовую систему художники начали изображать цветовой спектр в

виде объемных фигур. Отличным примером могут послужить цветовые треугольники Тобиаса Майера, которые он опубликовал в своей книге «Комментарий о родстве цветов» в 1775 году. Он расположил в углах треугольника традиционные основные цвета — красный, желтый и синий — и заполнил внутреннее пространство, смешивая противоположные оттенки. Для создания объема он добавил измерение яркости цвета, располагая треугольники разной яркости друг над другом. Таким образом, конкретный цвет стал определяться положением в трехмерном пространстве, что используется и сегодня.

Цветовые треугольники Тобиаса Майера

Слайд 6

В 1810 году свою теорию цвета издал немецкий художник Филипп Отто

В 1810 году свою теорию цвета издал немецкий художник Филипп Отто

Рунге. К основным цветам он причислил белый и черный, расположив их на полюсах своей цветовой сферы, между которыми разместились цветовые пояса. К сожалению, сфера не делала различия между яркостью и насыщенностью цвета и в результате представляла лишь небольшой градиент по интенсивности цвета. Тем не менее, его цветовая сфера послужила основой для последующих цветовых моделей.

Цветовая сфера Филиппа Отто Рунге

Слайд 7

В 1839 году французский химик Мишель Эжен Шеврёль представил свою цветовую

В 1839 году французский химик Мишель Эжен Шеврёль представил свою цветовую

полусферу. Оттенки для своей модели он выбирал визуально, а не на основе количественного соотношения цветов в них. Для проверки правильности выбора дополнительных цветов в своей модели Шеврёль использовал метод остаточного изображения: если человек будет долго смотреть на зеленый квадрат, а затем переведет взгляд на белую стену, то он увидит красный цвет. Это происходит из-за того, что зеленые рецепторы в сетчатке глаза устают и им требуется дополнительный к зеленому цвет для равновесия.

Цветовая полусфера Мишеля Эжена Шеврёля

Слайд 8

В начале XX века американский художник Альберт Генри Манселл создал одну

В начале XX века американский художник Альберт Генри Манселл создал одну

из наиболее значимых в истории цветовых моделей, так называемое цветовое дерево Манселла. Основная особенность этой модели заключается в том, что Манселл по-новому обозначил пространственные координаты: оттенок определял тип цвета (красный, синий, желтый), значение определяло яркость (наличие белого в цвете) и цветность отвечала за насыщенность цвета (его чистоту). Эти обозначения используются и сегодня в цветовой модели HSV.

Визуализация цветового дерева Манселла

Слайд 9

В настоящее время в дизайне, живописи и архитектуре широко используется цветовой

В настоящее время в дизайне, живописи и архитектуре широко используется цветовой

круг швейцарского художника и педагога Иоханнеса Иттена. В его 12-частном круге изображена наиболее распространенная система распределения цветов и их взаимодействия. Иттен выделил основные цвета (синий, красный и желтый), вторичные цвета, получаемые при смешении основных (оранжевый, зеленый и фиолетовый) и третичные цвета, которые образуются при смешении вторичного цвета с основным.

Цветовой круг Иттена