Кострома. Архитектура Костромы

Содержание

Слайд 2

Кострома - туристический город Архитектурный облик города - визитная карточка Творения

Кострома - туристический город

Архитектурный облик города - визитная карточка

Творения Воротилова

Путеводитель по

архитектурным объектам С.А. Воротилова

Проект, каталог,
страница в
социальных сетях

Слайд 3

Цель проекта: создать электронный путеводитель по творчеству Степана Андреевича Воротилова на

Цель проекта:
создать электронный путеводитель по творчеству Степана Андреевича Воротилова на

костромской земле и дать возможность познакомиться с ним широкому кругу зрителей.
Задачи:
Ознакомиться с биографией и творчеством Степана Воротилова;
Выполнить графическую работу «Колокольня Спаса в торговых рядах, г. Костромы»;
Проанализировать материал по архитектурным объектам зодчего на Костромской земле;
Создать электронный путеводитель по этим архитектурным объектам;
Создать сообщество «Творения Степана Воротилова на костромской земле» в социальной сети «ВКонтакте», где можно ознакомиться с моей работой всем желающим
Слайд 4

Актуальность Степан Андреевич Воротилов жил и творил во второй половине 18

Актуальность

Степан Андреевич Воротилов жил и творил во второй половине 18 века

на Костромской земле.
Об архитекторе сохранилось не так много информации.
Данный проект создаётся в целях популяризации архитектурного творчества С.А. Воротилова среди широкого круга людей.
Слайд 5

Новизна: Размещение информации в виде каталога; Размещение информации в социальной сети

Новизна:
Размещение информации в виде каталога;
Размещение информации в социальной сети

«ВКонтакте» для популяризации творчества и общения в рамках темы
Методы работы:
Анализ информационного материала по теме
Обобщение материалов для создания электронного путеводителя
Визуализация в творческой работе одного из архитектурных объектов С.А. Воротилова
Создание каталога в виде презентации
Оформление сообщества в социальных сетях, наполнение страницы, запуск «ВКонтакте»
Слайд 6

Биография Степана Андреевича Воротилова - Родился в конце декабря 1741 года

Биография Степана Андреевича Воротилова

- Родился в конце декабря 1741 года в

посаде Большие Соли в семье бедного большесольского мещанина Андрея Дмитриева Воротилова.
- Занимался черчением, позже – швейным мастерством, кузнецким делом, строительным ремеслом.
- Был прилежен и усидчив, сам себе искал учителей и быстро превосходил их во всем
- Обучил строительному мастерству 4-х братьев и 2 сыновей
- Во время строительства Гостиного двора умер, это случилось 14 ноября 1792 г
Слайд 7

«Что же касается до его характера, то он был единственный человек

«Что же касается до его характера, то он был единственный человек

в своем роде и в целом Большесольском обществе отличнейший гражданин. Из дел его очень видна честность и бескорыстье. С работниками своими всегда поступал благосклонно, кротко и надзор за ними имел строгий и неусыпный, разделывал их за работы по своему усмотрению сугубо..»

свидетельство Посада Соли Большей соборной Воскресенской церкви протоиерея Александра Кондорского 1820 года мая 23 дня

Слайд 8

Характеристика методов работы и особенностей архитектуры

Характеристика методов работы и особенностей архитектуры

Слайд 9

Степан Воротилов стал самостоятельно работать в 1773 году. Хотя он был

Степан Воротилов стал самостоятельно работать в 1773 году. Хотя он был

самоучкой, но его:
Во-первых, признавали «совершенно удовлетворительно практиковавшим архитектором»
Во-вторых, он был мастером, с исключительной добросовестностью выполнявшим все свои подряды.
В-третьих, к середине 70-х годов, он абсолютно сформировался как «колокольностроительный мастер», пользовавшийся большим уважением
Он не только проектировал свои постройки, но и брал подряды на их сооружение
Слайд 10

Стиль барокко 1770 - проектирование и постройку церкви Воскресения в Нерехте.

Стиль барокко

1770 - проектирование и постройку церкви Воскресения в Нерехте. В

этот период начал формироваться его собственный стиль — изящество форм и элементов построек в стиле барокко.  Особым изяществом отличалась четырехъярусная колокольня, завершающаяся колоколообразным куполом с овальными люкарнами, выступающими гуртами и высоким шпилем. Подобное завершение колоколен с различными вариациями еще не раз будет повторено на других памятниках.

Высокий шпиль

Овальные
люкарны

Колоколообразный
купол

Выступающие
гурты

Слайд 11

1776 г. – строительство соборного комплекса в Костромском кремле по проекту

1776 г. – строительство соборного комплекса в Костромском кремле по проекту

и под руководством С. Воротилова.
«...Колокольня, построенная при соборе тем же зодчим С. Воротиловым... представляющая издали фантастическое зрелище своим нагромождением арок, колонн и всяких украшений. Вблизи она еще более потрясает своею грандиозностью и вместе с тем грациозностью…» - писал в 1913 г. о колокольне Г. Лукомский — русский график, акварелист, историк архитектуры.

«Колокольностроительный мастер»

Вся постройка собора и колокольни обошлась в 12 тыс. руб., а С. Воротилову в награду за добросовестное исполнение работ приказано было выдать 15 руб.

Слайд 12

Стиль позднего барокко 1787 г - проект и постройка церквей Преображения

Стиль позднего барокко

1787 г - проект и постройка церквей Преображения в

Нерехте и Петропавловской в Костроме.
Декоративное оформление Петропавловской церкви (Кострома) - вместо объема восьмерика здесь был устроен двухсветный четверик, завершающийся традиционным пятиглавием. 
Фасад Преображенской церкви (Нерехта) - стиль позднего барокко. Нет внутреннего традиционного деления помещений (четверик, трапезная, притвор).

Преображенская церковь

Петропавловская церковь

Слайд 13

Колокольня Спаса в рядах в творческой работе Автор акварели Кузнецов Я. 2021 г

Колокольня Спаса в рядах в творческой работе

Автор акварели Кузнецов Я. 2021

г
Слайд 14

Сообщество в социальной сети «ВКонтакте» «Творения Степана Воротилова на костромской земле»

Сообщество в социальной сети «ВКонтакте» «Творения Степана Воротилова на костромской земле»

Можно

ознакомиться с каталогом по архитектурным творениям Степана Воротилова на Костромской земле
Пройти анкетирование на знание фактов из жизни и творчества архитектора
Добавить свою информацию по теме
Можно написать администратору, задать вопрос, оставить отзыв о сообществе, предложить новость по теме
Слайд 15

Практическая значимость проекта Сделать электронный навигатор по творчеству Воротилова в виде

Практическая значимость проекта

Сделать электронный навигатор по творчеству Воротилова в виде структурированного

каталога его работ, предназначенного для широкого круга зрителей, что позволит быстро находить информацию и будет интересен школьникам, студентам, а также туристам.
Слайд 16

Каталог по работам С. А. Воротилова 2 3 4 5 6 1

Каталог по работам С. А. Воротилова

2

3

4

5

6

1

Слайд 17

10 8 9 назад 7 10 11

10

8

9

назад

7

10

11

Слайд 18

Колокольня при церкви Рождества Богородицы в Больших солях Годы постройки: 1770 Стиль: барокко Информация

Колокольня при церкви Рождества Богородицы в Больших солях

Годы постройки: 1770
Стиль: барокко

Информация

Слайд 19

Экстерьер: Каменная трёхпрестольная* церковь построена на средства купца С. Б. Мельникова

Экстерьер: Каменная трёхпрестольная* церковь построена на средства купца С. Б. Мельникова

вместо прежней, пришедшей в ветхость. Основной объём храма - пятиглавый двухсветный четверик*. По своим размерам храм Рождества Богородицы небольшой, очень стройных пропорций. Основной четверик храма, занимающий площадь около 80 кв.м., перекрыт сомкнутым коробовым сводом*.
Стены: Снаружи стены богато орнаментированы. Украшают их и создают своеобразную игру светотени пилястры* и тройные колонки, как бы скрепляющие углы храма. Стены прорезаны группами из трех окон с наличником в виде кокошника.
Слайд 20

Интересные факты: В 1770 по проекту арх. С. А. Воротилова построена

Интересные факты:
В 1770 по проекту арх. С. А. Воротилова построена

колокольня (не сохр.).
В советское время закрыта, здание использовалось как склад. В 1996 возвращена верующим.
Слайд 21

Источники информации http://temples.ru/card.php?ID=15045 http://www.yaroslavskiy-kray.com/80/cerkov-rozhdestva-bogorodicy-posada-bolshie-soli.html первый

Источники информации

http://temples.ru/card.php?ID=15045
http://www.yaroslavskiy-kray.com/80/cerkov-rozhdestva-bogorodicy-posada-bolshie-soli.html

первый

Слайд 22

Церковь Воскресения Христова в Нерехте Годы постройки: 1770-1787 Стиль: барокко Информация

Церковь Воскресения Христова в Нерехте

Годы постройки: 1770-1787
Стиль: барокко

Информация

Слайд 23

Экстерьер*: Церковь построена кораблём* и представляет из себя восьмерик на четверике*.

Экстерьер*: Церковь построена кораблём* и представляет из себя восьмерик на четверике*. Фасады церкви прорезаны

многочисленными окнами с одинаковыми рамочными наличниками с ушами и сережками. Оба этажа храма в своем завершении имеют многообломный карниз*.
Купол: Расположенный на куполе восьмигранный барабан* украшен декоративной чешуйчатой главкой*.
Слайд 24

Интерьер: Из-за того, что в советское время внутреннее пространство церкви было

Интерьер: Из-за того, что в советское время внутреннее пространство церкви было

приспособлено под жилые помещения, оригинальные интерьеры плохо сохранились.
Интересные факты:
Является первым образцом барочного храма в Нерехте.
На её первом этаже находился зимний храм в честь великомученицы Варвары. На втором этаже была устроена неотапливаемая церковь с престолом в честь Воскресения Христова.
Слайд 25

Источники информации https://russia.travel/objects/309992/ https://lifekostroma.ru/municipalnye-obrazovaniya/g-nerehta-i-nerehtskij-rajon/dostoprimechatelnosti-g-nerehta-i-nerehtskogo-rajona/cerkvi-monastyri-i-hramy-goroda-nerahta-i-nerehtskogo-rajona/cerkvi-monastyri-i-hramy-goroda-nerahta/cerkov-voskreseniya-hristova-varvarinskaya-cerkov-v-gorode-nerehta-nerehtskogo-rajona https://sobory.ru/article/?object=01066 первый

Источники информации

https://russia.travel/objects/309992/
https://lifekostroma.ru/municipalnye-obrazovaniya/g-nerehta-i-nerehtskij-rajon/dostoprimechatelnosti-g-nerehta-i-nerehtskogo-rajona/cerkvi-monastyri-i-hramy-goroda-nerahta-i-nerehtskogo-rajona/cerkvi-monastyri-i-hramy-goroda-nerahta/cerkov-voskreseniya-hristova-varvarinskaya-cerkov-v-gorode-nerehta-nerehtskogo-rajona
https://sobory.ru/article/?object=01066

первый

Слайд 26

Восстановление Успенского собора и соборного комплекса в Костроме Годы восстановления: 1776-1791 Стиль: барокко Информация

Восстановление Успенского собора и соборного комплекса в Костроме

Годы восстановления: 1776-1791
Стиль:

барокко

Информация

Слайд 27

Экстерьер: При перестройке Воротилова 1775—1778 годов главы получили чуждый памятникам Верхневолжья

Экстерьер: При перестройке Воротилова 1775—1778 годов главы получили чуждый памятникам Верхневолжья барочный вид;

позднее (в 1820—1821) их позолотили, что по тем временам было чрезвычайной редкостью. Тогда же была выполнена новая стенопись на сюжет обретения Феодоровской иконы. На месте прежней шатровой колокольни* была выстроена новая, четырёхъярусная, высотой в 64 метра — самое высокое сооружение в губернии.

На месте уничтоженного пожаром Крестовоздвиженского монастыря в кремле был выстроен Богоявленский собор, в котором велись службы в холодное время года. Тогда же были сооружены вычурной архитектуры Триумфальные ворота.

Слайд 28

Интересные факты: Успенский собор был первым каменным сооружением Костромы. Собор не

Интересные факты:
Успенский собор
был первым каменным
сооружением Костромы.
Собор

не сохранил своей первоначальной архитектуры. Он многократно обновлялся и перестраивался после пожаров — в 1654, 1773 и 1843 годах.
В 1990-е годы активно обсуждалась идея воссоздания соборов кремля. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе визита в Кострому в июле 2015 года совершил чин освящения закладного камня на месте Успенского собора, назвав это событие «символом восстановления исторической правды»
19 июля 2015 г. во время посещения Костромы Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом был установлен и освящён закладной камень в основание Успенского собора.
Слайд 29

Источники информации https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0) https://gnezdoparanoika.ru/stati/7899-uspenskiy-sobor-kostroma.html https://life.kostromka.ru/church-3-12102/ первый

Источники информации

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0)
https://gnezdoparanoika.ru/stati/7899-uspenskiy-sobor-kostroma.html
https://life.kostromka.ru/church-3-12102/

первый

Слайд 30

Левашовская колокольня Костромского уезда Годы постройки: 1770-е Стиль: позднее барокко Информация

Левашовская колокольня Костромского уезда

Годы постройки: 1770-е
Стиль: позднее барокко

Информация

Слайд 31

Церковь: Внешне Воскресенская церковь состоит из четверика с огромными чешуйчатыми луковичными

Церковь: Внешне Воскресенская церковь состоит из четверика с огромными чешуйчатыми луковичными главами* на

высоких барабанах. Особую выразительность силуэту церкви придаёт то, что высота центрального барабана с главой превосходит высоту стен основного объёма.
Колокольня: Ярусная колокольня, являющаяся, в отличие от храма, образцом позднего барокко, была построена в честь Святой Троицы. Колокольня по праву считается одним из лучших творений зодчего.
Колокола: Большой интерес представляют колокола Воскресенского храма. Старейший из них был отлит в 1785 г. и весит около 105 пудов. Второй колокол превысил первый чуть меньше чем в 3 раза — 300 пудов. Примечательно, что на этом колоколе имеется двойная датировка (1803/1805 гг.) — свидетельство того, что его отливали дважды.
Слайд 32

Интересные факты: Старожилы рассказывают, что, когда в Левашево приехали уполномоченные по


Интересные факты:
Старожилы рассказывают, что, когда в Левашево приехали уполномоченные по сбору

цветного металла, жители окружили колокольню и не дали их сбросить. Благодаря этому, храм называют «музеем ярославских колоколов».
Несмотря на территориальную близость к Костроме, исторически Левашово тяготеет к Ярославлю и стоит на самой границе Ярославского и Костромского уездов.

Большой колокол-благовестник в 500—505 пудов занимает практически все пространство колокольни и стоит уже более 160 лет, являясь одним из самых больших дошедших до нашего времени колоколов.

Слайд 33

Источники информации https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%B2%D0%BE_%D0%B8%D0%BC%D1%8F_%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0_(%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%BE%D0%B2%D0%BE) https://sobory.ru/article/?object=00642 https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=13946 первый

Источники информации

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%B2%D0%BE_%D0%B8%D0%BC%D1%8F_%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0_(%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%BE%D0%B2%D0%BE)
https://sobory.ru/article/?object=00642
https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=13946

первый

Слайд 34

Предтеченская колокольня в Костроме Годы постройки: 1770-е Стиль: барокко Информация

Предтеченская колокольня в Костроме

Годы постройки: 1770-е
Стиль: барокко

Информация

Слайд 35

Экстерьер: Наиболее существенные изменения храм претерпел на рубеже XVIII–ХIХ вв., благодаря

Экстерьер: Наиболее существенные изменения храм претерпел на рубеже XVIII–ХIХ вв., благодаря

С.А.Воротилову. Наиболее чётко рука мастера прослеживается в моделировании объёма колокольни, ближайшим аналогом которой является венчающая часть колокольни Богоявленского собора Костромского кремля. Первоначальные формы церкви Иоанна Предтечи, по-видимому, были ближе к простому декоративному убранству церкви Воскресения «на площадке». В пользу многочисленных перестроек храма свидетельствует различное решение северного и южного фасадов, трапезной части*.

Шейки главок над придельными храмами решены также по-разному: северная – гранёная, южная – цилиндрическая.

Слайд 36

Интересные факты: Церковь имела два придельных храма*. Один был устроен в

Интересные факты:
Церковь имела два придельных храма*. Один был устроен в честь

семи отроков Ефесских, другой – в честь великомученицы Параскевы.
Строители храма неизвестны. Неизвестно также, на какие средства храм сооружался.
Судя по стилистическим особенностям различных частей здания, оно неоднократно перестраивалось.
Слайд 37

Источники информации https://kostromka.ru/architecture/vasiliev/97.php https://sobory.ru/article/?object=35325 http://old-churches.ru/ko_023.htm первый

Источники информации

https://kostromka.ru/architecture/vasiliev/97.php
https://sobory.ru/article/?object=35325
http://old-churches.ru/ko_023.htm

первый

Слайд 38

Благовещенская колокольня в Нерехте Годы постройки: 1770-е Стиль: барокко Информация 1914 г.

Благовещенская колокольня в Нерехте

Годы постройки: 1770-е
Стиль: барокко

Информация

1914 г.

Слайд 39

Экстерьер: Благовещенская колокольня отличалась от всех предыдущих своеобразным планировочным решением: первые

Экстерьер: Благовещенская колокольня отличалась от всех предыдущих своеобразным планировочным решением: первые

два яруса квадратные в плане со скошенными углами. Третий же ярус в плане крестовый. Решётки парапетов этого яруса-полукруглой формы, с выносом наружу от плоскости стен, как это было применено на колокольни церкви Воскресения. Выполненная в традициях барокко колокольня украшена пилястрами, сложными профилированными карнизами.
Слайд 40

Северный придел представлял собой самостоятельную церковь с отдельным западным входом, обрамлённым

Северный придел представлял собой самостоятельную церковь с отдельным западным входом, обрамлённым

порталом. Центральная часть придела - четверик, как и у собственно храма, завершался восьмигранником, украшенным рустованными пилястрами* и увенчанный главой на глухом барабане*. Наличники окон придела имеют богатое оформление и завершаются двухчастными килевидными кокошниками*. В интерьере центральной части под побелкой сохранились темперные росписи 2-ой пол.18 века.
Интересный факт:
Церковь Благовещения принадлежит к древнейшим сохранившимся в Нерехте памятникам культового зодчества
Слайд 41

Источники информации http://old-blago-vest.prihod.ru/ https://life.kostromka.ru/blagoveshheniya-14477/ http://starina44.ru/blagoveschenskaya-cerkov первый

Источники информации

http://old-blago-vest.prihod.ru/
https://life.kostromka.ru/blagoveshheniya-14477/
http://starina44.ru/blagoveschenskaya-cerkov

первый

Слайд 42

Церковь Преображения в Нерехте Год постройки: 1787 Стиль: барокко Информация

Церковь Преображения в Нерехте

Год постройки: 1787
Стиль: барокко

Информация

Слайд 43

Экстерьер: Овальная в плане, с небольшими ризалитами* по сторонам света, стройной

Экстерьер: Овальная в плане, с небольшими ризалитами* по сторонам света, стройной

колокольней с запада и световой ротондой* в центре, она тяготеет к столичным постройкам. Довольно изящно и оформление фасадов в стиле позднего барокко. Оконные и дверные проёмы углублены в нишах и имеют строгое и выразительное убранство из тесаных профилированных карнизов* и замковых камней*.
Интерьер: Интерьер зимнего храма с невысокими коробовыми сводами, опирающимися на квадратный столп в центре, создаёт ощущения уюта и домашнего спокойствия, верхняя же церковь полна воздуха и света, благодаря высоким сводам и расположенным в два света окнам. Особую праздничность верхнему храму придавали росписи стен и иконостас, который был утерян. 
Слайд 44

Интересные факты: Церковь Преображения была построена на месте также двухэтажной каменной

Интересные факты:
Церковь Преображения была построена на месте также двухэтажной каменной Ильинской

церкви, сильно повреждённой пожаром 1785 г.
В советское время были разобраны завершение храма и верхний ярус колокольни, снесена ограда. В 1988-1991 гг. церковь была отреставрирована
Слайд 45

Источники информации https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8F_(%D0%9D%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%85%D1%82%D0%B0) https://posmotrim.by/article/spaso-preobrazhenskij-hram-nerehta.html https://sobory.ru/article/?object=03118 первый

Источники информации

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8F_(%D0%9D%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%85%D1%82%D0%B0)
https://posmotrim.by/article/spaso-preobrazhenskij-hram-nerehta.html
https://sobory.ru/article/?object=03118

первый

Слайд 46

Петропавловская церковь в Костроме Год постройки: 1787 Стиль: барокко Информация

Петропавловская церковь в Костроме

Год постройки: 1787
Стиль: барокко

Информация

Слайд 47

Церковь каменная, с такою же колокольней, построена в 1787 г. тщанием

Церковь каменная, с такою же колокольней, построена в 1787 г. тщанием священника

Иоанна Гаврилова и прихожан. Ограда деревянная.
Интересные факты:
Престолов два:
во имя ап. Петра и Павла
во имя святителя Николая Чудотворца и свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских.
К церкви приписана Александроневская часовня на Сусанинской площади.
Церковь была закрыта в 1929 г., а в начале 1940-х полностью разрушена.
Слайд 48

Источники информации https://sobory.ru/article/?object=35292 http://old-churches.ru/ko_022.htm первый

Источники информации

https://sobory.ru/article/?object=35292
http://old-churches.ru/ko_022.htm

первый

Слайд 49

Крестовоздвиженская кладбищенская церковь в Нерехте Год постройки: 1788 Стиль: позднее барокко - классицизм Информация

Крестовоздвиженская кладбищенская церковь в Нерехте

Год постройки: 1788
Стиль: позднее барокко - классицизм

Информация

Слайд 50

Экстерьер: Воротиловская колокольня, впитала в себя элементы двух предшествующих по времени

Экстерьер: Воротиловская колокольня, впитала в себя элементы двух предшествующих по времени

церквей, уже построенных Воротиловым в Нерехте. Так, второй ярус и барабан со шпилем близки по оформлению к колокольни Преображенской церкви, а колоколообразное завершение яруса звона - один из вариантов завершения Воскресенской церкви.
Интерьер: Одинаково решены также интерьеры Крестовоздвиженской и верхней Преображенской церквей. Высокая арка лишь чисто условно делит храм на центральную часть и трапезную. Интересной особенностью церкви является то, что световой восьмерик не равносторонний, а вытянут по оси север-юг.
Слайд 51

Интересный факт: Придел примкнул с юга и с запада, в результате

Интересный факт:
Придел примкнул с юга и с запада, в результате чего

колокольня оказалась в центре здания, вход в неё был утрачен. Несмотря на единое архитектурное убранство фасадов в стиле позднего барокко, придел этот со скруглённым северо-восточным углом и увенчанный глухим цилиндрическим барабаном с луковичной главкой, смотрится всё же несколько чужеродно в общей композиции церкви.
Слайд 52

Источники информации https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_(%D0%9D%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%85%D1%82%D0%B0) https://sobory.ru/article/?object=13359 https://sterh1973.livejournal.com/242339.html первый

Источники информации

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_(%D0%9D%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%85%D1%82%D0%B0)
https://sobory.ru/article/?object=13359
https://sterh1973.livejournal.com/242339.html

первый

Слайд 53

Мучные и красные ряды в Костроме Годы постройки: 1791 - 1793 Стиль: классицизм Информация

Мучные и красные ряды в Костроме

Годы постройки: 1791 - 1793
Стиль: классицизм

Информация

Слайд 54

Большие мучные ряды: Типовая ячейка была сделана в два раза шире,

Большие мучные ряды: Типовая ячейка была сделана в два раза шире,

чем в Красных, однако размеры пролетов аркады галерей были сохранены такими же, как в Красных, поэтому лавки Больших мучных рядов соответствуют двум пролетам аркады. В центре аркады галереи, окружающей здание, оказывается то входная дверь, то витринное окно.
Красные ряды: имеют более мелкие размеры лавок. Складские помещения второго этажа освещались круглым окном, таким образом, в арочном пролете видны сразу вход, витринное окно и круглое окно над ними. Благодаря такому не бросавшемуся сразу в глаза приему мучные ряды приобретают монументальность, а Красные - большую нарядность и парадность.
Слайд 55

Интересные факты: Строительство Красных и Больших мучных рядов было начато в

Интересные факты:
Строительство Красных и Больших мучных рядов было начато в 1789

году, за основу был принят "образцовый" проект торговых рядов, подписанный архитектором К. фон Клером. Подряд на постройку этих рядов взял С. А. Воротилов.
Колокольню со шпилем Спаса в Рядах достраивали уже после смерти Воротилова (1792) брат Петр Андреевич и сын Ефрем Степанович в 1794 году.
Реставрация зданий церкви Спаса в Рядах проводилась под руководством И. Ш. Шевелева в конце 1970-х годов.
Слайд 56

Источники информации https://kostromka.ru/kostroma/sight/trade.php https://lifekostroma.ru/kostroma-dostoprimechatelnosti-polnyj-spisok/gostinyj-dvor-krasnye-ryady-s-cerkovyu-spasa-v-ryadah-i-melochnymi-ryadami https://tripguide.ru/krasnye-ryady-i-cerkov-spasa-v-ryadah-v-kostrome.htm первый

Источники информации

https://kostromka.ru/kostroma/sight/trade.php
https://lifekostroma.ru/kostroma-dostoprimechatelnosti-polnyj-spisok/gostinyj-dvor-krasnye-ryady-s-cerkovyu-spasa-v-ryadah-i-melochnymi-ryadami
https://tripguide.ru/krasnye-ryady-i-cerkov-spasa-v-ryadah-v-kostrome.htm

первый

Слайд 57

Незадокументированные работы первый Никольская церковь близ Щелыково Дом - «носок» в

Незадокументированные работы

первый

Никольская церковь близ Щелыково

Дом - «носок» в Нерехте

Дом

купца Горбунова
в Костроме
Слайд 58

Словарь архитектора* Престол - стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем

Словарь архитектора*

Престол - стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на

нём Евхаристии.
Четверик - четырёхгранное (четырёхугольное) в плане сооружение или его часть.
Восьмерик - восьмигранное (восьмиугольное) в плане сооружение или его часть.
Коробовый свод - криволинейное перекрытие с лежачим полуовалом в сечении.
Пилястра – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба.
Экстерьер - внешний вид какого-либо объекта, в частности здания, сооружения, изделия, а также изображение внешнего вида.
«Корабль» - архитектурный тип православного храма, характеризующийся расположением его частей (собственно храма, трапезной и колокольни) в одну линию, образуя единое сооружение.
Слайд 59

Карниз – горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания и защищающий

Карниз – горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания и защищающий

стену от стекающей воды.
«Восьмерик на четверике» (восьмигранный барабан) - тип архитектурной композиции церковного здания: верхний объём октагональной конфигурации («восьмерик») поставлен на четверик (как правило, более низкий). Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.
Чешуйчатая главка – наружное декоративное завершение на барабанах купольных церквей в виде чешуи.
Шатровая колокольня - вместо купола здание шатрового храма завершается шатром.
Луковичная глава - разновидность купольного покрытия, имеющая форму луковицы.
Трапезная - стол; - помещение (постройка) в церковном учреждении, предназначенная для совместного приёма пищи (трапезы).
Слайд 60

Пилястра - вертикальный выступ стены, обычно имеющий (в отличие от лопатки)

Пилястра - вертикальный выступ стены, обычно имеющий (в отличие от лопатки) базу

и капитель, и тем самым условно изображающий колонну.
Глухой барабан - сравнительно узкий, без прорезей. Часто такой барабан под куполом называют шеей.
Двухчастный килевидный кокошник — повторяющийся два раза полукруглый или килевидный (имеющий форму полукруга или полуовала с внешним заострением над серединой дуги) наружный декоративный элемент в виде ложной закомары.
Ризалит - часть здания, выступающая за основную линию фасада во всю его высоту. 
Ротонда - композиционный тип круглого в плане здания, как правило окружённого колоннами и увенчанного куполом.
Замковый камень - клинчатый камень кладки в вершине свода или арки.
Слайд 61

Выводы Мой проект – это электронный навигатор по творчеству Воротилова в

Выводы

Мой проект – это электронный навигатор по творчеству Воротилова в виде

структурированного каталога его работ, предназначенного для широкого круга зрителей, что позволит быстро находить информацию и будет интересен школьникам, студентам, а также туристам. Проект может быть использован образовательными учреждениями для ознакомления с объектами региональной культуры.
Слайд 62

Источники информации Сайт «Кириллица | Костромской самородок» [Электронный ресурс] Режим доступа:

Источники информации

Сайт «Кириллица | Костромской самородок» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyrillitsa.ru/posts/615-kostromskoy-samorodok.html
С.В.Демидов

/ Ахитектор С.А.Воротилов // Выпуск №3 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kostromka.ru/kostroma/land/03/demidov/4.php
https://detstvo44.ru/index.php/component/k2/61021
Воронин Е.Е. / Ярославль – Кострома / 09 декабря 2006 год [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.yar-genealogy.ru/0248.php
Осипов Г. / Загадка костромского феникса [Электронный ресурс] Режим доступа: https://russkiymir.ru/publications/195274/
Аннин А. / Статья «Ох, и натворил Степан Воротилов [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.postkomsg.com/travel/212270/
«Как я не дожил до суда / How I didn’t live to see the trial (2021)» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://youtu.be/TSv972LpoXw