Крепостной живописец Аргунов Иван Петрович (1729-1802)

Содержание

Слайд 2

АРГУНОВ Иван Петрович, 1729 — начало 1802, Москва... Судьба этого замечательного

АРГУНОВ Иван Петрович, 1729 — начало 1802, Москва...
Судьба этого замечательного живописца

драматична. Крепостной графа П. Б. Шереметева — одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой, — И.П.Аргунов принадлежал к талантливой семье крепостных интеллигентов - художников и архитекторов.
Слайд 3

Портрет А. А. Лазаревой

Портрет А. А. Лазаревой  

Слайд 4

Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем

Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем

домов (фактически дворцов) П.Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.
Слайд 5

Портрет М. Л. Лазарева

Портрет М. Л. Лазарева

Слайд 6

Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал

Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал

нужды, но могло ли это заменить свободу? Всю жизнь он испытывал двойственность своего положения: с одной стороны — признанный художник, с другой — бесправный раб. А ведь уже в 1750-е гг. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллы А.П.Лосенко, К.И.Головачевский и И.С.Саблуков, будущие академики живописи.
Слайд 7

Портрет Т. А. Ветошниковой

  Портрет Т. А. Ветошниковой

Слайд 8

Портрет князя Ивана Ивановича Лобанова-Ростовцева Судя по всему, в 1746-47 гг.

Портрет князя Ивана Ивановича Лобанова-Ростовцева

Судя по всему, в 1746-47 гг. Аргунов

учился у Г.Х.Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы .
Во всяком случае, в 1747 г. вместе с Гроотом молодой живописец исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца.
Иконы Аргунов писал и позже. Но главным его призванием был портрет.
Слайд 9

Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской Особенно хорош портрет княгини. Он несколько

  Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской

Особенно хорош портрет княгини.
Он несколько жестковат по

исполнению, что, впрочем, вполне естественно для совсем молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью.
Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.
Слайд 10

Портрет Хрипуновой Портрет Козьмы Аксентьевича Хрипунова

Портрет Хрипуновой Портрет Козьмы Аксентьевича Хрипунова

Слайд 11

Портрет графа Петра Борисовича Шереметьева

Портрет графа Петра Борисовича Шереметьева

Слайд 12

Портрет графини А. П. Шереметьевой

Портрет графини А. П. Шереметьевой

Слайд 13

Писал художник и «исторические» портреты предков своих хозяев — фельдмаршала Б.П.Шереметева,

Писал художник и «исторические» портреты предков своих хозяев — фельдмаршала Б.П.Шереметева,

князя А.М.Черкасского. Писал и императриц — Елизавету Петровну и Екатерину II.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны

Слайд 14

Портрет Екатерины II

Портрет Екатерины II

Слайд 15

«Портрет калмычки Аннушки» (1767). Но более известен «Портрет калмычки Аннушки» (1767).

«Портрет калмычки Аннушки» (1767).

Но более известен «Портрет калмычки Аннушки» (1767).

Любимая воспитанница В.А.Шереметевой, милая девочка, держит в руках гравированный портрет уже покойной хозяйки. В середине XVIII в. среди русской аристократий была мода на калмычат, как до того — на арапчат.
Слайд 16

«Портрет Толстой». В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих

«Портрет Толстой».

В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших

своих работ - «Портрет Толстой». Немолодая женщина с умным спокойным лицом изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет.
Слайд 17

1760-е гг. — время расцвета творчества Аргунова. Но в конце их

1760-е гг. — время расцвета творчества Аргунова. Но в конце их

П.Б.Шереметев переселяется в Москву, а художника назначает управителем своего Миллионного дома в Петербурге, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей.
В 1770 — 80-е г.г. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение — «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784)— первое такого рода в русском искусстве.
Слайд 18

«Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784)

«Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784)

Слайд 19

Проверка

Проверка

Слайд 20

Ответы 10 правильных- «5» 9-7 правильных – «4» 6-4 правильных – «3» 3-0 правильных – «2»

Ответы

10 правильных- «5»
9-7 правильных – «4»
6-4 правильных – «3»
3-0 правильных –

«2»