Культура 18-19 веков

Содержание

Слайд 2

Версаль Версаль – резиденция французских королей – гордился своим парком, созданным по проекту Андре Ленотра.

Версаль

Версаль – резиденция французских королей – гордился своим парком, созданным по

проекту Андре Ленотра.
Слайд 3

Садово-парковое искусство. Версаль. Природа приняла в нем строго геометрические формы, предписанные ей разумом человека.

Садово-парковое искусство. Версаль.

Природа приняла в нем строго геометрические формы, предписанные ей

разумом человека.
Слайд 4

Садово-парковое искусство. Версаль. Парк отличался четкой симметрией аллей и прудов, строгими

Садово-парковое искусство. Версаль.

Парк отличался четкой симметрией аллей и прудов, строгими

рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нём статуй.
Слайд 5

Парк отличался торжественным достоинством расположенных в нем статуй. Садово-парковое искусство. Версаль.

Парк отличался торжественным достоинством расположенных в нем статуй.

Садово-парковое искусство. Версаль.

Слайд 6

Классицизм в архитектуре России

Классицизм в архитектуре России

Слайд 7

Самсон, разрывающий пасть льва Античный герой, его красота, патриотическая тематика, прославление монарха

Самсон, разрывающий пасть льва

Античный герой, его красота, патриотическая тематика, прославление монарха

Слайд 8

А.Д.Захаров Адмиралтейство

А.Д.Захаров Адмиралтейство

Слайд 9

Биржа и Стрелка на Неве (Петропавловская крепость – стрелка Васильевского острова – Дворцовая набережная)

Биржа и Стрелка на Неве (Петропавловская крепость – стрелка Васильевского острова

– Дворцовая набережная)
Слайд 10

Ростральная колонна Ростра – архитектурное украшение в виде носовой части древнего судна

Ростральная колонна

Ростра –
архитектурное украшение в виде носовой части древнего

судна
Слайд 11

А.Н.Воронихин. Казанский собор 1801-1811 – строительство Казанского собора. Освящён Казанский собор

А.Н.Воронихин. Казанский собор

1801-1811 – строительство Казанского собора.
Освящён Казанский собор в Санкт-Петербурге


27 сентября 1811 г.
Слайд 12

К.А.Тон Храм Христа Спасителя

К.А.Тон Храм Христа Спасителя

Слайд 13

Карло Мадерна. Церковь Святой Сусанны, Рим


Карло Мадерна. Церковь Святой Сусанны, Рим

Слайд 14

Кафедральный собор в Модике

Кафедральный собор в Модике

Слайд 15

Церковь Иль Джезу, Рим

Церковь Иль Джезу, Рим

Слайд 16

Цвингер. Дрезден

Цвингер. Дрезден

Слайд 17

Дворец в Царском Селе.

Дворец в Царском Селе.

Слайд 18

Большая галерея. Дворец в Царском Селе.

Большая галерея. Дворец в Царском Селе.

Слайд 19

Янтарная комната. Дворец в Царском Селе

Янтарная комната. Дворец в Царском Селе

Слайд 20

Версаль. Зеркальная галерея

Версаль. Зеркальная галерея

Слайд 21

Собор Святого Петра. Рим

Собор Святого Петра. Рим

Слайд 22

Площадь Святого Петра. Рим

Площадь Святого Петра. Рим

Слайд 23

Усадьба Кусково - уникальный памятник культуры XVIII века, один из самых

Усадьба Кусково - уникальный памятник культуры XVIII века, один из самых

ранних образцов летних загородных резиденций России. Усадьба была построена по заказу графов Шереметевых и предназначалась для пышных приемов, проведения многолюдных театрализованных празднеств и гуляний. До наших дней сохранилось более 20 уникальных памятников архитектуры, а так же единственный в Москве французский парк усадьбы с мраморной скульптурой, прудами и павильонами.
Слайд 24

Усадьба Кусково включает дворец, построенный под руководством архитектора К. И. Бланка

Усадьба Кусково включает дворец, построенный под руководством архитектора К. И. Бланка

во второй половине XVIII; парк, украшенный скульптурами; павильоны: «Грот», «Оранжерея», «Эрмитаж», «Итальянский» и «Голландский» домики. Центром ансамбля является дворец, в котором сохранились планировка и декоративное убранство интерьеров, состоящее из уникальных произведений русского и западноевропейского изобразительного искусства. Во дворце и павильонах можно познакомиться с прекрасной коллекцией живописи XVIII века.
Слайд 25

ДВОРЕЦ

ДВОРЕЦ

Слайд 26

Оранжерея и парк

Оранжерея и парк

Слайд 27

Эрмитаж

Эрмитаж

Слайд 28

Грот

Грот

Слайд 29

Голландский домик

Голландский домик

Слайд 30

Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина,

Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина,

ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.
Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» - это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т.п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования, и «рокайльщик» - это мастер, создающий такие убранства. То, что мы сейчас называем "рококо", в свое время называлось "живописным вкусом».
Слайд 31

Чешская аристократка, одетая по моде рококо.

Чешская аристократка, одетая по моде рококо.

Слайд 32

Прическа эпохи рококо Мода эпохи рококо отличалась стремлением к рафинированности, утончённости

Прическа эпохи рококо Мода эпохи рококо отличалась стремлением к рафинированности, утончённости и

намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела. Моду рококо принято считать женственной модой, так как в эту эпоху произошло максимальное приближение мужской моды к типично-женским образцам. (Некоторые исследователи даже называют XVIII век — «веком женщин»). Идеал мужчины — утончённый придворный, франт. Идеал женщины — хрупкая стройная жеманница. В моде — осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Этот силуэт оставался неизменным на протяжении всей эпохи рококо. Женщины носят пышные юбки — панье, создающие эффект «перевёрнутой рюмочки».
Слайд 33

.

.

Слайд 34

Слайд 35


Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

L’Arc de Triomphe à Moscou

L’Arc de Triomphe à Moscou

Слайд 41

Слайд 42

Развитие образования

Развитие образования

Слайд 43

Количество неграмотных в 1871 г. Москва – 55 %; Губернские города

Количество неграмотных в 1871 г.

Москва – 55 %;
Губернские города – 60-70

%;
Уездные города – 70-80 %;
Деревня – грамотность – редкое явление.
Слайд 44

Начальная школа Земская школа; Церковноприходская школа; Воскресная школа.

Начальная школа

Земская школа;
Церковноприходская школа;
Воскресная школа.

Слайд 45

Средняя школа Реальное направление Классическое направление Настаивали на преподавании естественных наук

Средняя школа

Реальное направление

Классическое направление

Настаивали на преподавании естественных наук и

современных иностранных языков.

Считали необходимым сохранить ориентацию на изучение классической древности.

Слайд 46

Средняя школа Гимназия (классич. направление) 180 мужских 142 женских Количество небольшое Реальные училища Допуск. в университеты

Средняя школа

Гимназия
(классич. направление)

180 мужских
142 женских

Количество небольшое

Реальные училища

Допуск. в университеты

Слайд 47

Высшая школа Количество студентов – 17 тыс. чел. Томский университет (22

Высшая школа

Количество студентов – 17 тыс. чел.
Томский университет (22 июля 1888

г.);
Томский технологический институт (1900 г.);
Высшие женские курсы ( 1878 г.).
Первый директор –
Бестужев-Рюмин
Слайд 48

Русская наука

Русская наука

Слайд 49

ПАФНУТИЙ ЛЬВОВИЧ ЧЕБЫШЕВ (1821-1894) Открытия в математическом анализе, теории чисел, теории

ПАФНУТИЙ ЛЬВОВИЧ ЧЕБЫШЕВ (1821-1894)

Открытия в математическом анализе, теории чисел, теории вероятности.
1860

г.- избран членом Парижской академии наук.

Математика

Слайд 50

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ЛЯПУНОВ (1857-1918) Ученик Чебышева. Его открытия подтолкнули развитие математики. Математика

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ЛЯПУНОВ (1857-1918)

Ученик Чебышева.
Его открытия подтолкнули развитие математики.

Математика

Слайд 51

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА КОВАЛЕВСКАЯ (1850-1891) Уехала за границу, там получила степень доктора

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА КОВАЛЕВСКАЯ (1850-1891)

Уехала за границу, там получила степень доктора наук,

стала профессором Стокгольмского университета.

Математика

Слайд 52

АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ СТОЛЕТОВ (1839-1896) Исследования в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных

АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ СТОЛЕТОВ (1839-1896)

Исследования в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных при

создании современной электронной техники.

История

Слайд 53

АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ ПОПОВ (1859-1905) Главное направление научных поисков – изучение электрических

АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ ПОПОВ (1859-1905)

Главное направление научных поисков – изучение электрических явлений,

электромагнетизма.
1895 г. – на заседании Русского физико-химического общества выступил с докладом, продемонстрировал прибор, первая в мире радиостанция.

Физика

Слайд 54

АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ МОЖАЙСКИЙ (1825-1890) Посвятил жизнь созданию летательного аппарата. 1881 г.

АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ МОЖАЙСКИЙ (1825-1890)

Посвятил жизнь созданию летательного аппарата. 1881 г. –

начал постройку самолета с 2 паровыми двигателями. Попытка неудачная, но изобретатель вплотную подошел к решению задачи.

Физика, самолетостроение

Слайд 55

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ БУТЛЕРОВ (1828-1886) Разработал теорию химического строения. Химия

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ БУТЛЕРОВ (1828-1886)

Разработал теорию химического строения.

Химия

Слайд 56

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МЕНДЕЛЕЕВ (1834-1907) Открытие периодического закона химических элементов, на его

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МЕНДЕЛЕЕВ (1834-1907)

Открытие периодического закона химических элементов, на его основе

предсказал существование неизвестных в то время элементов.
Книга «Основы химии» переведена почти на все языки.

Химия

Слайд 57

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ДОКУЧАЕВ (1846-1903) Раскрыл сложный и длительный процесс происхождения почв.

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ДОКУЧАЕВ (1846-1903)

Раскрыл сложный и длительный процесс происхождения почв.
Монография «Русский

чернозем».
Книга «Наши степи прежде и теперь» - план борьбы с засухами.

Почвоведение

Слайд 58

ИВАН МИХАЙЛОВИЧ СЕЧЕНОВ (1829-1905) Вольнослушатель медицинского факультета Московского университета, за границей

ИВАН МИХАЙЛОВИЧ СЕЧЕНОВ (1829-1905)

Вольнослушатель медицинского факультета Московского университета, за границей совершенствовал

знания.
Занимался проблемами человеческой психики.
Работы «Рефлексы головного мозга» и «Психологические этюды».

Биология

Слайд 59

ИЛЬЯ ИЛЬИЧ МЕЧНИКОВ (1845-1916) По приглашению Луи Пастера переехал в Париж.

ИЛЬЯ ИЛЬИЧ МЕЧНИКОВ (1845-1916)

По приглашению Луи Пастера переехал в Париж. Переписывался

с Сеченовым, Менделеевым.
Награжден орденом Почетного легиона.

Медицина, микробиология, бактериология

Слайд 60

СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ СОЛОВЬЕВ (1820-1879) В течение многих лет ежегодно выходил новый

СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ СОЛОВЬЕВ (1820-1879)

В течение многих лет ежегодно выходил новый том

«Истории России с древнейших времен». Последний 29 том вышел в 1880 г.

История

Слайд 61

ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ КЛЮЧЕВСКИЙ (1841-1911) Сменил Соловьева на кафедре русской истории в

ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ КЛЮЧЕВСКИЙ (1841-1911)

Сменил Соловьева на кафедре русской истории в Московском

университете.
Интерес к социально-экономическим вопросам истории.
«Курс русской истории».

История

Слайд 62

Русские путешественники

Русские путешественники

Слайд 63

ПЕТР ПЕТРОВИЧ СЕМЕНОВ-ТЯН-ШАНСКИЙ (1827-1914) Путешествия в горы Средней Азии, на Тянь-Шань. Возглавил Русское географическое общество.

ПЕТР ПЕТРОВИЧ СЕМЕНОВ-ТЯН-ШАНСКИЙ (1827-1914)

Путешествия в горы Средней Азии, на Тянь-Шань.
Возглавил Русское

географическое общество.
Слайд 64

ПАМЯТНИК СЕМЕНОВ-ТЯН-ШАНСКОМУ

ПАМЯТНИК СЕМЕНОВ-ТЯН-ШАНСКОМУ

Слайд 65

ПИК СЕМЕНОВА-ТЯН-ШАНСКОГО

ПИК СЕМЕНОВА-ТЯН-ШАНСКОГО

Слайд 66

Слайд 67

Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888) Экспедиция по Уссурийскому краю. 4 экспедиции в

Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888)

Экспедиция по Уссурийскому краю.
4 экспедиции в степи, пустыни

и горы Монголии и Западного Китая.
1 экспедиция – 3 года, следующие - от 1 до 2 лет.
Трудности: жара, холод, пыльные и снежные бури, плохое питание, плохая вода и жажда.
Слайд 68

Результаты экспедиций Обследован район Центральной Азии от Тянь-Шаня до Тибета, включая

Результаты экспедиций

Обследован район Центральной Азии от Тянь-Шаня до Тибета, включая пустыню

Гоби;
Открыл систему горных хребтов, окаймляющий Тибет с севера;
Нашел истоки реки Хуанхэ;
Описал климат, растительный и животный мир.
Слайд 69

Николай Николаевич Миклухо-Маклай(1846-1888) Путешествия на Канарские острова и по Северной Африке.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай(1846-1888)

Путешествия на Канарские острова и по Северной Африке.
Посещение островов

Тихого океана. 16 месяцев жил среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи.
Путешествия по Филиппинам, Индонезии, Малакке.
Составил описания быта и нравов, хозяйства и культуры на родов Океании.
Слайд 70

Слайд 71

Слайд 72

Архитектура периода эклектики

Архитектура периода эклектики

Слайд 73

Новые задачи Строились не дворцы и храмы, а железнодорожные вокзалы, фабричные

Новые задачи

Строились не дворцы и храмы, а железнодорожные вокзалы, фабричные корпуса,

магазины, банки.
Расширилось применение железа и стекла.
Началось использование бетона.
Думали не о красоте здания, а о его назначении.
Слайд 74

Балтийский вокзал в Петербурге Архитектор Кракау А.И. Огромный арочный проем в

Балтийский вокзал в Петербурге

Архитектор Кракау А.И.
Огромный арочный проем в верхней части

фасада переносил человека в атмосферу железной дороги.
Слайд 75

Строительство торговых пассажей Первые пассажи появились при Николае I. Москва. Голицынский

Строительство торговых пассажей

Первые пассажи появились при Николае I.
Москва. Голицынский пассаж. Соединил

Петровку и Неглинную.
Петербург. Пассаж между Невским проспектом и Итальянской улицей
Слайд 76

В магазинах стали совмещать черты пассажа и традиционного гостиного двора.

В магазинах стали совмещать черты пассажа и традиционного гостиного двора.

Слайд 77

Главное здание Нижегородской ярмарки (архитекторы К.В. Трайман, А.Т. Тромбицкий, А.И. фон Гоген).

Главное здание Нижегородской ярмарки (архитекторы К.В. Трайман, А.Т. Тромбицкий, А.И. фон

Гоген).
Слайд 78

Верхние торговые ряды в Москве (архитектор А.Н. Померанцев). Ныне в здании размещается ГУМ.

Верхние торговые ряды в Москве (архитектор А.Н. Померанцев).
Ныне в здании размещается

ГУМ.
Слайд 79

Здания театров Были менее монументальными, имели меньшее число ярусов и более

Здания театров

Были менее монументальными, имели меньшее число ярусов и более глубокий

амфитеатр.
Иногда строился в одном комплексе с пассажем, гостиницей и рестораном.
Слайд 80

Театр в Рыбинске (архитектор В.А.Шретер)

Театр в Рыбинске (архитектор В.А.Шретер)

Слайд 81

Театр в Нижнем Новгороде

Театр в Нижнем Новгороде

Слайд 82

Строительство музеев

Строительство музеев

Слайд 83

Политехнический музей в Москве Архитекторы И.А. Монигетти и Н.А. Шохин 1877 г.

Политехнический музей в Москве

Архитекторы И.А. Монигетти и Н.А. Шохин
1877 г.

Слайд 84

Исторический музей на Красной площади Строительство с 1875 по 1883 г.

Исторический музей на Красной площади

Строительство с 1875 по 1883 г.
Проект разработан

В.О.Шервудом при участии историка И.Е. Забелина.
Слайд 85

Русско-византийская стилистика Принцип эклектики – «умный выбор», показал свою несостоятельность. «Русский

Русско-византийская стилистика

Принцип эклектики – «умный выбор», показал свою несостоятельность.
«Русский стиль» стал

применяться не только при строительстве храмов, но и светских зданий.
Слайд 86

Слайд 87

Принципы нового стиля: Традиции резьбы по дереву, народной вышивки; Использовались башенки,

Принципы нового стиля:

Традиции резьбы по дереву, народной вышивки;
Использовались башенки, резные наличники,

бочкообразные столбики.
Материал – камень. Что приводило к созданию тяжелых архитектурных форм.
Остался лишь оформлением построек, не слитым с их предназначением.
Слайд 88

Проблема нового стиля не была решена в течение всего периода эклектики.

Проблема нового стиля не была решена в течение всего периода эклектики.

Слайд 89

Скульптура

Скульптура

Слайд 90

МИХАИЛ ОСИПОВИЧ МИКЕШИН (1835-1896) Победитель конкурса на создание памятника «Тысячелетие России»

МИХАИЛ ОСИПОВИЧ МИКЕШИН (1835-1896)

Победитель конкурса на создание памятника «Тысячелетие России»

Слайд 91

Слайд 92

Верхняя часть монумента, в виде шара, символизирует державу – эмблему царской

Верхняя часть монумента, в виде шара, символизирует державу – эмблему царской

власти.
Коленопреклоненная женщина – Россия.
Ее осеняет крестом крылатый ангел.
Слайд 93

Памятник Екатерине II. Скульптор Микешин. Стиль – эклектика.

Памятник Екатерине II. Скульптор Микешин.
Стиль – эклектика.

Слайд 94

МИКЕШИН ОТКАЗАЛСЯ ОТ МНОГОФИГУРНЫХ КОМПОЗИЦИЙ. Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве. Скульптор Микешин.

МИКЕШИН ОТКАЗАЛСЯ ОТ МНОГОФИГУРНЫХ КОМПОЗИЦИЙ.

Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве. Скульптор Микешин.

Слайд 95

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ОПЕКУШИН (1838-1923) Выходец из крепостных крестьян. Участник работы над «Тысячелетием России».

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ОПЕКУШИН (1838-1923)

Выходец из крепостных крестьян.
Участник работы над «Тысячелетием России».

Слайд 96

Самое значительное произведение Опекушина – памятник А.С. Пушкину в Москве

Самое значительное произведение Опекушина – памятник А.С. Пушкину в Москве

Слайд 97

Слайд 98

Живопись эпохи «передвижников»

Живопись эпохи «передвижников»

Слайд 99

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭПОХИ «ПЕРЕДВИЖНИКОВ». 9 ноября 1863 г. Группа выпускников Академии

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭПОХИ «ПЕРЕДВИЖНИКОВ».

9 ноября 1863 г. Группа выпускников Академии художеств

отказалась писать конкурсные работы на тему из скандинавской мифологии.
Во главе – Иван Николаевич Крамской.
Объединились в артель, жили коммуной.
1870 г. Коммуна распалась, но зародилось «Товарищество передвижных художественных выставок».
Слайд 100

ИДЕИ ПЕРЕДВИЖНИКОВ: Неприятие «академизма» с его мифологией, декоративными пейзажами, театральностью. Изображали

ИДЕИ ПЕРЕДВИЖНИКОВ:

Неприятие «академизма» с его мифологией, декоративными пейзажами, театральностью.
Изображали живую жизнь.
Ведущее

место в творчестве – жанровые (бытовые) сцены.
Особая симпатия к крестьянству.
Слайд 101

Василий Григорьевич Перов (1834-1882) «Приезд станового на следствие»

Василий Григорьевич Перов (1834-1882)

«Приезд станового на следствие»

Слайд 102

«Чаепитие в Мытищах» Василий Григорьевич Перов (1834-1882)

«Чаепитие в Мытищах»

Василий Григорьевич Перов (1834-1882)

Слайд 103

«Старики-родители на могиле сына» ТРАГИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ ПЕРОВА «Тройка»

«Старики-родители на могиле сына»

ТРАГИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ ПЕРОВА

«Тройка»

Слайд 104

ПОРТРЕТЫ ПЕРОВА Портрет Тургенева Портрет Достоевского Портрет Островского

ПОРТРЕТЫ ПЕРОВА

Портрет Тургенева

Портрет Достоевского

Портрет Островского

Слайд 105

Картины, написанные под впечатлением от реальных сцен Коровин С.А. «На миру»

Картины, написанные под впечатлением от реальных сцен

Коровин С.А. «На миру»

Стычка между

богатым и бедным на сельском ходе.
Слайд 106

Торжественная праздничность крестьянского труда Мясоедов Г.Г. «Косцы»

Торжественная праздничность крестьянского труда

Мясоедов Г.Г. «Косцы»

Слайд 107

ИВАН НИКОЛАЕВИЧ КРАМСКОЙ (1837-1887) Портрет Гончарова Портрет Салтыкова-Щедрина Портрет Некрасова

ИВАН НИКОЛАЕВИЧ КРАМСКОЙ (1837-1887)

Портрет Гончарова

Портрет Салтыкова-Щедрина

Портрет Некрасова

Слайд 108

Одно из наиболее сильных произведений Крамского – картина «Христос в пустыне»

Одно из наиболее сильных произведений Крамского – картина «Христос в пустыне»

Слайд 109

АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ САВРАСОВ (1830-1897) «Грачи прилетели» «Зимний пейзаж» Красота и лиризм простого русского пейзажа.

АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ САВРАСОВ (1830-1897)

«Грачи прилетели»

«Зимний пейзаж»

Красота и лиризм простого русского пейзажа.

Слайд 110

Федор Александрович Васильев (1850-1873) «Оттепель»

Федор Александрович Васильев (1850-1873)

«Оттепель»

Слайд 111

«Мокрый луг» Художнику особенно удавались переходные состояния в природе: от солнца

«Мокрый луг»

Художнику особенно удавались переходные состояния в природе: от солнца к

дождю, от затишья к буре.
Слайд 112

ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН (1832-1898) Певец русского леса, эпической широты русской природы. «Рожь»

ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН (1832-1898)

Певец русского леса, эпической широты русской природы.

«Рожь»

Слайд 113

«Лес в Мордвинове» «Утро в сосновом лесу»

«Лес в Мордвинове»

«Утро в сосновом лесу»

Слайд 114

АРХИП ИВАНОВИЧ КУИНДЖИ (1832-1898) Куинджи привлекала живописная игра света и воздуха. «Ночь на Днепре» «Степь»

АРХИП ИВАНОВИЧ КУИНДЖИ (1832-1898)

Куинджи привлекала живописная игра света и воздуха.

«Ночь на

Днепре»

«Степь»

Слайд 115

ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН (1860-1900) Левитан – мастер спокойных, тихих пейзажей. Человек

ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН (1860-1900)

Левитан – мастер спокойных, тихих пейзажей. Человек очень

робкий, стеснительный и ранимый, он умел отдыхать наедине с природой, проникаясь настроением полюбившегося пейзажа.

«Вечерний звон»

«Над вечным покоем»

Слайд 116

«Хмурый день» «Золотой плес»

«Хмурый день»

«Золотой плес»

Слайд 117

«После дождя»

«После дождя»

Слайд 118

«Тихая обитель»

«Тихая обитель»

Слайд 119

«Вечер на Волге» «Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют

«Вечер на Волге»

«Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют

глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем всё милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков».
К.Г.Паустовский
Слайд 120

ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН (1844-1930) Родился в семье военного поселенца. Ему удалось

ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН (1844-1930)

Родился в семье военного поселенца. Ему удалось поступить

в Академию художеств. После ее окончания художник совершил путешествие по Волге. Результат – картина «Бурлаки на Волге». Она произвела на общественность сильное впечатление.
Слайд 121

Яркое голубое небо, пронизанные солнцем облака дорожной пыли, золотое сияние крестов

Яркое голубое небо, пронизанные солнцем облака дорожной пыли, золотое сияние крестов

и облачений, простой народ, полиция и калеки – все уместилось на этом полотне – величие, сила, немощь и боль России.
Слайд 122

Революционная тематика в живописи Репина «Арест пропагандиста» «Не ждали»

Революционная тематика в живописи Репина

«Арест пропагандиста»

«Не ждали»

Слайд 123

Революционеры на картинах держатся просто и естественно, чуждаясь театральных поз. На

Революционеры на картинах держатся просто и естественно, чуждаясь театральных поз. На

картине «Отказ от исповеди» приговоренный к смерти словно бы нарочно спрятал руки в рукава. Художник явно сочувствовал героям своих картин.
Слайд 124

Однако Репин – человек со сложным мировоззрением, и на его картинах

Однако Репин – человек со сложным мировоззрением, и на его картинах

присутствуют и иные лица: аристократы, великие князья…

К.П.Победоносцев

С.Ю.Витте

Слайд 125

В начале XX. Репин получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета».

В начале XX. Репин получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного

совета».
Слайд 126

Ряд репинских полотен написаны на исторические темы. «Иван Грозный и его сын Иван»

Ряд репинских полотен написаны на исторические темы.

«Иван Грозный и его сын

Иван»
Слайд 127

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Слайд 128

Репин создал целую галерею портретов художников, Портрет Крамского Портрет Поленова

Репин создал целую галерею портретов художников,

Портрет Крамского

Портрет Поленова

Слайд 129

писателей, Портрет Толстого Портрет Тургенева

писателей,

Портрет Толстого

Портрет Тургенева

Слайд 130

ученых Портрет Пирогова

ученых

Портрет Пирогова

Слайд 131

композиторов Портрет Мусоргского Портрет Листа

композиторов

Портрет Мусоргского

Портрет Листа

Слайд 132

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ (1848-1916) Родился в казачьей семье. Расцвет его творчества

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ (1848-1916)

Родился в казачьей семье. Расцвет его творчества приходится

на 80-е гг., когда он создал 3 знаменитые исторические картины.

«Утро стрелецкой казни»

«Меншиков в Березове»

«Боярыня Морозова»

Слайд 133

«Боярыня Морозова»

«Боярыня Морозова»

Слайд 134

Слайд 135

Слайд 136

«Меншиков в Березове»

«Меншиков в Березове»

Слайд 137

Слайд 138

«Утро стрелецкой казни»

«Утро стрелецкой казни»

Слайд 139

Слайд 140

Слайд 141

ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕРОВ (1865-1911) Сын композитора, писал пейзажи, полотна на исторические

ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕРОВ (1865-1911)

Сын композитора, писал пейзажи, полотна на исторические темы,

работал как театральный художник. Но славу ему принесли прежде всего портреты.

Автопортрет

Слайд 142

«Девочка с персиками»

«Девочка с персиками»

Слайд 143

«Девушка, освещенная солнцем»

«Девушка, освещенная солнцем»

Слайд 144

Слайд 145

ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ ТРЕТЬЯКОВ (1832-1898) Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников»

ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ ТРЕТЬЯКОВ (1832-1898)

Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников» попали

в собрание Третьякова.

Худой и высокий, с окладистой бородой и тихим голосом, он больше походил на священника, чем на купца. Собирать картины русских художников начал с 1856 г. Увлечение переросло в главное дело жизни. В 90-х гг. собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. Позднее оно перешло в собственность Москвы.

Слайд 146

Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры.

Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры.

Слайд 147

В 1898 г в Михайловском дворце был открыт Русский музей.

В 1898 г в Михайловском дворце был открыт Русский музей.

Слайд 148

Драматический театр в столицах и провинции

Драматический театр в столицах и провинции

Слайд 149

60-70-е гг. XIX в. вошли в историю русского театра как время

60-70-е гг. XIX в. вошли в историю русского театра как время

А.Н.Островского.

Его пьесы – основа репертуара:
Малого театра в Москве;
Александринского театра в Петербурге.

Малый театр

Александринский театр

Слайд 150

Репертуар провинциальных театров к концу 60-х гг. 23 пьесы Островского; 6

Репертуар провинциальных театров к концу 60-х гг.

23 пьесы Островского;
6 пьес Гоголя;
4

пьесы Тургенева.

Репертуар провинциальных театров в 80-90 гг.

Пьесы Достоевского
Пьесы Чехова;
Пьесы Шекспира, Шиллера, Гюго, Дюма.

Слайд 151

Признанные театральные центры: Петербург; Москва; Казань; Саратов; Астрахань; Воронеж.

Признанные театральные центры:

Петербург;
Москва;
Казань;
Саратов;
Астрахань;
Воронеж.

Слайд 152

Трудности в развитии театров: Монополия императорских театров (частные появились лишь в

Трудности в развитии театров:

Монополия императорских театров (частные появились лишь в конце

века);
Театральная цензура придирчива;
От театра требовали соответствия его постановок «передовым идеям».
Слайд 153

Пров Михайлович Садовский (1818-1872) Творческий путь начал в провинции, но его

Пров Михайлович Садовский (1818-1872)

Творческий путь начал в провинции, но его заметил

Щепкин и пригласил в Малый театр.
Главное место в творчестве – драматургия Островского.
Сыграл 19 ролей в 28 спектаклях.
Лучшие роли:
Дикий, Тит Титыч «В чужом пиру похмелье»;
Любим Торцов «Бедность не порок».

В роли Любима Торцова «Бедность не порок»

Слайд 154

Пелагея Антипьевна Стрепетова (1850-1903) Воспитывалась в семье театрального парикмахера; родители неизвестны.

Пелагея Антипьевна Стрепетова (1850-1903)

Воспитывалась в семье театрального парикмахера; родители неизвестны.
Первоначально давали

комедийные и опереточные роли.
В Казани доверили роли Лизаветы «Горькая судьбина» и Катерины «Гроза».
1881 г. Ее пригласили в Александринский театр, но репертуар был ей чужд, не поладила с дирекцией, в 1890 г. Ушла из театра.
Слайд 155

Мария Николаевна Ермолова (1853-1928) Родилась в семье суфлера Малого театра. В

Мария Николаевна Ермолова (1853-1928)

Родилась в семье суфлера Малого театра.
В 1871 г.

впервые вышла на сцену.
Сыграла Катерину в «Грозе», Лауренсию в «Овечьем источнике».
В 1884 г. добилась разрешения на постановку «Орлеанской девы», где исполнила роль Жанны д’Арк (играла роль 18 лет).
Слайд 156

1898 г. – возник Московский Художественный театр, который возглавили К.С.Станиславский и

1898 г. – возник Московский Художественный театр, который возглавили К.С.Станиславский и

В.И.Немирович-Данченко. Его расцвет приходится на начало XX в.

К.С. Станиславский

В.И.Немирович-Данченко

Слайд 157

Русский театр XIX в. – это театр актера. Слабым местом в театре того времени была режиссура.

Русский театр XIX в. – это театр актера. Слабым местом в

театре того времени была режиссура.
Слайд 158

Русская музыка

Русская музыка

Слайд 159

«Могучая кучка» М.А.Балакирев М.П.Мусоргский Н.А.Римский- Корсаков Ц.А.Кюи А.П.Бородин

«Могучая кучка»

М.А.Балакирев

М.П.Мусоргский

Н.А.Римский-
Корсаков

Ц.А.Кюи

А.П.Бородин

Слайд 160

Милий Алексеевич Балакирев (1836-1910) Душа, организатор и теоретик «Могучей кучки». В

Милий Алексеевич Балакирев (1836-1910)

Душа, организатор и теоретик «Могучей кучки».
В 1866 г.,

после кропотливой работы, он издал «Сборник русских народных песен».
Слайд 161

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) Многие оперы написаны на сказочный сюжет. Акварельной прозрачностью отличается музыка «Снегурочки».

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)

Многие оперы написаны на сказочный сюжет. Акварельной

прозрачностью отличается музыка «Снегурочки».
Слайд 162

Опера «Снегурочка»

Опера «Снегурочка»

Слайд 163

Опера «Снегурочка»

Опера «Снегурочка»

Слайд 164

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) После знакомства с Даргомыжским и Балакиревым ушел

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)

После знакомства с Даргомыжским и Балакиревым ушел с

военной службы и целиком посвятил себя музыке. Оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» не имели популярности при жизни композитора. Сейчас они не сходят с оперных подмостков всего мира.
Слайд 165

Слайд 166

Марк Рейзен в роли Бориса Годунова

Марк Рейзен в роли Бориса Годунова

Слайд 167

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) Единственная опера «Князь Игорь» была поставлена после

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)

Единственная опера «Князь Игорь» была поставлена после смерти

композитора. Она отличается правдивостью и красотой национального колорита.
Бородин – профессор химии, музыкой занимался в часы досуга.
Слайд 168

«Князь Игорь»

«Князь Игорь»

Слайд 169

Кюи

Кюи

Слайд 170

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) Не входил в «Могучую кучку». Его опера

Петр Ильич Чайковский (1840-1893)

Не входил в «Могучую кучку». Его опера «Евгений

Онегин», написанная для студенческого театра в Москве, вскоре была поставлена в театре, а затем завоевала мировое признание.
Слайд 171

Балеты Чайковского вошли в мировую балетную классику. Его музыка – гордость России и достояние всего мира.

Балеты Чайковского вошли в мировую балетную классику. Его музыка – гордость

России и достояние всего мира.
Слайд 172

Балет «Щелкунчик»

Балет «Щелкунчик»

Слайд 173

«Лебединое озеро»

«Лебединое озеро»

Слайд 174

«Лебединое озеро»

«Лебединое озеро»

Слайд 175

«Спящая красавица»

«Спящая красавица»

Слайд 176

Печать и книгоиздательское дело

Печать и книгоиздательское дело

Слайд 177

Основной вид изданий – журналы. Самый популярный – «Современник». Тираж –

Основной вид изданий – журналы.
Самый популярный – «Современник».
Тираж – 7 000

экз.
Вплоть до закрытия в 1866 г. Оставался лучшим из демократических журналов.

Сотрудники журнала «Современник»

Слайд 178

1868 г. Некрасов и Салтыков-Щедрин взяли в аренду «Отечественные записки». В

1868 г. Некрасов и Салтыков-Щедрин взяли в аренду «Отечественные записки».
В истории

журнала – взлет.
Печатались Салтыков-Щедрин, Некрасов, Г.Успенский, Михайловский.
Слайд 179

Журнал «Русское богатство» Основан в 1876 г.; с 1879 г народническое

Журнал «Русское богатство»

Основан в 1876 г.; с 1879 г народническое направление.
Печатались:
Г.И.Успенский;
В.М.Гаршин;
В.Г.Короленко;
Н.Г.Гарин-Михайловский;
А.М.Горький;
А.И.Куприн.
Журнал

всегда твердо отстаивал свою линию, не заискивал ни перед правительством, ни перед общественным мнением.
Слайд 180

Журнал «Русский вестник» Выходил в Москве под редакцией М.Н.Каткова. В 1862

Журнал «Русский вестник»

Выходил в Москве под редакцией М.Н.Каткова.
В 1862 г. Журнал

круто сменил свою позицию, перешел в лагерь консерваторов, утратил былое влияние.
Слайд 181

«Вестник Европы» 42 года редактировал М.М. Стасюлевич. В журнале сотрудничали: К.Д.Кавелин;

«Вестник Европы»

42 года редактировал М.М. Стасюлевич.
В журнале сотрудничали:
К.Д.Кавелин;
А.Ф.Кони;
В.О.Ключевский;
М.М.Ковалевский;
В.Д.Спасович.
Стал журналом профессоров и

ученых.
Слайд 182

Старейшая газета «Санкт-Петербургские ведомости» Официальный издатель – Академия наук, Сдавала в

Старейшая газета
«Санкт-Петербургские ведомости»

Официальный издатель – Академия наук, Сдавала в аренду

частным лицам.
С 1863 г. арендатор – Е.Ф.Корш.
Либеральная направленность.
Под нажимом правительства договор с Коршем расторгнут, газета стала более казенной и бесцветной (1875 г).
Слайд 183

«Московские ведомости» Принадлежала Московскому университету, сдавалась в аренду. В 1862 г.

«Московские ведомости»

Принадлежала Московскому университету, сдавалась в аренду.
В 1862 г. арендатором стал

М.Н.Катков.
Катков покончил со своим либерализмом.
«Московские новости» стали авангардом реакции.

М.Н.Катков

Слайд 184

«Русские ведомости» Проповедовала конституционные идеи. В разное время в «Русских ведомостях» сотрудничали П.Л.Лавров, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Н.К.Михайловский.

«Русские ведомости»

Проповедовала конституционные идеи.
В разное время в «Русских ведомостях» сотрудничали П.Л.Лавров,

М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Н.К.Михайловский.
Слайд 185

Газета «Новое время» Издавалась с 1868 г. В 1875 г. ее

Газета «Новое время»

Издавалась с 1868 г.
В 1875 г. ее приобрел А.С.Суворин.
«Новое

время» стало первой массовой газетой.
Тираж 50-60 тыс. экз.
Суворин стал выпускать ряд дочерних газет, открыл театр.
Слайд 186

Газеты в провинции Томск – «Сибирская жизнь» Ростов-на-Дону «Приазовский край».

Газеты в провинции

Томск – «Сибирская жизнь»
Ростов-на-Дону «Приазовский край».

Слайд 187

Флорентий Федорович Павленков (1839-1900) Бывший офицер. За выпуск сочинений Д.И.Писарева попал

Флорентий Федорович Павленков
(1839-1900)

Бывший офицер.
За выпуск сочинений Д.И.Писарева попал в Петропавловскую

крепость, затем в ссылку.
После возвращения продолжил свое дело, издавая общественно-политическую, научную, художественную, детскую литературу.
Особая популярность у серии «Жизнь замечательных людей» (вышло 120 томов).

Книга из серии «ЖЗЛ»

Слайд 188

Иван Дмитриевич Сытин (1851-1934) Сын волостного писаря из Костромской губернии. Начинал

Иван Дмитриевич Сытин (1851-1934)

Сын волостного писаря из Костромской губернии.
Начинал с издания

лубочных картинок, сонников, оракулов.
Печатал календари, буквари, художественную и научно-популярную литературу.
Выпускал журналы для детей и юношества: «Мирок», «Заря», «Вокруг света», «Вестник спорта и туризма», «Модный журнал».

Первое литографическое
заведение Сытина

Служащие конторы
типографии Сытина