Культура и духовная жизнь общества

Содержание

Слайд 2

Культурология – одна из молодых научных дисциплин, формирующихся на стыке многих

Культурология – одна из молодых научных дисциплин, формирующихся на стыке
многих наук:

философии, социологии, психологии и др. Она синтезирует знания о культуре, накопленные человечеством, в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике развития культуры как таковой.
Слайд 3

Культура общества Культура является составной частью духовной сферы жизни общества. Определения

Культура общества
Культура является составной частью духовной сферы жизни общества.
Определения многозначного термина

«культура»
Определенная система материальных и духовных ценностей, форм и результатов человеческой деятельности;
Способ функционирования общества, создаваемый в процессе социально-преобразующей деятельности людей;
Возделывание, воспитание;
Совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных материальных носителях, и передаваемых последующим поколениям;
Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях;
Степень развития человека как субъекта духовно-практической деятельности;
Мера развития человеческой природы.
Слайд 4

«Культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический

«Культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический

комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

Культура в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Слайд 5

Существует несколько подходов к рассмотрению культуры: 1) семиотическая может быть определена

Существует несколько подходов к рассмотрению культуры:
1) семиотическая может быть определена как

небиологическая знаковая система, при помощи которой передается социальный опыт.
2) социологическая обеспечивает системность и устойчивость общества. Культурные ценности создаются обществом и определяют развитие этого общества, жизнь которого начинает все больше зависеть от произведенных им же ценностей;
3) аксиологическая (аксиология – наука о ценностях) культура – это мир ценностей, представляющий собой иерархию смыслов и идеалов, разделяемых всеми членами некоторого сообщества;
4) деятельностный подход к феномену культуры представляет собой совокупность технологий, выработанных и используемых человеком для достижения определенных целей.
5) философско-антропологический подход культура – выражение человеческой природы. Для того чтобы выразить себя, человек создал всю совокупность знаний, искусства, моральных норм, обрядов, традиций.
Слайд 6

Некоторые культурологи подходят к феномену культуры иначе. Они полагают, что особый

Некоторые культурологи подходят к феномену культуры иначе. Они полагают, что особый

интерес представляют структурные единицы культуры – ее элементы. Каковы элементы, такова и культура. Тогда культура рассматривается следующим образом.
1. С позиций символизма элементами культуры являются в первую очередь символы.
Они опосредуют отношения человека с миром, формируют неповторимый облик культуры. Благодаря символам возможно существование идей, верований, ценностей.
2. С точки зрения функционализма каждый элемент культуры выполняет определенную функцию – удовлетворяет определенные человеческие потребности.
3. Согласно адаптивно-деятельностному подходу культура представляет собой способы деятельности, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.
Слайд 7

Слайд 8

Ученые представляют разные варианты культурных компонентов Но самый распространённый

Ученые представляют разные варианты культурных компонентов Но самый распространённый

Слайд 9

Но самый распространённый вариант включает: Науку Религию Искусство Мораль Образование

Но самый распространённый вариант включает:

Науку
Религию
Искусство
Мораль
Образование

Слайд 10

Элементы культуры 1. Знаки, символы, понятия, воплощающиеся в языке. Язык –

Элементы культуры

1. Знаки, символы, понятия, воплощающиеся в языке. Язык – совокупность

знаков, используемая членами общества для коммуникации, а также в рамках вторичных моделирующих систем (художественной литературе, поэзии, ритуальных текстах и т. д.).
2. Отношения. В каждой локальной культуре обнаруживается свое специфическое отношение к культурным реалиям. Скажем, существуют сообщества, где отношение к старикам, умудренным опытом членам семьи исключительно почтительное. Или, напротив, сообщества, где отношение к детям исполнено заботой и вниманием, которой не встречают старшие их члены.
3. Ценности – признанные всем обществом или большей его частью представления о том, к каким целям должен или может стремиться человек, а к чему он стремиться не может.
4. Нормы и правила. Стандарты поведения, которым должен следовать человек, если он разделяет систему ценностей культуры, к которой принадлежит (обычаи и этикет).
Слайд 11

Функции культуры Гуманистическая Кумулятивная направлена на накопление и сохранение опыта, полученного

Функции культуры

Гуманистическая
Кумулятивная направлена на накопление и сохранение опыта, полученного обществом

в результате взаимодействия индивидов с другими культурами. Особое средство передачи социальной информации.
Коммуникативная (трансляционная) функция связана с передачей сообщений в ходе совместной деятельности людей, а также предполагает трансляцию социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.
Познавательная (гносеологическая) создает благоприятные возможности для познания и освоения мира. Существуют типы обществ, которые демонстрируют удивительную способность: посредством культуры взять лучшее, что накоплено людьми, и поставить себе на службу, демонстрируя динамизм во многих сферах науки, техники, производства.
Регулятивная (нормативная) связана с упорядочиванием различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Она опирается на мораль и право.
Слайд 12

Функции культуры Интегрирующая функция обеспечивает целостность. Интеграция осуществляется за счет создания

Функции культуры

Интегрирующая функция обеспечивает целостность. Интеграция осуществляется за счет создания системы

значений, ценностей и норм, которые выступают гарантом стабильности социальных систем.
Семиотическая, или знаковая. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) – средство общения людей, литературный язык – важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.
Ценностная функция культуры обеспечивает ее носителям наличие системы норм и ценностей. Культурологи считают, что именно ею определяется качественное состояние культуры. Именно как система ценностей культура формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации.
Слайд 13

Слайд 14

Формы культуры

Формы культуры

Слайд 15

Элитарная (или высокая) культура – это результаты производства и произведения искусства,

Элитарная (или высокая) культура – это результаты производства и произведения искусства,

выполненные мастерами, чьи имена человечество нередко хранит в памяти веками. Восприятие многих продуктов элитарной культуры требует специального образования. В последние несколько десятилетий к ней относят академическую музыку, литературу и изящные искусства. Производителем и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный слой общества – элита.
Слайд 16

Термин «массовая культура» был впервые предложен американским ученым Д. Макдональдом в

Термин «массовая культура» был впервые предложен американским ученым Д. Макдональдом в

1944 г. Распространенность и общедоступность духовных ценностей, легкость их усвоения, не требующая особо развитого, утонченного вкуса и восприятия. В основе современной трактовки «массовой культуры», как правило, лежит положение о влиянии на нее средств массовой информации и новых, так называемых «технических видов искусства», в первую очередь экранных.
Слайд 17

1. Предпосылки массовой культуры формируются если не с момента зарождения человечества,

1. Предпосылки массовой культуры формируются если не с момента зарождения человечества,

то уж во всяком случае, с первых веков христианской цивилизации. Примером первых «массовых публикаций» обычно считают упрощенные варианты священных книг.
2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе XVII–XVIII вв. приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо (1660–1731) – автора широко известного романа «Робинзон Крузо» – и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730–1812) – создателя нашумевшего бестселлера XVIII–XIX вв. «Повесть о приключениях английского милорда Георга» и других не менее популярных книг.
3. Массовая культура и СМИ развивались параллельно с XVIII века. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 г. в Великобритании, а затем и поддержанный в ряде ведущих европейских стран закон об обязательной всеобщей грамотности.
Слайд 18

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества Позитивное • Утверждает простые

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества

Позитивное • Утверждает простые и

понятные представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире
• Ее произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы
• Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социаль­ных групп), что соответствует нашему времени
• Отвечает запросам, потребностям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической разрядке
• Имеет свои вершины — литературные, музыкальные, кинематографические произведения, которые уже по сути могут быть отнесены к «высокому» искусству
Слайд 19

Негативное • Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным

Негативное

• Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным вкусам

«массового человека»
• Ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей
• Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере
• Насаждает мифы в сознании людей («миф Золушки», «миф простого парня» и т. д.)
• Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности
• Используя современные СМИ, подменяет для многих людей реальную жизнь, навязывая определенные представления и предпочтения
Слайд 20

Разновидности культуры Доминирующая культура – культура, которую разделяют большинство членов того

Разновидности культуры

Доминирующая культура – культура, которую разделяют большинство членов того
или иного

сообщества, основа субкультуры. Субкультура возникает внутри нее и во многом является, несмотря на некоторую специфику, ее составной частью.
Субкультура – это часть локальной культуры, ограниченная форма бытия культуры отдельной социальной группы. Субкультура представляет собой систему ценностей, значений и средств выражения, с помощью которой специфическое человеческое сообщество пытается переосмыслить доминирующую в обществе систему ценностей, а в ряде случаев и противостоять ей.
Можно выделить национальные, конфессиональные, профессиональные, возрастные субкультуры, а также субкультуры отдельных организаций и социальных групп. Любая субкультура вырабатывает только ей свойственные ценности, идеи, убеждения, символы, нормы, образцы поведения.
Слайд 21

Контркультура – совокупность культурных норм и ценностей, способов коммуникации, выработанная членами

Контркультура – совокупность культурных норм и ценностей, способов коммуникации, выработанная членами

какого-то сообщества в противовес общепринятым нормам и ценностям. Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность доминирующей культуре.
Носителем контркультуры, таким образом, считалась часть молодежи индустриально развитых стран Запада – «хиппи», «рокеры», «тинэйджеры» и др. Лидеры и идеологи различных направлений контркультуры склонны возводить в культ созерцательность и бесцельное времяпрепровождение, снимать запреты с эротической сферы, игнорировать индивидуально-личностный принцип жизни как высшую ценность западной цивилизации.
Слайд 22

Можно выделить три основных элемента стиля: образ – элементы костюма, прическа,

Можно выделить три основных элемента стиля:
образ – элементы костюма, прическа,

косметика;
манера поведения – особенности мимики, походки;
сленг – специфический словарь и его использование.
Слайд 23

К чертам отдельных групп молодежной субкультуры можно отнести следующие: пассивное сопротивление

К чертам отдельных групп молодежной субкультуры можно отнести следующие:
пассивное сопротивление

(аполитичность, игнорирование власти);
отход от формальных социальных институтов, неудовлетворенность ими,
поиск глубокого духовного удовлетворения (в творческой работе),
сознательный переход от обеспеченности к нищенству,
стремление к самовыражению,
протест против стандартизации жизни,
индивидуализм как реакция на обезличенность массового общества.
Слайд 24

Примеры взаимовлияния культур: сопровождение ледового шоу фрагментами из классических музыкальных произведений;

Примеры взаимовлияния культур:

сопровождение ледового шоу фрагментами из классических музыкальных произведений;
использование в

качестве рекламных слоганов названий произведений литературной классики или цитат из них;
использование мотивов народного творчества в таком жанре массовой лирической песни, как романс.