Культура и искусство XVII века

Содержание

Слайд 2

Испания XVII век

Испания
XVII век

Слайд 3

Особое могущество и особая реакционность испанской церкви. Исключительное влияние католицизма. 17

Особое могущество и особая реакционность испанской церкви.
Исключительное влияние католицизма.
17

век – «золотой век» испанской живописи.
Преобладание религиозной тематики.
Развитие жанра портрета.
Доминирующее положение станковой живописи.
Слайд 4

Эль Греко (1541-1614) «Портрет старика» (предположительно автопортрет) Эль Греко (буквально Грек,

Эль Греко (1541-1614)
«Портрет старика» (предположительно автопортрет)

Эль Греко  (буквально Грек, 1541-1614) 
Настоящее имя Доме́никос Теотоко́пулос. 
По происхождению

грек, уроженец острова Крит.
Первый великий живописец Испании, художник перехода от Возрождения к искусству 17 в.
Характерные черты:
-исключительность изобразительного языка;
-влияние венецианской школы;
-одухотворённость цвета;
-трагизм и катастрофичность мира как основные мотивы творчества;
-повышенная экспрессивность композиции;
-эффект быстрого изменения масштабов, неожиданные ракурсы;
-неестественная вытянутость фигур;
-произвольное смещение планов;
-особая значимость образа Толедо;
Жанр портрета:
благородная интеллектуальность, напряжённая духовность.
Слайд 5

Эль Греко (1541-1614) Апостолы Петр и Павел 1592 Эрмитаж Центральное место

Эль Греко (1541-1614)
Апостолы Петр и Павел
1592
Эрмитаж
Центральное место отводится Павлу.
Он изображен

в момент проповеди, опирающимся рукой на книгу (обязательный атрибут этого святого).
Рядом с ним Петр выглядит слабым, беспомощным.
Его старческая седая голова склонилась, в выражении лица читается мольба о прощении.
Слайд 6

Эль Греко (1541-1614) Апостол Иоанн

Эль Греко (1541-1614)
Апостол Иоанн 

Слайд 7

Эль Греко (1541-1614) Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон

Эль Греко (1541-1614)
Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон

Слайд 8

Эль Греко Святой Людовик, король Франции

Эль Греко
Святой Людовик, король Франции

Слайд 9

Эль Греко Портрет кавалера с рукой на груди (около 1577—1579). Один

Эль Греко
Портрет кавалера с рукой на груди
(около 1577—1579).
Один

из самых ранних созданных в Испании портретов.
Образ дворянина своего времени, возведенный в рамки канона.
Жест клятвы или убеждения.
Воплощение характерного для испанской аристократии sociego - выражение во внешнем облике невозмутимости, сдержанности и достоинства.
Слайд 10

Хусе де РИБЕРА (1591-1652). Один из выдающихся художников Испании. Жил и

Хусе де РИБЕРА (1591-1652).
Один из выдающихся художников Испании.
Жил и работал

в Неаполе.
Последователь Караваджо.
Характерные черты:
Преобладание религиозных сюжетов.
Сцены мученичества святых, беспощадность в изображении пыток и казней.
Особая характерность живописной манеры:
пристрастие к темному колориту, резким световым контрастам;
-доминантное положение фигур в композиции.
Жанровые портреты.
Слайд 11

Хусе де Рибера (1591-1652) Девушка с тамбурином 1637 Частное собрание.

Хусе де Рибера (1591-1652)
Девушка с тамбурином
1637
Частное собрание.

Слайд 12

Хусе де Рибера (1591-1652) Мученичество св. Филиппа. 1639

Хусе де Рибера (1591-1652)
Мученичество св. Филиппа. 1639

Слайд 13

Хусе де Рибера (1591-1652) Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом

Хусе де Рибера (1591-1652)
Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом
1641
Дрезденская

галерея
Юная девушка-христианка, которую выставили обнаженной перед толпой за то, что она не желала поклоняться языческим богам.
Но произошло чудо: волосы Инессы внезапно отросли до пят, прикрыв наготу, а спустившийся с небес ангел накинул на ее тело покрывало.
Слайд 14

Хусе де Рибера (1591-1652) Хромоножка 1642

Хусе де Рибера (1591-1652)
Хромоножка
1642

Слайд 15

Хусе де Рибера (1591-1652) Кающаяся Мария Магдалина 1645 Моделью Рибере послужила

Хусе де Рибера (1591-1652)
Кающаяся Мария Магдалина  
1645
Моделью Рибере послужила одна из

его дочерей, как принято считать, Мария Роза.
Следование итальянской традиции в создании внешне запоминающегося образа,
в эффектной, следующей классическим правилам композиции,
в свободной позе,
мягкой плавности силуэта
в удивительно красивом цветовом решении.
Слайд 16

Деталь картины «Апостол Лука-живописец перед Распятием» (1630—1639, Прадо). Предполагаемый автопортрет Сурбарана.

Деталь картины «Апостол Лука-живописец перед Распятием» (1630—1639, Прадо). Предполагаемый автопортрет Сурбарана.

Франсиско

СУРБАРАН
(1598-1664).
Выдающийся испанский художник, представитель севильской живописной школы.
Характерные черты:
Писал только с натуры.
В колорите и светотени подражает Микеланджело.
Рельефность переднего плана.
Противопоставление сильного света и глубоких теней.
Сочетание монументальности, суровости образов и их внутренней выразительности.
Эмоциональная взволнованность.
Традиционность религиозной тематики.
Реалистическая трактовка религиозных сюжетов.
Особая материальность, осязаемость в передаче человеческого тела, одежды, натюрмортов.
Возвышенно спокойные и ритмически неторопливые композиции.
Жанр натюрморта.
Слайд 17

Франсиско Сурбаран (1598-1664). Отрочество Мадонны. 1660 Эрмитаж

Франсиско Сурбаран
(1598-1664).
Отрочество Мадонны.
1660
Эрмитаж

Слайд 18

Франсиско Сурбаран (1598-1664). Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой. 1633 Холст,

Франсиско Сурбаран (1598-1664).
Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой. 1633
Холст,

масло 62,2 × 109,5 см
Музей Нортона Саймона, Пасадина
Слайд 19

Бодегонес – (трактир, харчевня, лавка) – жанровая бытовая живопись. Тенебросо –

Бодегонес – (трактир, харчевня, лавка) – жанровая бытовая живопись.
Тенебросо – манера

живописи, идущая от Караваджо, сопоставление глубоких темных теней с освещенными выступающими объемами.

Диего Веласкес (1599-1660).
Центральная фигура испанской художественной школы
Один из крупнейших живописцев мира.
Характерные черты:
Влияние венецианской школы (Тициан, Тинторетто, Веронезе).
Безупречность, особое благородство и элегантность стиля.
Острое чувство индивидуальности, бескомпромиссная правдивость.
Сдержанность и элегичность стиля.
Редкое колористическое дарование.
Строгая колористическая гамма.
Наделение прозаических мотивов монументальностью и значительностью.
Интерес к народным образам.
Распространенный в Испании жанр народной сценки – «бодегонес».
Портреты королевской семьи.
Портреты шутов, калек.
Жанр исторической картины («Сдача Бреды»).
Превращение декоративного фона в живую среду, органично связанную с фигурами.
Картина «создания картины» («Менины»).

Слайд 20

Веласкес Трое мужчин за столом 1618 Эрмитаж

Веласкес
Трое мужчин за столом
1618
Эрмитаж

Слайд 21

Веласкес. Старая кухарка. Национальная галерея, Эдинбург

Веласкес. Старая кухарка. Национальная галерея, Эдинбург

Слайд 22

Веласкес Продавец воды в Севилье 1623

Веласкес
Продавец воды в Севилье
1623

Слайд 23

Веласкес Королева Изабелла 1632 Французская принцесса, первая жена Филиппа IV, королева Испании и Португалии.

Веласкес
Королева Изабелла
1632
Французская принцесса, первая жена Филиппа IV, королева Испании и Португалии.

Слайд 24

Веласкес Филипп IV 1624-1626

Веласкес
Филипп IV
1624-1626

Слайд 25

Веласкес. Папа Иннокентий X. 1650 Галерея Дориа-Памфили. Рим. Папа Иннокентий Х сказал, увидев картину, «Слишком похоже».

Веласкес.
Папа Иннокентий X.
1650
Галерея Дориа-Памфили. Рим.
Папа Иннокентий Х сказал, увидев картину,

«Слишком похоже».
Слайд 26

Веласкес Менины (Автопортрет с членами королевской семьи). (Семья Филиппа IV) 1656

Веласкес
Менины
(Автопортрет с членами королевской семьи).
(Семья Филиппа IV)
1656
Прадо. Мадрид.
Менины

– фрейлины королевских детей.
Слайд 27

Веласкес Инфанта Маргарита. 1656 Испанская инфанта из испанской ветви Габсбургов. Первая

Веласкес
Инфанта Маргарита.
1656
Испанская инфанта из испанской ветви Габсбургов.
Первая жена императора

Священной Римской империи Леопольда I, старшая сестра Карла II, последнего представителя династии Габсбургов на испанском престоле.
Инфанта (от лат.  не умеющий говорить, детский) – титул принцев в принцесс 
испанского или португальского королевского дома.
Соответствует российскому великий князь (княжна).
Слайд 28

Веласкес. Портрет инфанты Маргариты в восьмилетнем возрасте.

Веласкес.
Портрет инфанты Маргариты
в восьмилетнем возрасте.

Слайд 29

Веласкес. Принц Филипп. 1659 Художественно-исторический музей. Вена.

Веласкес.
Принц Филипп.
1659
Художественно-исторический музей.
Вена.

Слайд 30

Веласкес Карлик Франциско Лезано. 1642-1645

Веласкес
Карлик Франциско Лезано.
1642-1645

Слайд 31

Веласкес. Портрет шута Себастьяна де Мора. Между 1631 и 1648. Прадо.

Веласкес.
Портрет шута Себастьяна де Мора.
Между 1631 и 1648.
Прадо. Мадрид.
Дон

Себастьян де Мор - карлик, служивший у кардинал-инфанта Фердинанда (брата короля Испании Филиппа IV).
Слайд 32

Веласкес. Портрет дамы с веером. 1638. Лондонская национальная галерея.

Веласкес.
Портрет дамы с веером.
1638.
Лондонская национальная галерея.

Слайд 33

Веласкес. Венера с зеркалом. 1647-1651. Лондонская национальная галерея. Предположительно написана в

Веласкес. Венера с зеркалом. 1647-1651. Лондонская национальная галерея.
Предположительно написана в Италии,

так как инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. «Венера с зеркалом» — единственное сохранившееся изображение обнажённого женского тела кисти Веласкеса. В 1914 г картина была повреждена суфражисткой Мэри Ричардсон. Полностью реставрирована.
Суфражистки (от франц. избирательное право)- участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав.
Слайд 34

Автопортрет. 1670-1673 Лондонская Национальная галерея Англия Бартоломе Эстебан Мурильо (1617-1682). Ведущий

Автопортрет.
1670-1673 Лондонская Национальная галерея Англия

Бартоломе Эстебан Мурильо 
(1617-1682).
Ведущий испанский живописец золотого

17 века.
Глава севильской школы.
Характерные черты:
Лирический склад таланта. Многочисленные образы мадонн.
Интерес к сценкам народной жизни.
Образы детей («Мальчик с собакой», «Мальчик с дыней и виноградом»).
Слайд 35

Бартоломе Эстебан Мурильо (1617-1682) Матерь скорбящая (Dolorosa ) (Dolorosa – от

Бартоломе Эстебан Мурильо 
(1617-1682)
Матерь скорбящая (Dolorosa )
(Dolorosa – от боль, болезненный)
1660-е

гг.
Музей изящных искусств, Севилья, Испания.
Слайд 36

Бартоломе Эстебан Мурильо (1617-1682) Маленький нищий. 1645-1650 Лувр.

Бартоломе Эстебан Мурильо 
(1617-1682)
Маленький нищий.
1645-1650 Лувр.