Лютня на живописных полотна

Содержание

Слайд 2

«САМЫЙ ВАЖНЫЙ И САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ В МУЗЫКАЛЬНО –ИСТОРИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ ИНСТРУМЕНТ» -

«САМЫЙ ВАЖНЫЙ И САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ В МУЗЫКАЛЬНО –ИСТОРИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ ИНСТРУМЕНТ» -

ТАК ГОВОРЯТ О ЛЮТНЕ МНОГИЕ МУЗЫКАНТЫ, ИНТЕРЕСУЮЩИЕСЯ ИСТОРИЕЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. И НЕСПРОСТА КИСТИ ВЕЛИКИХ МАСТЕРОВ УВЕКОВЕЧИЛИ ЕЁ НА СВОИХ ПОЛОТНАХ
Слайд 3

Паррасио Мишель. Венера, играющая на лютне, и Купидон. После 1550. Музей

Паррасио Мишель. Венера, играющая на лютне, и Купидон. После 1550. Музей

изящных искусств. Будапешт, Венгрия.

Лютня. Иван Мятлев
Имел я лютню в юных днях.
На золотых ее струнах
Бряцал я радость, упованье,
Бряцал любовь, очарованье,
Бряцал веселье и печаль.
Моей мне часто лютни жаль:
Теперь, в минуты вдохновенья,
В часы душевного томленья
Еще бы побряцал на ней
Я песнь моих счастливых дней,
Еще бы радость раздавалась,
Когда б цела она осталась!

Слайд 4

Хендрик Тербрюгген. Лютнист. 1624. Национальная галерея. Лондон, Великобритания. Но время грузною

Хендрик Тербрюгген. Лютнист. 1624. Национальная галерея. Лондон, Великобритания.

Но время грузною рукой
Струну

порвало за струной,
И каждая души утрата:
Обман надежд, кончина брата,
И смерть отца, и смерть детей-
На лютне врезались моей.
Одну струну, струну печали,
Судьбы порывы не порвали.
На ней бряцать мне суждено,
И я пою всегда одно:
Минувших дней воспоминанье
И лучшей жизни упованье.
1840
Слайд 5

Хендрик Тербрюгген. Дуэт. 1628. Лувр. Париж, Франция. В современных исследованиях мировой

Хендрик Тербрюгген. Дуэт. 1628. Лувр. Париж, Франция.
В современных исследованиях мировой музыкальной

культуры содержится немало примеров тому, как неверная интерпретация тех или иных исторических фактов порождает многочисленные заблуждения и, в конечном итоге, искажает истину. Один из них — восприятие лютни как исторического этапа в развитии всеми любимого и популярного инструмента — гитары.
Слайд 6

Ганс Гольбейн. Посланники. Национальная галерея. Лондон, Великобритания С этой точки зрения

Ганс Гольбейн. Посланники. Национальная галерея. Лондон, Великобритания

С этой точки зрения лютню

(«королевский» инструмент, «инструмент Его величества») зачастую характеризуют не иначе как «мать гитары». Тем самым ее роль существенно умаляется, и лютня представляется лишь неким атавизмом, выполнившим свое историческое предназначение и ушедшим вглубь веков.
Слайд 7

Дирк Гальс. Веселая компания. 1620. Картинная галерея, Берлин, Германия

Дирк Гальс. Веселая компания. 1620. Картинная галерея, Берлин, Германия

Слайд 8

Джорджоне (1477-1510). Сельский концерт. 1508-09. Лувр. Париж, Франция. (Пейзаж картины написан Тицианом)

Джорджоне (1477-1510). Сельский концерт. 1508-09. Лувр. Париж, Франция. (Пейзаж картины написан Тицианом)

Слайд 9

КАРАВАДЖО (Микеланджело Меризи). Юноша с лютней По археологическим данным, появление древнейших

КАРАВАДЖО (Микеланджело Меризи). Юноша с лютней

По археологическим данным, появление древнейших лютен

можно отнести к IV - II тысячелетию до н.э.
Это сравнительно поздний период в истории развития щипковых инструментов. Инструменты этого первоначального периода можно классифицировать по главному конструктивному признаку — это лютни с длинной или короткой шейкой. Вероятнее всего, они возникли в районе Месопотамии, а затем постепенно распространились к западу и востоку.
Слайд 10

Дирк Гальс. Домашний концерт (деталь). 1623. Эрмитаж, С.-Петербург, Россия. Это основное

Дирк Гальс. Домашний концерт (деталь). 1623. Эрмитаж, С.-Петербург, Россия.

Это основное различие

сохраняет свою силу на протяжении всей истории формирования семейства лютневых инструментов у разных народов.
Историческим предшественником европейской лютни был арабский уд (‘ud «прут»), а изначально barbat («плектр»). На лютни «барбат» в качестве звучащей деки натягивался пергамент. Лютни «барбат» из Персии позже стали чисто арабским инструментом. На лютне «уд» дека была деревянной, отсюда и название: «‘ud » прут, дерево.
Слайд 11

Мастер Женских Полуфигур (Неизвестный нидерландский живописец). МУЗЫКАНТШИ. Эрмитаж, С.-Петербург, Россия. Инструмент

Мастер Женских Полуфигур (Неизвестный нидерландский живописец). МУЗЫКАНТШИ. Эрмитаж, С.-Петербург, Россия.

Инструмент проникал на

континент во времена мавританского завоевания Испании (711 — 1492 г.г.) и крестовых походов, начиная с 10 века. По средневековым изображениям, уд того времени по форме был схож с удом, распространенным на Востоке и ныне, но, в отличие от европейских инструментов, на нем не было ладов. Перенесение уда в Европу потребовало ряда некоторых (а позже и более значительных) трансформаций, которые сделали чисто арабский инструмент «уд» важнейшей частью европейской музыкальной культуры — лютней.
Слайд 12

Мелоццо да Форли. Ангел с лютней. Ок. 1480. Музей Ватикана В

Мелоццо да Форли. Ангел с лютней. Ок. 1480. Музей Ватикана

В древнегреческой

художественной литературе, а также в многочисленных трактатах и предисловиях к сборникам лютневой музыки эпох Ренессанса и Барокко лютня обозначается словом «тестудо» («черепаха»). Так называли лиру, вспоминая о Гермесе, который изготовил первую лиру из черепашьего панциря, а затем поместил ее на небо как созвездие — знак для поэтов и музыкантов. Слово «тестудо» проникло и в новые языки. Неизвестный переводчик стихов Горация, обращенных к лире, заменяет лиру на лютню. Позднее эта ода положена на музыку Джоном Блоу и звучит как гимн лютне. Роль поэтического и музыкального символа, который в античной литературе играла лира, в новой европейской литературе заменила лютня.
Слайд 13

Корнелис Бега. Женщина, играющая на лютне. 1664 Шауль Черниховский Когда ночной

Корнелис Бега. Женщина, играющая на лютне. 1664

Шауль Черниховский
Когда ночной порой рука скользит

над лютней,
И рвется от тоски певучая струна,
И нежной флейты вздох печальней, бесприютней,
И песня Господа томления полна;
Когда лазурный флер колышется над нивой,
И месяц золотой блуждает в небесах,
И караваны туч ползут грядой ленивой,
И сны туманные колдуют при лучах;
Тогда живу с тобой, о, Божий мир безбрежный,
Свободы и борьбы всем сердцем жажду я,
Со стоном всех миров летит мой стон мятежный,
И с кровью всех борцов струится кровь моя.
Слайд 14

Россо Фиорентино (1494-1540). Ангел-музыкант. 1520. Галерея Уффици, Флоренция, Италия В разных

Россо Фиорентино (1494-1540). Ангел-музыкант. 1520. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

В разных странах

слово «лютня» звучало в различных интонациях (арабск. — ‘ud, исп. — Laud, фр. — Luth, нем. — Laute, ит. — Lauto-Liuto-Leuto, англ. — Lute, русское название происходит от польского — Lutnia). На протяжении всей истории бытования лютни в Европе ее конструкция постоянно менялась в соответствии с потребностями, которые диктовали музыкальные вкусы того или иного времени. Из сохранившихся инструментов самые ранние образцы относятся к началу 16 века. То, что происходило с лютней раньше, можно реконструировать лишь по изображениям живописи и описаниям, дошедшим до нас.
Слайд 15

Джузеппе Креспи. Женщина, играющая на лютне. 1700-05. Музей изящных искусств. Бостон,

Джузеппе Креспи. Женщина, играющая на лютне. 1700-05. Музей изящных искусств. Бостон,

США.

Первые сведения о знаменитых мастерах-создателях лютен относятся к 16 в. Несколько немецких семейств из района Германии (вблизи Аугсбурга) основали в Италии две прославленные школы изготовления щипковых инструментов. Первая — в Болонье, где трудились Л.Малер, Г.Фрей и др., затем — большое семейство Тиффенбрукер в соседней Венеции и Падуе.
Лютни, созданные этими мастерами в 17-18 в.в., и в наши дни считаются непревзойденными.

Слайд 16

Якоб Иорданс. Художник с семьей. Ок. 1621. Музей Прадо. Мадрид, Испания.

Якоб Иорданс. Художник с семьей. Ок. 1621. Музей Прадо. Мадрид, Испания.

Все

инструменты того времени были привилегией знати, светского круга. Лютня была придворным инструментом, и если орган называли «Королем всех инструментов», то лютню по праву считали «инструментом всех королей». Научиться на ней музицировать для знатной особы не составляло труда, а вот чтобы настроить (особенно многохорную лютню), требовался навык и тонкий слух. Анекдот о том, что «лютнист, который играет на лютне сорок лет, тридцать из них тратит на настройку, а остальные десять играет на расстроенном инструменте» имеет под собой основание. Достаточно представить себе быт того времени: большие замки и дворцы, открытый огонь каминов, сквозняки, жара, влажность и т.д. Жилы, сделанные из натурального материала, так остро реагировали на изменения климата, что точный строй порой являлся действительной проблемой.
Слайд 17

Лоренцо Коста. Концерт. 1485-95. Национальная галерея. Лондон, Великобритания. Вряд ли можно

Лоренцо Коста. Концерт. 1485-95. Национальная галерея. Лондон, Великобритания.

Вряд ли можно найти

инструмент, имеющий такое большое количество себе подобных. В середине 17 в. английский мастер Джон Роуз изобрел лютню с плоской нижней декой, а лады и порожки расположил веером, поставив при этом металлические струны и сохранив традиционный строй. Назвал он этот инструмент «орфарион» (в честь двух античных мифических героев Орфея и Ариона). Плоский корпус и металлические струны употреблялись и раньше (на цитернах, пандорах, китарронах и английских гитарах). Изобретение Дж.Роуза состояло в том, что веерное расположение ладов позволило разместить на одном грифе две мензуры стандартную и более длинную, а инструмент при этом остался достаточно компактным. Металлические струны давали возможность использовать как пальцевую, так и плектрную техники игры.
Слайд 18

Мелоццо да Форли. Ангел-музыкант (фреска). 1480. Музей Ватикана Самая маленькая лютня

Мелоццо да Форли. Ангел-музыкант (фреска). 1480. Музей Ватикана

Самая маленькая лютня мандора

с 4 -6 струнами была широко распространена во Франции и Италии. Небольшие размеры делали ее удобной в сольном музицировании, а высокий строй позволял использовать в качестве верхнего голоса в ансамблях. В своих концертах для лютни французские и итальянские композиторы такие как А.Вивальди часто подразумевали, наряду с традиционными, именно такие маленькие лютни.
В дальнейшем эти лютни мандоры, или мандолы заменили мандолины.
Слайд 19

Бартоломео Манфреди (1582 - ок. 1622). Молодой лютнист. Эрмитаж. С.-Петербург, Россия

Бартоломео Манфреди (1582 - ок. 1622). Молодой лютнист. Эрмитаж. С.-Петербург, Россия

В

17-18 в.в. наибольшую популярность приобрели большие инструменты. Это лютни с длинной шейкой теорбы, китарроны, архлютни, лютни а теорбато и др. Главным достоинством таких лютен являлась большая длина басовых струн.
Эпоха барокко – вершина популярности лютни благодаря интересу к ней таких ярких личностей композиторов и издателей, как Готье, Дюфо, Дюбю, Галло (во Франции), И.Елинек, А.Дикс, Я.А.Лози (в Праге), Л.де Сен-Люк (бельгиец по происхождению), И.Г.Вайхенбергер и Я.Квестенберг (в Австрии). Многие прекрасные композиторы той эпохи А. и Д.Скарлатти, Г.Ф.Гендель, А.Корелли, А.Вивальди, Г.Перселл, Г.Ф.Телеман и др. даже если и не писали для лютни-соло, то почитали ее как обязательный инструмент в своих оркестровых и ансамблевых произведениях. Наибольшее количество музыки для лютни-соло было написано в форме сонат, сюит или партит, включавших в себя основные европейские танцы: алеманду, куранту, сарабанду, менуэт, жигу и др.
Слайд 20

Леонардо да Винчи (1452-1519). Ангел в красном, играющий на лютне. 1490

Леонардо да Винчи (1452-1519). Ангел в красном, играющий на лютне. 1490

На

фоне четырех великих национальных школ (Италии, Англии, Франции, Германии) то, что происходило в лютневой музыке остальных стран Европы, имеет скорее факультативное значение. Но особое место принадлежит Испании, где еще в конце 15 в. после освобождения от мавританского владычества, лютня была вытеснена из обихода виуэлой, для которой в 16 в. был создан выдающийся репертуар.
Слайд 21

Пьеро Делла Франческа. Рождество. 1470-05. Национальная галерея. Лондон, Великобритания Конец 18

Пьеро Делла Франческа. Рождество. 1470-05. Национальная галерея. Лондон, Великобритания

Конец 18

и начало 19 в.в. стали окончательным закатом германской лютневой школы, но в отличие от Франции и Италии, где она уже почти полностью вышла из употребления, Германия осталась единственной страной, где лютня, хотя и в очень малой значимости, но сохранила свое место до сих пор. Несмотря на то, что лютня все же потеряла свое ведущее положение, ее блестящая биография позволяет нам с уверенностью назвать ее одним из самых важных инструментов в истории мировой музыки.
Слайд 22

Дирк Гальс. Домашний концерт. 1623. Эрмитаж, С.-Петербург, Россия

Дирк Гальс. Домашний концерт. 1623. Эрмитаж, С.-Петербург, Россия