Новая мода при Петре I

Содержание

Слайд 2

Петр I Великий (1672-1715), русский царь с 1682, первый российский император

Петр I Великий (1672-1715), русский царь с 1682,
первый российский император

с 1721.
Издал, начиная с 1699, ряд указов, направленных
на вытеснение традиционных форм костюма одеждой европейского образца. Эти реформы служили объектом дискуссий на протяжении всего 19 века, так как впервые
в истории костюма национальная одежда запрещалась
не завоевателям, чужеземцем, а законным наследникам русского престола. Осталось незамеченным, однако,
что одежда европейского образца позволила людям «подлого» происхождения, приглашенных Петром Великим
на государственную службу, уравняться в общественном сознании с боярством, одежда которого подвергалась запрету как символ структур, мешавших новой экономической и государственной политике Петра I.
Слайд 3

Петр I запретил носить дворянам и горожанам старый русский костюм 29

Петр I запретил носить дворянам и горожанам старый русский костюм
29

августа 1699 г.,
в январе 1700 г. повелел
всем носить платье
на манер венгерского,
в августе — «всех чинов людям», кроме духовенства и пахотных крестьян,
носить платье венгерское
и немецкое.
Слайд 4

Царю нравился северный, протестантский стиль, с его подчеркнутым пренебрежением к любому

Царю нравился северный, протестантский стиль,
с его подчеркнутым пренебрежением к любому

украшательству.
Показную роскошь Петр Алексеевич сильно не любил. 
Слайд 5

С 1 января 1701 г. европейский костюм предписывалось носить и женщинам.

С 1 января 1701 г. европейский костюм предписывалось носить и женщинам.


Русское платье было запрещено производить и им торговать. Нарушителям грозили штрафы,
ссылка на каторгу с конфискацией имущества.
Небогатым дворянам давалось два года,
чтобы доносить старое платье –
на одежду ставилось специальное клеймо с указанием даты. В качестве наглядных образцов нового костюма на городских улицах были выставлены чучела,
одетые на новый манер.
Слайд 6

Согласно предписаниям, мужчинам теперь следовало одеваться в укороченный кафтан (на французский

Согласно предписаниям, мужчинам теперь следовало одеваться в укороченный кафтан
(на французский манер —

жюстокор), камзол и штаны (кюлоты).

Мужской костюм

Слайд 7

Европейский кафтан был значительно короче традиционного русского – он доходил только

Европейский кафтан был значительно короче традиционного русского – он доходил только

до колен. Достаточно плотно облегавший фигуру сверху, книзу он становился более широким – по бокам у кафтана были складки, а по центру спинки и по бокам – разрез. Это делало кафтан более удобным и практичным, теперь в нем можно было даже ездить верхом. Отвороты на рукавах – обшлага – делали достаточно широкими и нашивали на них декоративные пуговицы. Сам кафтан, как правило, либо носили нараспашку, либо застегивали на несколько пуговиц.
Слайд 8

Камзол в большинстве случаев шился из одной ткани с кафтаном, но

Камзол в большинстве случаев шился из одной ткани с кафтаном, но был значительно короче и не

такой широкий книзу. По бокам у этой одежды также были разрезы, но, в отличие от жюстокора, не было складок.
Рукав был узкий (иногда его не было вовсе), а воротник к камзолу никогда не пришивали. Камзол застегивался на пуговицы и мог украшаться вышивкой и узорами на ткани. Обычно при пошиве сохранялось единство кроя, однако для особых случаев можно было варьировать фактуру и цвет, а также надевать кафтан и камзол, сшитые из разных материалов и разных цветов.
Слайд 9

Вместе с укороченными кафтаном и камзолом в моду вошли короткие штаны,

Вместе с укороченными кафтаном и камзолом
в моду вошли короткие штаны, которые обычно носили

с широким тканевым поясом, собранным на спине.
В теплое время года мужчины носили высокие шелковые чулки с кожаными башмаками,
а осенью и зимой надевали
такие же высокие сапоги.
Слайд 10

Большое внимание уделялось украшениям и деталям. В дополнение к наряду мужчины

Большое внимание уделялось украшениям и деталям.
В дополнение к наряду мужчины стали носить

броши, запонки и булавки для галстуков.
В моде было кружево, очень популярным после реформы стало жабо.
Слайд 11

Что касается головного убора, привычные тафью и мурмолку заменила треуголка. Треуголку

Что касается головного убора, привычные тафью и мурмолку заменила треуголка.
Треуголку делали

из черного фетра, причем шляпу не шили, а складывали ткань определенным образом.
Слайд 12

Постепенно в моду входил и популярный в Европе парик.

Постепенно в моду входил и популярный в Европе парик.

Слайд 13

В это же время вошла в моду специальная одежда для дома

В это же время вошла в моду специальная одежда для дома – шлафрок.

Шлафроком называли халат, который бояре и дворяне надевали в домашней обстановке поверх рубахи и кюлота.
Судя по названию, изначально шлафрок предназначался для сна. Чаще всего такой халат шили из бархата и шелка, однако в богатых домах шлафроки были выполнены из дорогих тканей, а зимой их утепляли мехом.
Слайд 14

Если мужчины переодевались в новые костюмы довольно неохотно, то женщинам переход

Если мужчины переодевались в новые костюмы довольно неохотно, то женщинам переход на европейскую

моду дался
еще тяжелее.
В начале XVIII века одежда столичных дворянок стала походить на французское платье конца XVII века. Дамский костюм теперь состоял из юбки, корсажа и распашного платья –
все это надевалось на льняную сорочку.

Женский костюм

Слайд 15

Корсет нельзя было надеть самостоятельно – шнуровку на спине девушкам затягивали

Корсет нельзя было надеть самостоятельно – шнуровку на спине девушкам затягивали служанки,


в нем было трудно дышать и расслабиться или согнуть спину.
С непривычки многие дамы, находясь
весь день в узком платье, падали в обморок. Помимо неудобства, корсет был еще и вреден для здоровья:
в нем организм становился уязвимым для желудочных и легочных заболеваний. Однако, преодолевая мучения, дворянки повиновались веяниям моды –
тем более, другого выхода
при строгом указе Петра
у них не было.
Слайд 16

Как и узкий корсет, неотъемлемой частью женского платья была очень широкая

Как и узкий корсет, неотъемлемой частью женского платья была
очень широкая юбка,

которая на фоне изящного верха выглядела особенно контрастно.
Чтобы юбки держали форму, под них надевались каркасы – фижмы. Такие юбки, пришедшие из Европы, подходили
для теплого французского климата, но русская зима требовала более теплой одежды, поэтому в холодное время года юбки простегивались ватином.
Слайд 17

Как и все заграничное, европейские наряды прижились в России с некоторыми

Как и все заграничное, европейские наряды прижились в России с некоторыми поправками, продиктованными, в основном,

суровым климатом. Кроме упомянутых простеганных ватином юбок, неотъемлемой частью гардероба в это время стали платки, косынки и накидки. Женщины, вынужденные носить платья из тонкой ткани с открытыми плечами, руками и декольте, использовали эти аксессуары скорее для тепла,
чем для красоты.
Слайд 18

Обувь В начале XVIII века в моде была остроносая обувь, чаще

Обувь

В начале XVIII века в моде была остроносая обувь, чаще всего на большом

каблуке –
до десяти сантиметров.
Туфли для балов шили из атласа, парчи и бархата, в остальных случаях женщины носили кожаные сапожки.
Слайд 19

На улице женщины надевали на голову кружевной чепчик. Поначалу многие пытались

На улице женщины надевали на голову кружевной чепчик.
Поначалу многие пытались поплотнее

надвинуть его на голову, стесняясь показываться на людях с выглядывающими
из-под чепчика волосами.
Слайд 20

Заключение По замечаниям послов и их приближенных, присутствовавших на крупных балах

Заключение

По замечаниям послов
и их приближенных, присутствовавших на крупных балах начала века,
к 1710

году русские дворянки уже "правильно" красились и причесывались, не уступая европейским дамам.
Что касается крестьян, то при Петре изменения в одежде их практически не коснулись: они по-прежнему носили традиционную одежду из холстины и других дешевых материалов.
В другой же среде – чиновников, купечества и промышленников – введенные Петром I костюмы полностью прижились уже к концу
его царствования.