Опера. История жанра

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

История жанра Элементы оперы Оперные голоса Оперные театры

История жанра
Элементы оперы
Оперные голоса
Оперные театры

Слайд 4

Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные

Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные

виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).
Слайд 5

Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает

Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает

пролог, в конце оперы — эпилог.
В состав оперного коллектива входят: солист, хор, симфонический оркестр, орган.
Части оперного произведения — речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д.
Из симфонических форм — увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка.
Слайд 6

Опера родилась как аристократическая забава, но вскоре стала развлечением для широкой

Опера родилась как аристократическая забава, но вскоре стала развлечением для широкой

публики.
Первый общедоступный оперный театр был открыт в Венеции в 1637, спустя всего лишь четыре десятилетия после появления на свет самого жанра. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе.
Как публичное развлечение она достигла наивысшего развития в 19 – начале 20 вв.
Слайд 7

Слайд 8

Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта,

Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта,

каватина, монолог, баллада, песня).
Различные функции в опере имеет речитатив — музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи.
Слайд 9

В соответствии с диапазоном голосов оперные певцы делятся обычно на шесть

В соответствии с диапазоном голосов оперные певцы делятся обычно на шесть

типов.
Три женских типа голосов, от высоких к низким – сопрано, меццо-сопрано, контральто;
Три мужских – тенор, баритон, бас.
Внутри каждого типа может быть несколько подвидов в зависимости от качества голоса и стиля пения.
Лирико-колоратурное сопрано отличается легким и исключительно подвижным голосом, такие певицы умеют исполнять виртуозные пассажи, быстрые гаммы, трели и другие украшения.
Лирико-драматическое (lirico spinto) сопрано – голос большой яркости и красоты.
Тембр драматического сопрано – насыщенный, сильный.
Различие между лирическими и драматическими голосами относится также к тенорам.
У басов выделяются два главных типа: «певческий бас» (basso cantante) для «серьезных» партий и комический (basso buffo).
Слайд 10

Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным

Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным

с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»).
Слайд 11

Слайд 12

В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности

В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности

служат более полному раскрытию образов.
Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды — увертюру, антракт (вступление к отдельным актам).
Ещё один компонент оперного спектакля — балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.
Слайд 13

ТЕАТР ЛА СКАЛА, МИЛАН,

ТЕАТР ЛА СКАЛА, МИЛАН,

Слайд 14

Некоторые здания оперных театров ассоциируются с определенным видом оперы, и в

Некоторые здания оперных театров ассоциируются с определенным видом оперы, и в

ряде случаев, действительно, архитектура театра была обусловлена тем или иным типом оперного представления.
Так, парижская «Опера» (в России закрепилось название «Гранд-Опера») предназначалась для яркого зрелища еще задолго до того, как в 1862–1874 был построен ее нынешнее здание (архитектор Ш.Гарнье): лестница и фойе дворца по оформлению как бы соперничают с декорациями балетов и пышных шествий, которые происходили на сцене.
Слайд 15

ФОЙЕ ПАРИЖСКОЙ ОПЕРЫ

ФОЙЕ ПАРИЖСКОЙ ОПЕРЫ

Слайд 16

Львов Париж Сидней

Львов

Париж

Сидней

Слайд 17

В облике оперных театров, как в зеркале, отражается история оперы как

В облике оперных театров, как в зеркале, отражается история оперы как

явления общественной жизни. Истоки ее – в возрождении древнегреческого театра в аристократических кругах.