- Главная
- Культурология
- Основные цветовые системы
Содержание
- 2. Цветовые круги Основоположник научного цветоведения И. Ньютон первым предложил реально существующий линейный спектр цветов для удобства
- 3. И.В. Гёте не хотел признавать учения И. Ньютона о световой природы цвета (он возмущался тем, что
- 4. Очень удобной цветовой системой, имеющей широкое практическое применение, является цветовой круг, разработанный В.М. Шугаевым. В основу
- 5. Цветовой круг В.М. Шугаева
- 6. Основная идея теории цветовой выразительности, разработанной немецким учёным и практиком Иоханесом Иттеном, состоит в разложении всего
- 7. Все цвета второго порядка должны быть смешаны весьма тщательно. Они не должны склоняться ни к одному
- 8. Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет своё неизменное
- 9. Цветовой круг И. Иттена
- 10. Эволюция объёмно-пространственных цветовых моделей Прикладное цветовое моделирование, сводившееся к синтезу новых цветов методом смешивания имеющихся пигментов,
- 11. Модель КЖС По первым буквам названий первичных цветов (красный, жёлтый и синий) модель КЖС и получила
- 12. Окончательным вариантом этой модели стал треугольник, на вершинах которого расположены первичные цвета, а не биссектрисах –
- 13. Между тем далеко не весь набор характеристик цвета, необходимых для исчерпывающего описания его свойств, смог уложиться
- 14. Модель HSB Типичным представителем пространственных цветовых моделей является модель HSB, аббревиатура которой составлена из первых букв
- 15. Цветовая модель HSB
- 16. Изучение существующих пространственных цветовых моделей показало, что, несмотря на множественность их толкований, большинство из них относительно
- 17. Обобщённая цветовая модель. Она представляет собой пространственное тело, базовым сечением которого служит цветовой круг (или иная
- 18. Обобщённая цветовая модель
- 19. Цветовой шар Отто Рунге был самой первой трёхмерной моделью. Современник Гёте, Филипп Отто Рунге – немецкий
- 20. В «экваториальной» плоскости (сечении) этого шара помещался 6-секторный цветовой круг Гёте. По вертикальной оси располагался ряд
- 21. Модель Ламберта. Черты обобщённой модели можно обнаружить и в работах других исследователей. Очень похожа на неё
- 22. В конце XIX– начале XX в. Вильгельм Фридрих Освальд – немецкий физик и химик, усовершенствовал систему
- 23. Цветовое тело В. Оствальда. Получило наибольшее признание построенное на базе плоской треугольной модели вдоль однонаправленной серой
- 25. Цветовая модель Освальда легла в основу современной систематизации цвета. В несколько изменённом виде модель Освальда была
- 26. При всём изяществе и наглядности этих моделей, они не учитывают особенностей психофизиологического восприятия человеком различных областей
- 27. Величина, т.е. мера яркости или темнота цвета, изменяется по вертикали оси от чёрного (0) внизу до
- 28. Модель Манселла
- 29. Цветовое дерево Манселла
- 30. Книги цветов Манселла
- 31. В 1921 году свою интерпретацию цветового круга создал Иоганн Иттен – швейцарский художник, теоретик, педагог. Это
- 32. Цветовой шар Иттена
- 33. Звезда Иттена
- 34. Современные цветовые модели Цветовые модели могут быть аппаратно-зависимыми (их пока большинство, RGB, CMYK в их числе)
- 35. Система RGB – обычно её называют моделью аддитивных основных цветов. Все цвета образуются смешением трёх основных
- 36. Систематизация и количественное выражение цветов В практике и научных исследованиях применяют два способа систематизации и количественного
- 38. Скачать презентацию
Цветовые круги
Основоположник научного цветоведения И. Ньютон первым предложил реально существующий линейный
Цветовые круги
Основоположник научного цветоведения И. Ньютон первым предложил реально существующий линейный
Цветовой круг Ньютона включал семь последовательно расположенных и радиально ориентированных секторов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего и фиолетового цветов. При добавлении неспектрального цвета – пурпурного – получилась 8-секторная двухмерная цветовая модель хроматических цветов. Цветовой круг И. Ньютона оказался очень удобным инструментом для расчёта результатов смешения цветов. После этого появилось множество цветовых систем как плоских (полосы, круги, треугольники), так и пространственные (шары, конусы, призмы и т.д.).
И.В. Гёте не хотел признавать учения И. Ньютона о световой природы
И.В. Гёте не хотел признавать учения И. Ньютона о световой природы
Иоганн Гёте предложил свою версию цветового круга – 6-секторного. Его круг был образован тремя основными (по его мнению) цветами: красным, жёлтым и синим, располагающимися в углах равностороннего треугольника, между которыми находились цвета, получавшиеся в результате смешения фланкирующих их цветов: фиолетовым (между красным и синим), оранжевым (между жёлтым и красным) и зелёным (между жёлтым и синим). Эти цвета, как и основные, располагаются в углах другого равностороннего треугольника, образующего с первым шестиконечную звезду.
Очень удобной цветовой системой, имеющей широкое практическое применение, является цветовой круг,
Очень удобной цветовой системой, имеющей широкое практическое применение, является цветовой круг,
Определив четыре цвета как главные, В.М. Шугаев расположил их в круге на концах взаимно перпендикулярных диаметров. Цвета, которые располагаются в пределах одной четверти, являются родственными друг к другу, поскольку каждый из них имеет в составе оба главных цвета, между которыми они находятся.
В противоположных четвертях помещаются контрастные цвета. У них нет ничего общего, так как они составлены различными парами главных цветов.
Цвета, расположенные в смежных четвертях, называются родственно-контрастными. Они объединены одним общим цветом, но содержат в себе контрастные цвета.
Цветовой круг В.М. Шугаева
Цветовой круг В.М. Шугаева
Основная идея теории цветовой выразительности, разработанной немецким учёным и практиком Иоханесом
Основная идея теории цветовой выразительности, разработанной немецким учёным и практиком Иоханесом
Основные цвета должны быть определены с максимально возможной точностью. Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы жёлтый был у вершины, красный справа внизу и синий – внизу слева. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов, и получаем, так разом, цвета второго порядка:
жёлтый + красный = оранжевый
жёлтый + синий = зелёный
красный + синий = фиолетовый.
Все цвета второго порядка должны быть смешаны весьма тщательно. Они не
Все цвета второго порядка должны быть смешаны весьма тщательно. Они не
жёлтый + оранжевый = жёлто-оранжевый
красный + оранжевый = красно-оранжевый
красный + фиолетовый = красно-фиолетовый
синий + фиолетовый = сине-фиолетовый
синий + зелёный = сине-зелёный
жёлтый + зелёный = жёлто-зелёный.
Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором
Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором
В нашем круге все двенадцать цветов имеют равные отрезки, поэтому цвета, занимающие диаметрально противоположные места по отношению друг другу, оказываются дополнительными.
Эта система даёт возможность мгновенно и точно представить себе все двенадцать цветов и легко расположить между ними все их вариации
Полученные навыки позволяют на практике применять гармоничные цвета и составлять цветовые схемы всего чего угодно, начиная от рисунков, одежды, заканчивая архитектурой.
Цветовой круг И. Иттена
Цветовой круг И. Иттена
Эволюция объёмно-пространственных цветовых моделей
Прикладное цветовое моделирование, сводившееся к синтезу новых цветов
Эволюция объёмно-пространственных цветовых моделей
Прикладное цветовое моделирование, сводившееся к синтезу новых цветов
Модель КЖС
По первым буквам названий первичных цветов (красный, жёлтый и синий)
Модель КЖС
По первым буквам названий первичных цветов (красный, жёлтый и синий)
Окончательным вариантом этой модели стал треугольник, на вершинах которого расположены первичные
Окончательным вариантом этой модели стал треугольник, на вершинах которого расположены первичные
Треугольная модель стала вершиной цветового моделирования, использовавшей максимум возможностей двумерного моделирования цвета.
Между тем далеко не весь набор характеристик цвета, необходимых для исчерпывающего
Между тем далеко не весь набор характеристик цвета, необходимых для исчерпывающего
Оказалось, что, независимо от подхода и конечного назначения модели, для исчерпывающего описания любого цвета необходимо и достаточно именно трёх параметров. Ими могут быть не только цветовой тон, насыщенность и светлота, которыми оперируют представители классического изобразительного искусства, но и другие характеристики, принятые в иных профессиональных кругах. Так, например, в среде фотографов и кинематографистов наиболее предпочтительными считаются понятия «цвет», «насыщенность» и «яркость», а в компьютерной графике закрепился метод описания произвольного цвета посредством определения соотношений содержащихся в нём трёх основных цветов.
Модель HSB
Типичным представителем пространственных цветовых моделей является модель HSB, аббревиатура которой
Модель HSB
Типичным представителем пространственных цветовых моделей является модель HSB, аббревиатура которой
Её основой является цветовой круг, по периметру которого расположены все спектральные цвета максимальной насыщенности. К центру круга насыщенность убывает до нуля, то есть до полного отсутствия цветовых тонов, или белого цвета.
Яркость цветов уменьшается вдоль образующей конуса, достигая минимума на его вершине. Эта точка характеризует полюс чёрного цвета. Построенное таким образом цветовое тело позволяет однозначно описывать любой из цветовых оттенков с учётом содержания в нём утемняющего чёрного и высветляющего белого цветов.
Цветовая модель HSB
Цветовая модель HSB
Изучение существующих пространственных цветовых моделей показало, что, несмотря на множественность их
Изучение существующих пространственных цветовых моделей показало, что, несмотря на множественность их
На цветовой плоскости может быть расположен цветовой круг, треугольник или любая другая двухмерная цветовая схема. Плоскость позволяет отобразить не только основные спектральные цвета, но и закон изменения их насыщенности, то есть процесс изменения цветов при постепенном уменьшении количества пигмента, замещаемого белым фоном холста. Перпендикулярная к плоскости серая шкала, начинающаяся в её полюсе белого, содержит плавный ахроматический переход к полюсу чёрного, находящемуся на противоположном её конце. Она характеризует снижение яркости спектральных цветов, происходящее при добавлении в них чёрной краски. Кривая, описывающая закон изменения яркости от максимума, расположенного на периферии цветового круга, до нуля, находящегося на полюса чёрного, может служить образующей наружной поверхности цветового тела.
Для придания обобщённой модели большей универсальности целесообразно отменить обязательность перпендикулярности оси. С учётом этого можно увидеть, что «пронзённая» осью серой шкалы цветовая плоскость является основой целого ряда пространственных цветовых моделей.
Обобщённая цветовая модель.
Она представляет собой пространственное тело, базовым сечением которого служит
Обобщённая цветовая модель.
Она представляет собой пространственное тело, базовым сечением которого служит
Сечения цветового тела, параллельные базовой плоскости, могут рассматриваться в качестве её разбелённых или утемнённых копий, в зависимости от их расположения относительно белого и чёрного полюсов оси. При этом габариты промежуточных сечений пропорциональны степени изменения их светлоты.
Таким образом, обобщённая цветовая модель представляет собой объём, заполненный всеми существующими цветами, точным описанием каждого из которых является его положение в пространстве.
Обобщённая цветовая модель
Обобщённая цветовая модель
Цветовой шар Отто Рунге был самой первой трёхмерной моделью.
Современник Гёте, Филипп
Цветовой шар Отто Рунге был самой первой трёхмерной моделью.
Современник Гёте, Филипп
В «экваториальной» плоскости (сечении) этого шара помещался 6-секторный цветовой круг Гёте.
В «экваториальной» плоскости (сечении) этого шара помещался 6-секторный цветовой круг Гёте.
По горизонтальным (широтным) сечениям шара прослеживалось изменение светлоты (яркости) того или иного цветового тона в соответствии с изменением светлоты серого цвета (по вертикальной оси шара) сверху вниз. Промежуточные участки поверхности шара между «меридианами», проходящими через точки шести цветов круга Гёте (являющиеся сферическими двуугольниками), представляют собой смешение соседних пар цветов, изменяющихся по чистоте по мере удаления от экваториальной плоскости вверх и вниз. В центре шара – серый цвет как результат оптического смешения цветов.
Модель Ламберта.
Черты обобщённой модели можно обнаружить и в работах других исследователей.
Модель Ламберта.
Черты обобщённой модели можно обнаружить и в работах других исследователей.
В конце XIX– начале XX в. Вильгельм Фридрих Освальд – немецкий
В конце XIX– начале XX в. Вильгельм Фридрих Освальд – немецкий
Система представляет собой двойной конус. Основанием конуса служит 24-ступенчатый круг чистых цветов. У верхней вершины конуса расположен белый цвет, у нижней – чёрный. Между ними по оси конусов размещается ряд ахроматических цветов (оттенки серого – смешение белого и чёрного) По образующим конуса расположены ряды разбелов или зачернений чистых цветов. В сечениях конусов, параллельных основанию, располагаются «ломаные цвета» (смешение хроматических с серыми). В сечениях же, проходящих через радиусы и ось конуса, получаются треугольники, в которые входят все основные типы цветовых рядов.
Цветовое тело В. Оствальда.
Получило наибольшее признание построенное на базе плоской треугольной
Цветовое тело В. Оствальда.
Получило наибольшее признание построенное на базе плоской треугольной
Цветовая модель Освальда легла в основу современной систематизации цвета. В несколько
Цветовая модель Освальда легла в основу современной систематизации цвета. В несколько
При всём изяществе и наглядности этих моделей, они не учитывают особенностей
При всём изяществе и наглядности этих моделей, они не учитывают особенностей
Американский учёный Альберт Генри Манселл осужествил первую попытку числового описания цвета. Суть его цветовой системы в том, что она определяет три атрибута цвета: H (hue – цветовой тон), V (value – величина = яркость), C (chroma – цветность).
Цветовой тон. Каждый горизонтальный круг в системе Манселла разделён на пять основных тонов: красный (Red), жёлтый (Yellow), зелёный (Green), голубой (Blue) и фиолетовый (Purple). Между ними располагаются пять переходящих тонов. Каждый из этих 10 ступеней разделён на 10 подступеней, полученным 100 тонам присвоены целочисленные значения. Два цвета одинакового значения и хромы на противоположных сторонах круга смешиваются в нейтральный серый того же значения.
Величина, т.е. мера яркости или темнота цвета, изменяется по вертикали оси
Величина, т.е. мера яркости или темнота цвета, изменяется по вертикали оси
Цветность («хрома», т.е. мера насыщенности или чистоты цвета) измеряется радиально от центра каждого горизонтального «среза». Меньшее значение хромы соответствует менее чистому цвету (ненасыщенному, пастельному). Различные области цветового пространства имеют различный максимум хромы.
Сечения модели получили отличные от круговых формы. В ней «радиусы» различных цветов пропорциональны их интенсивности – для «ярких» цветов они больше, для «приглушённых» – меньше. Существенным отличием этой модели является отсутствие явно выраженной главной цветовой плоскости. Здесь каждый цвет наделён собственной плоскостью, место которой определяется светлотой тона – чем он светлее, тем она выше. Тем не менее, цветовое тело Мансела не только выглядит как возможный вариант обобщённой модели, главная цветовая плоскость которой неперпендикулярна оси, но и является таковым на самом деле.
Исследования Альберта Манселла имеют не только теоретическое значение в области цветовых исследований, но и практическое применение. Уже после смерти автора вышел в свет атлас цветов, названный «Книга цветов Манселла». Американская организация Стандартов рекомендовала использование этого издания при создании спецификации цветов.
Модель Манселла
Модель Манселла
Цветовое дерево Манселла
Цветовое дерево Манселла
Книги цветов Манселла
Книги цветов Манселла
В 1921 году свою интерпретацию цветового круга создал Иоганн Иттен –
В 1921 году свою интерпретацию цветового круга создал Иоганн Иттен –
Цветовой шар Иттена
Цветовой шар Иттена
Звезда Иттена
Звезда Иттена
Современные цветовые модели
Цветовые модели могут быть аппаратно-зависимыми (их пока большинство, RGB,
Современные цветовые модели
Цветовые модели могут быть аппаратно-зависимыми (их пока большинство, RGB,
Телевизоры, камеры, сканеры, мониторы компьютеров основаны на аддитивной системе воспроизведения цветов (RGB), где красный – R, зелёный G и синий B в комбинации создают белый.
Офсетная, цифровая печать, краски, пластик, ткань и фотография основаны на субтрактивной системе цвета (CMY/ CMYK).
Специалистами в различных отраслях используются и другие модели, мы рассмотрим подробнее самые известные и широко распространённые из них.
Система RGB – обычно её называют моделью аддитивных основных цветов. Все
Система RGB – обычно её называют моделью аддитивных основных цветов. Все
Эта модель обычно имеет более широкий цветовой охват, чем типичный охват цветов CMYK, поэтому иногда изображения, замечательно выглядящее в RGB, значительно тускнеют и гаснут в CMYK.
Также в RGB легче компоновать изображения и работать с ними. Многие фильтры
Система CMYK (в переводе с английского Cyan, Magenta, Yellow, BlackKey – голубой, пурпурный, жёлтый, чёрный) – субтрактивная цветовая модель. Согласно теории цвета, практически любой оттенок можно получить с помощью трёх красок, в том числе чёрный – смешиванием их в равной пропорции и с максимальной интенсивностью. Однако на практике из-за несовершенства пигментирования красок стороцентное смешивание этих трёх цветов даёт скорее грязно-коричневый или грязно-серый цвет; триадные краски не дают той глубины и насыщенности, является чрезвычайно важной в печатном процессе, в цветовую модель было решено ввести ещё один цвет. Так было сделано ещё и в интересах удобства и простоты печати одноцветных объектов – например, чёрного текста. Белый цвет в схеме отсутствует, так его мы имеем – это цвет бумаги.
Систематизация и количественное выражение цветов
В практике и научных исследованиях применяют два
Систематизация и количественное выражение цветов
В практике и научных исследованиях применяют два
Колориметрический способ основан на том, что каждому цвету соответствуют три вполне определённые величины основных возбуждений (КЗС – приёмников глаза). Измерить эти величины – значит выразить тремя числами. Такие числа называются цветовыми координатами. Количественное выражение цветов в колориметрическом способе непосредственно связано с объективными характеристиками цвета: яркостью, цветовым тоном и чистотой цвета.
В способе цветовых эталонов заранее изготавливают наборы накрасок. Их раздают в виде атласа цветов. Подбор цвета атласа к цвету объекта производится путём непосредственного зрительного сравнения этих цветов. Количественное выражение цветов в способе цветовых эталонов непосредственно связано с субъективными характеристиками: светлотой, цветовым тоном и насыщенностью.
Существует многообразие атласов цветов.