Основы композиции

Содержание

Слайд 2

Базовые принципы композиции Композиция (от лат.) – означает соединение различных частей в единое целое

Базовые принципы композиции

Композиция (от лат.) – означает соединение различных частей в единое целое

Слайд 3

Слово «композиция» в качестве термина стало регулярно употребляться, начиная с эпохи

Слово «композиция» в качестве термина стало регулярно употребляться, начиная с эпохи

Возрождения. По композиции элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т.д.)

И. Вишняков. Портрет Ксении Тишининой

Слайд 4

Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом.

Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом.

Слайд 5

П. Рубенс. Снятие с креста.

П. Рубенс. Снятие с креста.

Слайд 6

Н. Пуссен. Аркадские пастухи.

Н. Пуссен. Аркадские пастухи.

Слайд 7

К. Лоррен. Пейзаж с мельницей

К. Лоррен. Пейзаж с мельницей

Слайд 8

Леонардо да Винчи. Мадонна в гроте.

Леонардо да Винчи. Мадонна в гроте.

Слайд 9

Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая композиция. Основные

Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая композиция. Основные

линии стягиваются к центру. Построение её по форме круга, квадрата дает необходимое решение.
Если необходимо показать большой простор, то не следует его ограничивать деревьями или зданиями. Это тип открытой композиции. Основные линии идут из центра.
Слайд 10

А. Рублев. Троица Ветхозаветная Замкнутая композиция

А. Рублев. Троица Ветхозаветная
Замкнутая
композиция

Слайд 11

И. Шишкин. Рожь. Открытая композиция

И. Шишкин. Рожь.

Открытая композиция

Слайд 12

Веласкес. Сдача Бреды. Это – одна из наиболее читаемых композиций, благодаря

Веласкес. Сдача Бреды. Это – одна из наиболее читаемых композиций, благодаря четкому

распределению масс, чередованию темных и светлых пятен. Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста.
Слайд 13

Композиция строго по центру. Пространство композиционное состоит из нескольких планов с перспективой дали.

Композиция строго по центру.
Пространство композиционное состоит из нескольких планов с перспективой

дали.
Слайд 14

Примеры композиционного размещения объектов на листе. Вместо точки может быть любой объект.

Примеры композиционного размещения объектов на листе.
Вместо точки может быть любой объект.

Слайд 15

Точка и несколько линий дают множество вариантов композиции.

Точка и несколько линий дают множество вариантов композиции.

Слайд 16

Варианты построения композиции на основе точки и нескольких линий.

Варианты построения композиции на основе точки и нескольких линий.

Слайд 17

Передача ритма, движения и покоя Ритм – это чередование каких-либо элементов

Передача ритма, движения и покоя

Ритм – это чередование каких-либо элементов в

определенной последовательности.
Древнегреческая живопись.
Геракл и Тритон, окруженные танцующими нереидами.
Слайд 18

А. Рылов. В голубом просторе.

А. Рылов. В голубом просторе.

Слайд 19

Как ритм передает движение? Рассмотрим на примере мячика и книги: А)

Как ритм передает движение? Рассмотрим на примере мячика и книги:

А) мячик спокойно

лежит на книге,
Б) медленное движение мячика,
В) быстрое движение мячика,
Г) мячик укатился.
Слайд 20

Правило передачи движения: - для передачи движения следует выбирать определенный его

Правило передачи движения:

- для передачи движения следует выбирать определенный его

момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.
Слайд 21

Если на картине используется одна или несколько диагональных линий, то изображение

Если на картине используется одна или несколько диагональных линий, то изображение

будет казаться более динамичным.
В. Серов. Похищение Европы.
Слайд 22

Эффект движения можно создать, если оставить свободным пространство перед движущимся объектом. Н.Рерих. Заморские гости.

Эффект движения можно создать, если оставить свободным пространство перед движущимся объектом.
Н.Рерих.

Заморские гости.
Слайд 23

- Большое количество вертикальных или горизонтальных линий фона может затормозить движение

- Большое количество вертикальных или горизонтальных линий фона может затормозить движение

(см. рис. а, б). - Изменение направления движения может ускорить его или замедлить (см. рис. в, г).
Слайд 24

Правила передачи покоя: Если на картине отсутствуют диагональные направления, Если перед

Правила передачи покоя:

Если на картине отсутствуют диагональные направления,
Если перед движущимся объектом

нет свободного пространства,
Если объекты изображены в спокойных позах,
Если композиция является симметричной, образует простые геометрические схемы.
К.Малевич. На сенокосе.
Слайд 25

Ощущение покоя возникает на картине К. Коровина «Зимой», несмотря на то,

Ощущение покоя возникает на картине К. Коровина «Зимой», несмотря на то,

что есть диагональные направления, сани с лошадью стоят спокойно, нет ощущения движения: центры картины совпадают, композиция уравновешена, и свободное пространство перед лошадью перегораживается деревом.
Слайд 26

Выделение сюжетно-композиционного центра. На картине С. Боттичелли «Весна» художник совместил центр

Выделение сюжетно-композиционного центра. На картине С. Боттичелли «Весна» художник совместил центр композиции

с центром холста, подчеркивая важную роль главных героев, значимость для сюжета.
Слайд 27

Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» - пример композиции, где главное сильно

Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» - пример композиции, где главное сильно

сдвинуто от центра для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения (прощение отцом своего сына, принятие его в отчий дом).
Слайд 28

Передача симметрии и асимметрии в композиции Живописцы эпохи Возрождения часто строили

Передача симметрии и асимметрии в композиции

Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои

картины по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий.
Рафаэль. Сикстинская мадонна.
Слайд 29

В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению

В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению

к центральной оси картины. Ф. Ходлер. Озеро Тан.
Слайд 30

Симметрия основана на реальной действительности, левая и правая половины композиции уравновешены. В.Васнецов. Богатыри.

Симметрия основана на реальной действительности, левая и правая половины композиции уравновешены.

В.Васнецов. Богатыри.
Слайд 31

Композицию натюрморта или пейзажа легко представить в виде схемы, на которой

Композицию натюрморта или пейзажа легко представить в виде схемы, на которой

ясно видно, симметрично или асимметрично построена композиция.
Слайд 32

Примеры композиционного расположения предметов в натюрморте

Примеры композиционного расположения предметов в натюрморте

Слайд 33

Средства композиции: Каждое из этих средств имеет самостоятельное значение; все они

Средства композиции: Каждое из этих средств имеет самостоятельное значение; все они необходимы

для передачи художественной выразительности картины
Слайд 34

Практические задания: Поэтапная работа над композицией выбранной темы

Практические задания:

Поэтапная работа над композицией выбранной темы

Слайд 35

Слайд 36