- Главная
- Культурология
- Освещение объектов в музеях и галереях
Содержание
- 2. В правильном свете: как освещают объекты в музеях и галереях Марина Анциперова Освещение — одно из
- 3. Музейное освещение сильно поменялось за последнее время, и в первую очередь причиной тому стала смена галогеновых
- 4. Тому, кто занимается светом в музейном пространстве, нужно делать поправку на следующие факторы: пропорции комнаты, дизайн
- 5. Угол — параметр, который определяет, куда именно направлен свет и откуда он будет падать, насколько будет
- 6. В вопросах освещения есть принципиальная разница между постоянной экспозицией и выставкой. В постоянной экспозиции картины находятся
- 7. Сейчас у нас очень посещаемые выставки — от двухсот до трехсот тысяч посетителей на каждой. Освещением
- 8. «Для освещения живописи главное помнить, что угол падения равен углу отражения, поэтому если освещать картину в
- 9. При освещении объектов сложной формы могут решаться разные задачи, но если желательно избежать лишних теней, нужны
- 10. «Главная проблема, с которой я сталкивался — освещение больших работ. Подсветить глянцевые работы площадью порядка десяти
- 11. Сделать хороший многофункциональный свет — это в первую очередь задача архитектора. Самый интересный пример, который мне
- 12. «Успешная организация освещения — один из наиболее важных факторов для успеха выставки. Как мне кажется, естественное
- 14. Особенности музейных помещений Музеи, какой бы направленности и специфики они не были, всегда имеют одну единственную
- 15. Освещение музеев К освещению музеев и выставок предъявляются особые требования. Оно должно обеспечивать хорошую цветопередачу, быть
- 16. От правильно организованного освещения выставок и музеев зависит восприятие посетителями экспонатов. Благодаря свету выявляется форма произведения
- 17. При установке света для музеев следует отталкиваться от особенностей экспозиции. Очень важно защитить произведения искусства от
- 18. Освещение выставок и музеев следует формировать при плотном взаимодействии светотехника и хранителя экспозиции, ведь каждый экспонат
- 20. Скачать презентацию
В правильном свете: как освещают объекты в музеях и галереях
Марина Анциперова
Освещение — одно из главных условий встречи зрителя
В правильном свете: как освещают объекты в музеях и галереях
Марина Анциперова
Освещение — одно из главных условий встречи зрителя
Главные задачи музейного освещения можно свести к двум: подчеркнуть уникальность каждого экспоната и помочь посетителю ориентироваться в пространстве. На самом деле эти две задачи включают в себя огромное количество факторов: свет фактически определяет все, что вы видите в музее. Если он будет слишком сильный или слишком слабый, он нарушит цветовой баланс работы. И это важно в том числе и потому, что не все посетители будут хорошо воспринимать искаженный свет: объекты, освещенные с преимуществом желто-оранжевого спектра, хуже воспринимают пожилые посетители, которые составляют большую часть всех посетителей музея. Свет должен верно передавать не только цвет работы, но и ее фактуру — блики и тени в освещении объектов недопустимы. Слишком интенсивный свет приводит к рискам сохранения музейных экспонатов — и дизайнеру, который занимается светом, нужно задумываться и об этом.
Музейное освещение сильно поменялось за последнее время, и в первую очередь причиной тому стала
Музейное освещение сильно поменялось за последнее время, и в первую очередь причиной тому стала
Свет может быть рассеянным и прямым, и это соотношение определяет ощущение от пространства в целом, придает больший объем трехмерным объектам, интенсивность теням. Нужно учитывать, что это типологическое деление скорее относительно, чем абсолютно. Свет как правило варьируется от рассеянного до прямого, и один поддерживает другой. Например, слишком интенсивный свет, направленный на один объект, может дать слишком обширную тень — поэтому его нужно дополнить мягким рассеянным светом, направленным на объект с другой стороны. В некоторых хэндбуках гуляет оптимальное, по мнению разработчиков, соотношение освещенности фигуры к фону как два к одному — оно, с одной стороны, не кажется слишком драматичным, а с другой стороны, переносит акцент на объект.
Тому, кто занимается светом в музейном пространстве, нужно делать поправку на следующие факторы:
Тому, кто занимается светом в музейном пространстве, нужно делать поправку на следующие факторы:
LED-освещение
Две главные теоретические задачи освещения в музее (показать объекты и раскрыть пространство) сводятся к трем практическим: выбрать оптимальное освещение поверхности объекта, выбрать верное расположение источников света в пространстве и не допустить разрушения музейных ценностей.
У каждого источника света, в свою очередь, есть несколько параметров, которые можно контролировать — и в результате решать искомые задачи. Эти параметры называются «контролируемые качества света».
Распространение. Свет может быть узко или широконаправленный, у света может быть один или несколько источников. Главное, чего нужно достичь здесь — правильно соотнести поверхность падающего света с размером объекта, чтобы объект был главным, а не освещение. Если свет не локализуется четко на объекте, то в зале будут заметные огромные световые пятна — поэтому пятна света подбираются под каждый объект. Здесь же следует отметить, что нужно обращать внимание не только на фигуру, но и на фон — чтобы посетитель мог заметить не только объекты в пространстве, но и архитектуру помещения. Почти все современное искусство балансирует на контрасте с белыми стенами, и если не добавлять света на стены, то контраст будет очень драматичным.
Угол — параметр, который определяет, куда именно направлен свет и откуда он будет
Угол — параметр, который определяет, куда именно направлен свет и откуда он будет
Интенсивность света — фактор, который напрямую связан с сохранением музейных ценностей. Одни объекты более чувствительны к свету, другие — менее, но при этом не нужно забывать, что разным объектам требуется разный уровень освещенности, чтобы они воспринимались самостоятельно и их можно было рассмотреть — например, размер объекта, количество и размер деталей в нем и так далее. На то, как старится работа, влияет не только интенсивность облучения, но и длительность демонстрации, спектр падающего света, чувствительность материала и многие другие параметры.
Цвет — аспект, который дизайнеры обязательно должны контролировать — например, сопоставляя естественное освещение и освещение светом разного спектра. Нужно обязательно проверять, какой цвет тот или иной свет дает на белой поверхности и какой цвет он может вытянуть из картины. И, конечно, не нужно забывать, как спектр того или иного света может повредить ту или иную картину.
Движение посетителей может привести к неровному распространению света, появлению мерцания и бликов, и этот фактор тоже должен обязательно учитывать дизайнер.
Нина Дивова
заведующая отделом выставок Третьяковской галереи
«Освещение играет очень большую роль в том, насколько выставка будет восприниматься зрителем, насколько освещение будет удачным относительно экспонируемого материала. Освещение дает как минимум 30% успеха. Конечно, важна основа — экспонаты, важна экспозиция, но не менее важно и освещение.
В вопросах освещения есть принципиальная разница между постоянной экспозицией и выставкой. В постоянной экспозиции картины
В вопросах освещения есть принципиальная разница между постоянной экспозицией и выставкой. В постоянной экспозиции картины
Сейчас появилось много новых возможностей, много разных светильников — раньше мы такой роскоши не имели. Кураторы часто поддаются очарованию этой возможности и экспонируют живопись в темном зале, на темном фоне, освещая картины только по границе рамы. Это очень эффектно, но это очень сильно меняет восприятие живописи. Если художник работает цветом, то для него очень важны цветовые нюансы, а темный фон и яркое освещение абсолютно меняют ситуацию и картина превращается в картинку.
Сейчас у нас очень посещаемые выставки — от двухсот до трехсот тысяч посетителей на каждой. Освещением
Сейчас у нас очень посещаемые выставки — от двухсот до трехсот тысяч посетителей на каждой. Освещением
Самое трудное в работе со светом, как говорит наш технический директор, — понять, чего хочет куратор и художник! А все остальное — дело техники. В вопросах освещения мы всегда следуем пожеланиям художников, которых выставляем. Они же авторы! Но часто бывает, что в процессе обсуждения между художником и куратором рождается какой-то новый вариант. А наш технический директор, знающий все нюансы световой калибровки, предлагает иногда и свое решение. Порой воля художника очень строгая. Так, например, было с выставкой Марка Ротко летом 2010 года, оставившего после себя подробное указание, при каком освещении его работы должны экспонироваться.
«Для освещения живописи главное помнить, что угол падения равен углу отражения,
«Для освещения живописи главное помнить, что угол падения равен углу отражения,
Cемен Файбисович
художник
При освещении объектов сложной формы могут решаться разные задачи, но если желательно избежать
При освещении объектов сложной формы могут решаться разные задачи, но если желательно избежать
«Главная проблема, с которой я сталкивался — освещение больших работ. Подсветить глянцевые работы площадью
«Главная проблема, с которой я сталкивался — освещение больших работ. Подсветить глянцевые работы площадью
Год назад на выставке «Роснанофорум» я выставлял свой принт три на десять метров. Когда мы включили галогеновый свет, от него пошло много тепла и произошло тепловое расширение материала. Работа просто изогнулась на два-три миллиметра — и это расширение материала было заметно глазу. Нам пришлось срочно, буквально в день открытия, решать как с этим бороться — мы усилили кондиционирование, чтобы все охладить и вернуть работу в нормальное состояние.
Александр Лысов
художник
Сделать хороший многофункциональный свет — это в первую очередь задача архитектора. Самый интересный
Сделать хороший многофункциональный свет — это в первую очередь задача архитектора. Самый интересный
«Успешная организация освещения — один из наиболее важных факторов для успеха выставки. Как мне
«Успешная организация освещения — один из наиболее важных факторов для успеха выставки. Как мне
Я бы сказал, что возможности света для российского contemporary art пока остаются мало освоенными главным образом в связи с общей нищетой и равнодушием к тому, как функционирует пространство, сама экспозиционная ситуация. Освещение стекла, нейтрализация бликов, освещение сложных поверхностей — все это не так уж сложно при наличии специальной шины и достаточного числа осветительных приборов. Сочетая несколько направленных лучей света, работая с разными углами освещения и разной высотой подъема фонаря можно добиться безграничной широты световых эффектов, учесть интересы самого требовательного автора и выгодно оформить любое, даже предельно сложное пространство».
Егор Кошелев
художник
Особенности музейных помещений
Музеи, какой бы направленности и специфики они не были,
Особенности музейных помещений
Музеи, какой бы направленности и специфики они не были,
Освещение музеев
К освещению музеев и выставок предъявляются особые требования. Оно должно обеспечивать хорошую цветопередачу,
Освещение музеев
К освещению музеев и выставок предъявляются особые требования. Оно должно обеспечивать хорошую цветопередачу,
От правильно организованного освещения выставок и музеев зависит восприятие посетителями экспонатов. Благодаря свету выявляется форма
От правильно организованного освещения выставок и музеев зависит восприятие посетителями экспонатов. Благодаря свету выявляется форма
При установке света для музеев следует отталкиваться от особенностей экспозиции. Очень важно защитить произведения
При установке света для музеев следует отталкиваться от особенностей экспозиции. Очень важно защитить произведения
Освещение выставок и музеев следует формировать при плотном взаимодействии светотехника и хранителя экспозиции, ведь
Освещение выставок и музеев следует формировать при плотном взаимодействии светотехника и хранителя экспозиции, ведь
Хорошим решением проблемы организации выставочного освещения являются трековые системы со светодиодными прожекторами. Такие светильники имеют много преимуществ в сравнении с осветительными приборами другого типа, в частности люминесцентными. Они имеют длительный срок службы, отличаются энергоэффективностью, в них отсутствует губительное для экспонатов излучение, а индекс цветопередачи близок к идеальному показателю.