Отношение вайнахов к растительному миру

Содержание

Слайд 2

В чеченской народной культуре важное место занимает про­блема отношения человека к

В чеченской народной культуре важное место занимает про­блема отношения человека к

природе.

Человеку вменяется в обя­занность относиться к природе так же бережно, уважительно и милосердно, как и к людям. 

Слайд 3

Прежде всего необходимо должным образом заботиться о домашней живности: не оставлять

Прежде всего необходимо должным образом заботиться о домашней живности:

не оставлять ее

голодной,

беречь от диких зверей,

обеспечить хорошее содержание,

лечить в случае необходимости.

Слайд 4

Недопустимо безжалостно и расточительно истреблять лес «У леса есть свой хозяин.

Недопустимо безжалостно и расточительно истреблять лес

«У леса есть свой хозяин.
Если

нанести вред лесу, он отомстит за него», - говорили вайнахи.
Слайд 5

Человек, направлявшийся в лес за дрова­ми, оборачивал топор тряпкой, чтобы деревья

Человек, направлявшийся в лес за дрова­ми, оборачивал топор тряпкой, чтобы деревья

не могли его ви­деть.
Перед тем, как срубить дерево, полагалось произнести молитву "Бисмилла" ("Во имя Аллаха, Милостивого, Милосер­дного") и добавить: "Великий Боже, не посчитай это за грех" -точно так же, как это говорится перед тем, как зарезать корову или другое домашнее животное.
Слайд 6

Особым почитанием чеченцы окружали фруктовые дере­вья: Их нельзя было рубить для

Особым почитанием чеченцы окружали фруктовые дере­вья:
Их нельзя было рубить для использования

в качестве топлива и других целей. 

ЯБЛОНЮ,

ГРУШУ,

КИЗИЛ,

АЙВУ,

И некоторые неплодовые:

ТАВОЛГУ,

ДУБ.

Дорожные посохи делали именно из таволги. А при погребении покойника использовались дубовые доски.

Слайд 7

Очень большим почитанием пользовался кизил. В чеченс­ком народном сознании живет поверье,

Очень большим почитанием пользовался кизил. В чеченс­ком народном сознании живет поверье,

согласно которому че­ловек, умерший с двумя косточками кизила внутри, получит бла­гословение.
По кусту кизила нельзя было даже ударить прутом.
Почитались так­же боярышник, рябина, мушмула, груша и другие дикие дере­вья, дающие плоды.
Слайд 8

Почитались также и некоторые виды трав. В народе говорят, что наличие

Почитались также и некоторые виды трав.

В народе говорят, что наличие на

теле володушки позволяло человеку преодолевать любые пре­пятствия…

К примеру, обладающие приятным запахом мята, душица, подорожник, володушка (по-чеченски – буквально – «рана-трава»), ее использова­ли для лечения ран)...

Слайд 9

Особое место в культуре вайнахов уделялось родникам В большинстве случаев родник

Особое место в культуре вайнахов уделялось родникам

В большинстве случаев родник получал

имя человека, следившего за ним: родник Эдала, родник Гамы и др...

В каждом селе были люди, безвозмездно следившие за родниками, соору­жавшие ограды вокруг каждого вновь образовавшегося источ­ника, прокладывавшие желоба или водосточные трубы для сво­бодного тока воды.

Слайд 10

Необходимо содержать в чистоте берега родников, рек и озер, нельзя стирать

Необходимо содержать в чистоте берега родников, рек и озер, нельзя стирать

в них грязные вещи. Об этом в чеченском фольклоре существует множество древних преданий…
Слайд 11

"Возле хутора, называвшегося Озерный, имелось озеро. Вода из него считалась очень

"Возле хутора, называвшегося Озерный, имелось озеро. Вода из него считалась очень

чистой и целебной.

Однажды женщи­на, жившая на хуторе, постирала в озере испачканные детские вещи.

После этого озеро превратилось в быка, который напра­вился в Галанчож, пробив проход в горном хребте, пролегающем между Галанчожем и Ялхароем. Его называют Гамбедача - "место, где пробежало озеро".

Слайд 12

Продвигаясь вперед, бык достиг края поля, на котором люди распахивали свои

Продвигаясь вперед, бык достиг края поля, на котором люди распахивали свои

наделы. Одна семья видела, как бык поднял­ся на это поле. Родители решили, что его следует запрячь в плуг. вместо выбившегося из сил их собственного быка. И хотя двое детей возражали, говоря, что этот бык не их, а принадлежат кому-то другому, отец все же запряг его. 

Начали пахать, но на том месте, где ступал бык, из земли проступала вода. А когда начали проводить третью борозду, бык превратился в воду. Отец и мать, запрягшие быка, и плуг с упряжью ушли под воду, а де­тей отбросило в сторону.

Образовавшееся тогда озеро существует до сих пор. Это Галанчожское озеро.

Слайд 13

Схожий рассказ имеется и о камне, находящемся рядом с Илхалоем. Горная

Схожий рассказ имеется и о камне, находящемся рядом с Илхалоем.

Горная река,

протекавшая там. после того как в ней постирали грязные вещи, изменив русло, ушла за расположен­ную рядом гору, 

а совершившая этот проступок женщина пре­вратилась в камень, который и поныне стоит на том месте…

Слайд 14

Более того, сама земля являлась объектом по­читания, требующим внимания… Например, не

Более того, сама земля являлась объектом по­читания, требующим внимания…

Например, не дозволялось

по­напрасну ковырять землю, забивать в нее колья или гвозди, рыть ямы. 

Даже походка воспитанного человека должна была быть легкой, словно земля испытывала боль, когда на нее наступали - земле мысленно говорили: "Рано или поздно я тоже должен вернуться в твое лоно".

Слайд 15

Но самое высокое почитание земли - это добросовест­ный, честный труд на

Но самое высокое почитание земли - это добросовест­ный, честный труд на

ней.

Говорят, что когда-то земля начи­нала взывать к людям каждый раз, когда приходило время сева. Однако голос ее был настолько сильным, что люди пугались его и приходили в ужас. Поэтому Бог лишил землю голоса.

Слайд 16

У чеченцев существовали разнообразные празднества, направленные на то, чтобы привлечь людей

У чеченцев существовали разнообразные празднества, направленные на то, чтобы привлечь людей

к праведному труду на земле и показать его высокую ценность.  

День первой борозды или день, когда переворачивают первый пласт земли, 

сопровождался различными состя­заниями-скачками, бегом.

В день первой борозды девушка, известная в селении своей воспитанностью и красотой, называла имя молодого чело­века, с которым она хотела бы создать семью. 

Чтобы воспитать у подрастающего поколения любовь к груду, а также помочь своим односельчанам в выполне­нии грудной работы, устраивали белхи.