Портрет в искусстве России

Содержание

Слайд 2

Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в

Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить
что-либо черта в черту»,

устар. парсуна — от лат. persona —
«личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека
либо группы людей, существующих или существовавших в реальной
действительности, в том числе художественными средствами
(живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии),
а также в литературе и криминалистике.

Портрет

Слайд 3

В XVII веке на Руси возникла парсуна--- портрет, который по стилю

В XVII веке на Руси возникла парсуна--- портрет, который по стилю

, приёмам и материалам живописи напоминает иконы. Они создавались как надгробные, мемориальные образы.

Парсуна князя М. В.Скопина–
Шуйского

Парсуна Царя
Ивана Грозного

Слайд 4

В последующие годы русские цари ориентируются на образцы портрета, проникавшие в

В последующие годы русские цари ориентируются на образцы портрета, проникавшие в

страну через Польшу. Иностранные мастера приезжают учить новому искусству русских художников.

Портрет царя Михаила Фёдоровича.
1728 год

Слайд 5

В XVIII веке работы русских художников отличаются мастерством и точностью в

В XVIII веке работы русских художников отличаются мастерством и точностью в

передачи внешности, хотя и не достигли полного совершенства.

Иван Вишняков
Портрет Сарры Элеоноры
Фермор. 1750 год.

Слайд 6

К концу 18 века в портретах преобладает широкое жизнерадостное приятие реальности,

К концу 18 века в портретах преобладает широкое жизнерадостное приятие реальности,

ощущение праздничности, триумф природного начала. Витальная энергия, которая видна в мощных формах и ярких красках, сдерживается « застывшей отчиканенностью отрешённых лиц и чёткими очертаниями форм».

Алексей Петрович Антропов
Портрет княгини Татьяны Алексеевны
Трубецкой 1761 год

Слайд 7

Для позднего царствования императрицы Елизаветы был характерен идеал красоты, связанный с императрицей. Иван Вишняков. Потрет императрицы.

Для позднего царствования императрицы Елизаветы был характерен идеал красоты, связанный с

императрицей.

Иван Вишняков. Потрет императрицы.

Слайд 8

К концу XVIII века русский портрет по своему качеству сравнялся с


К концу XVIII века русский портрет по своему качеству

сравнялся с мировыми образцами.
Владимир Боровиковский.
«Портрет М.И.Лопухиной (1797)» Естественная непринужденность сквозит в артистически-небрежном жесте Лопухиной, капризно-своенравном наклоне головы, своевольном изгибе мягких губ, мечтательной рассеянности взгляда.
Слайд 9

Фёдор Степанович Рокотов. Портрет А. Струйской. Яркий пример поэтизации образа средствами

Фёдор Степанович Рокотов. Портрет А. Струйской. Яркий пример поэтизации образа средствами живописи.

Воздушная, прозрачная манера письма создаёт ощущение лёгкости тканей и бездонности фона. Не случайно этот портрет называют « русской Джокондой».
Слайд 10

Ф.Рокотов. «Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой». (1760-е годы.)

Ф.Рокотов. «Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой». (1760-е

годы.)
Слайд 11

Левицкий и Рокотов проделывают путь от парадного портрета к камерному. К

Левицкий и Рокотов проделывают путь от парадного портрета к камерному. К

концу века русской портретной школе свойственна деликатность, подчёркнутая вдумчивость, сдержанная внимательность, добропорядочность и благовоспитанность. Левицкий Дмитрий Григорьевич «Смолянки»
Слайд 12

Начало XIX века ознаменовало наступлением эпохи романтизма, который проникает и в

Начало XIX века ознаменовало наступлением эпохи романтизма, который проникает и в

русский портрет. Яркое и полное выражение русский романтический портрет получил в творчестве лучшего портретиста Ореста Кипренского.

Автопортрет.

Слайд 13

Портрет Давыдова Ев. В., лейб-гусарского полковника . 1809

Портрет Давыдова Ев. В., лейб-гусарского полковника . 1809

Слайд 14

Героями его портретов были Крылов и Жуковский, Батюшков и Мицкевич, а

Героями его портретов были Крылов и Жуковский, Батюшков и Мицкевич,

а портрет Пушкина Кипренского по праву занимает самое почетное место в изобразительной пушкиниане.
Слайд 15

Другие известные мастера этого периода. Карл Брюллов. Всадница.

Другие известные мастера этого периода. Карл Брюллов. Всадница.

Слайд 16

Василий Тропинин. Кружевница.

Василий Тропинин. Кружевница.

Слайд 17

С середины века происходит демократизация в искусстве. Образцы портретного жанра в

С середины века происходит демократизация в искусстве. Образцы портретного жанра в

русле реализма создают художники—передвижники. Русские портретисты нередко обращаются к портрету, героями которого становятся как безымянные представители народа, так и представители русской интеллигенции. ПОРТРЕТ Л. Н. ТОЛСТОГО (1873)
Слайд 18

. Неизвестная ( 1883) И.Крамской «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871. Николай Ге.

.

Неизвестная ( 1883)
И.Крамской

«Петр I допрашивает царевича
Алексея Петровича в Петергофе», 1871.


Николай Ге.
Слайд 19

Портрет М. Горького. Илья Репин Портрет А. Бородина.

Портрет М. Горького.
Илья Репин

Портрет А. Бородина.

Слайд 20

Одним из лучших портретистов к концу XIX века является Валентин Серов,

Одним из лучших портретистов к концу XIX века является Валентин Серов,

заказчиками которого становятся как представители передовых слоёв, так и аристократы.

Портрет Ольги Орловой
1911 год.

Слайд 21

Известные портретисты серебряного века М Врубель. Портрет Саввы Мамонтова.

Известные портретисты серебряного века

М Врубель. Портрет
Саввы Мамонтова.

Слайд 22

М. Врубель. Портрет актрисы и жены Н. И. Забеллы—Врубель. « Царевна--лебедь»

М. Врубель. Портрет актрисы и жены
Н. И. Забеллы—Врубель.

« Царевна--лебедь»

Слайд 23

Б. Кустодиев. Портрет Шаляпина 1922 год. « Купчиха за чаем» 1918 год.

Б. Кустодиев. Портрет Шаляпина
1922 год.

« Купчиха за чаем» 1918 год.

Слайд 24

В. Борисов—Мусатов. Автопортрет с сестрой. 1898 год. Портрет дамы. 1922 год.

В. Борисов—Мусатов.
Автопортрет с сестрой. 1898 год.

Портрет дамы. 1922 год.

Слайд 25

Ярким представителем живописного портрета В стиле авангарда был Ю. Анненков. Портрет Пастернака. Портрет жены.

Ярким представителем живописного портрета
В стиле авангарда был Ю. Анненков.

Портрет Пастернака.

Портрет

жены.
Слайд 26

После з0-х годов содержание советского портрета связано с представителями рабочего класса

После з0-х годов содержание советского портрета связано с представителями рабочего класса

– строителями коммунизма, с простым народом.

Е. Антипова.
Девушка из Переяславля.

Слайд 27

Складываются изобразительные циклы, посвящённые вождям революции и советского государства. Н. Бакатов. Ленин в кремле. 1960 год.

Складываются изобразительные циклы, посвящённые вождям революции и советского государства.

Н. Бакатов. Ленин

в кремле. 1960 год.
Слайд 28

И. Бродский. Портрет Сталина. 1939 год

И. Бродский. Портрет Сталина. 1939 год

Слайд 29

В скульптурных портретах развивается идеологическая линия и « парадный» портрет. В.

В скульптурных портретах развивается идеологическая линия и « парадный» портрет.

В. Мухина Рабочий

и колхозница.
Памятник П. И. Чайковскому.
Слайд 30

В 60-70-е годы развивается портрет в манере « фотореализма». И. Глазунов. Портрет писателя В. Распутина.1987 год.

В 60-70-е годы развивается портрет в манере « фотореализма».

И. Глазунов.
Портрет писателя


В. Распутина.1987 год.
Слайд 31

И. Глазунов «За ваше здоровье» 1977 год.

И. Глазунов «За ваше здоровье» 1977 год.

Слайд 32

Никас Сафронов После распада СССР и конца тоталитаризма исчезают идеологические условия развития портрета.

Никас Сафронов

После распада СССР и конца тоталитаризма исчезают идеологические условия
развития

портрета.
Слайд 33

Скульптуры Зураба Церетелли украшают не только нашу столицу , но и

Скульптуры Зураба Церетелли украшают не только нашу столицу , но и

столицы мира.

Памятник Высоцкому.

Памятник Петру I

Слайд 34

Важным условием развития портрета во второй половине XX века была многовекторность

Важным условием развития портрета во второй половине XX века была

многовекторность творческих поисков как внутри профессионального сообщества, так и в среде «неофициального искусства».

Лада Полехина
Автопортрет

Слайд 35

Портрет в скульптуре "Венера Милосская" "Дискобол" "Мыслитель"

Портрет в скульптуре

"Венера
Милосская"

"Дискобол"

"Мыслитель"

Слайд 36

Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством

Живопись — вид изобразительного искусства,
связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения


красок на твёрдую или гибкую основу, а также созданием изображения
с помощью цифровых технологий.

Живопись

Слайд 37

Портрет в живописи «Бурлаки на Волге» И.Е.Репин «Три Богатыря» И.Е.Репин

Портрет в живописи

«Бурлаки на Волге»
И.Е.Репин

«Три Богатыря»
И.Е.Репин

Слайд 38

Графика (греч. — письменный, от греч. — пишу) - вид изобразительного

Графика (греч. — письменный, от греч. — пишу) -
вид изобразительного искусства, использующий в качестве

основных
изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.
(Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи,
здесь он играет вспомогательную роль. При рисовании графикой
обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного),
в редких случаях — два). Кроме контурной линии в графическом искусстве
широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой
(а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной)
поверхностью бумаги — главной основой для графических работ.
Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы.
Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение
изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной
мере выполняет фон бумаги.

Графика

Слайд 39

Портрет в графике

Портрет в графике

Слайд 40

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние,
пластика — вид изобразительного искусства,

произведения
которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых
или пластических материалов . Главные жанры скульптуры — портрет,
исторические, мифологические, бытовые, символические,
аллегорические изображения, анималистический жанр
(изображение животных). Художественно-выразительные средства
скульптуры — построение объёмной формы, пластическая моделировка
(лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета.

Скульптура