Постмодернизм как парадигма современной культуры

Содержание

Слайд 2

Постмодернизм как парадигма современной культуры является общим направлением развития европейской культуры,

Постмодернизм как парадигма современной культуры является общим направлением развития европейской культуры,

которое сформировалось в 70-е годы ХХ в.
Слайд 3

Предпосылки ситуации постмодерна Технологическая основа - современное постиндустриальное и информационное общество – новый тип социальной реальности

Предпосылки ситуации постмодерна

Технологическая основа - современное постиндустриальное и информационное общество –

новый тип социальной реальности
Слайд 4

Антропологическая предпосылка -антропологическая революция - человек потерял свое центральное место во

Антропологическая предпосылка -антропологическая революция - человек потерял свое центральное место во

Вселенной
Открытия Коперника – Дарвина – Маркса – Фрейда низвели человека до статуса простой природной вещи
Слайд 5

Экзистенциальная основа Постмодерна: потеря человечеством бессмертия в ХХ веке (былой «невинности»),

Экзистенциальная основа Постмодерна:
потеря человечеством бессмертия в ХХ веке (былой «невинности»),
переживание

богооставленности (в конце ХIХ века Ф.Ницше - «Бог умер»), своей собственной «безосновности», «беспочвенности» (книга Льва Шестова «Апофеоз беспочвенности» - 1905 г.),
неукорененности в бытии (М.Хайдеггер), переживания негарантированности бытия,  понимания непредсказуемости будущего и возможности возврата к несовершенному, неупорядоченному, хаотическому  прошлому. Время бытия переживается как «смутное» время
Слайд 6

И. Хассан выделяет следующие главные принципы и ценности постмодерна: неопределенности, неясности,

И. Хассан выделяет следующие главные принципы и ценности постмодерна:

неопределенности, неясности,

пробелы - не только не недостатки, а основные установки постмодернистских произведений искусства и философских концепций
Принципиальный фрагментаризм
«Гибридизация» -подразумевает смешение, скрещивание привычных жанров искусства

опровергает все каноны, выступает против всех авторитетов. В литературе это (условно) означает "смерть автора", т.е. прекращение его "отцовской" власти и попечительства над читателем

Слайд 7

«Смерть субъекта», «опустошает» традиционное Я «Карнавализация» бытия Игровое начало

«Смерть субъекта», «опустошает» традиционное Я
«Карнавализация» бытия
Игровое начало

Слайд 8

Ирония - одна из главных постмодернистских установок, подразумевающих игру, аллегорию как

Ирония - одна из главных постмодернистских установок, подразумевающих игру, аллегорию

как важнейшие подходы литературы и искусства, да и любого вида мыслительного творчества
Слайд 9

РИЗОМА – грибковое корневище, как бы являющееся и вершками и корешками самого себя» (Энциклопедия)

РИЗОМА – грибковое корневище, как бы являющееся и вершками и корешками

самого себя»
(Энциклопедия)
Слайд 10

Ю. Хабермас В ХХ веке произошел «лингвистический поворот», означающий смену парадигмы

Ю. Хабермас

В ХХ веке произошел «лингвистический поворот», означающий смену

парадигмы – переход от философии сознания к философии языка
Слайд 11

Ж. Делез и Ф. Гаттари предлагают еще одну остроумную метафору для

Ж. Делез и Ф. Гаттари 
предлагают еще одну остроумную метафору для понимания

сущности ризоматической культуры, которая станет для потребителя  своего рода «шведским столом»:
каждый будет брать с книги-тарелки  все, что захочет
Слайд 12

М. Фуко Ввел в оборот понятие «эпистема»- «проблемное поле» достигнутого к

М. Фуко

Ввел в оборот понятие «эпистема»- «проблемное поле» достигнутого к данному

времени уровня «культурного знания», образующегося из «дискурсов» различных научных дисциплин
Слайд 13

Ж. Деррида Способом преодоления кризисной ситуации в философии считает метод деконструкции

Ж. Деррида

Способом преодоления кризисной ситуации в философии считает метод деконструкции - художественная

транскрипция философии на основе данных гуманитарных наук, искусства и эстетики
Слайд 14

«Нет ИСТИНЫ, есть точка зрения»

«Нет ИСТИНЫ, есть точка зрения»

Слайд 15

Ж. Бодрийяр Создал концепцию симуляции - смешение реального и воображаемого

 Ж. Бодрийяр

Создал концепцию симуляции - смешение реального и воображаемого

Слайд 16

Постмодернисты открыли новый тип реальности - текстуальная реальность некий многомерный, многоуровневый Гипертекст

Постмодернисты открыли новый тип реальности - текстуальная реальность некий многомерный, многоуровневый

Гипертекст
Слайд 17

Ценности постмодернизма: 1. свобода во всем; 2. спонтанность в деятельности человека; 3. игровое начало

Ценности постмодернизма: 1. свобода во всем; 2. спонтанность в деятельности человека; 3. игровое начало

Слайд 18

Отличительные черты: не имеет чрезмерных устремлений; не стремится к чему-то принципиально

Отличительные черты:

не имеет чрезмерных устремлений;
не стремится к чему-то принципиально новому;
отрицает нормы,

традиции
смешивает добро и зло, прекрасное и безобразное, массовое и элитарное
Слайд 19

Отличительные черты: Полагает, что знает все в планетарном масштабе и в

Отличительные черты:

Полагает, что знает все в планетарном масштабе и в

длительной исторической перспективе
Утверждает бессмысленность всякой веры и ценит наслаждение во всех сферах бытия и сознания
Слайд 20

широкое цитирование в своих произведениях искусства предшествующих эпох

широкое цитирование в своих произведениях искусства предшествующих эпох

Слайд 21

Ироничное цитирование мировой художественной культуры

Ироничное цитирование мировой художественной культуры

Слайд 22

Слайд 23

Использование приема игры при создании произведений искусства

Использование приема игры при создании произведений искусства

Слайд 24

Слайд 25

Стилевой плюрализм, гибридизация

Стилевой плюрализм, гибридизация

Слайд 26

Существенное влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (политику, религию, информатику и т.д.)

Существенное влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (политику, религию, информатику

и т.д.)
Слайд 27

Слайд 28

Ориентация постмодернистской культуры и на «массу», и на «элиту» общества

Ориентация постмодернистской культуры и на «массу», и на «элиту» общества