Процесс работы над тематической картиной Сурикова В.И. Боярыня Морозова. Многообразие человеческих характеров и типов

Содержание

Слайд 2

Историческая картина - Боярыня Морозова (1887) Художник показал многообразие человеческих характеров и типов.

Историческая картина - Боярыня Морозова (1887)
Художник показал многообразие человеческих характеров и

типов.
Слайд 3

Здесь и сама Морозова, и множество других людей, по-разному относящихся к

Здесь и сама Морозова, и множество других людей, по-разному относящихся к

происходящему событию. Здесь лица сочувственные: в одних читается тревога, в других – сострадание, в третьих – печальное смирение, и лица безразличные, насмешливые, любопытствующие, и лица суровые, задумчивые.
Слайд 4

Слайд 5

Картина – словно единый многоголосый хор, в котором звучат и голоса

Картина – словно единый многоголосый хор, в котором звучат и голоса

страстной мольбы, и возгласы отчаяния, и выкрики угроз, и вздохи сочувствия, и всплески злорадного смеха. Всё это сложное переплетение человеческих страстей выражает борьбу, происходившую в самой жизни.
Слайд 6

Чтобы понять произведение, нужно знать о тех событиях, которым она посвящена.

Чтобы понять произведение, нужно знать о тех событиях, которым она посвящена.

Боярыня Морозова была видной раскольницей. Раскол – это религиозное движение, распространившееся на Руси в XYII веке. Раскольники были яростными защитниками старины, они боролись за сохранение обычаев.
Слайд 7

В.И. Суриков показал тот момент из жизни Морозовой, когда её, закованную

В.И. Суриков показал тот момент из жизни Морозовой, когда её, закованную

в кандалы и брошенную в сани, провозят по многолюдным улицам Москвы.
Царь Петр I и его слуги надеялись таким образом публично опозорить знаменитую раскольницу.
Слайд 8

Сколько призывной силы во вскинутой руке Морозовой, поднимающей вверх два пальца,

Сколько призывной силы во вскинутой руке Морозовой, поднимающей вверх два пальца,

- символ старой веры (раскольники крестились двумя пальцами – перстами
Слайд 9

Набросок к картине Ей отвечает своим двуперстием юродивый. Попробуйте ответить на

Набросок к картине

Ей отвечает своим двуперстием юродивый.
Попробуйте ответить на вопрос:
почему

только нищий не боится поддерживать боярыню Морозову?
Слайд 10

Василий Иванович Суриков сделал огромное количество эскизов как отдельных героев, так

Василий Иванович Суриков сделал огромное количество эскизов как отдельных героев, так

и картины, прежде, чем появилось произведение в целом.
Слайд 11

В толпе мы видим людей разных возрастов и сословий, разного душевного

В толпе мы видим людей разных возрастов и сословий, разного душевного

склада. Посмотрите, ни одно лицо не похоже на другое, у каждого свое выражение. А как многообразны и не похожи друг на друга жесты людей!
Слайд 12

За санями, увозящими боярыню – заступницу, тянется рука нищенки, словно повисшая в воздухе.

За санями, увозящими боярыню – заступницу, тянется рука нищенки, словно повисшая

в воздухе.
Слайд 13

эскиз Спокойно и крепко сжимают посох руки странника. Попробуйте ответить на

эскиз

Спокойно и крепко сжимают посох руки странника.
Попробуйте ответить на вопрос:
Кого

изобразил художник в роли странника?
Слайд 14

Руки молодой боярышни печально опустились. Рядом с ней растерянно скрестила руки

Руки молодой боярышни печально опустились. Рядом с ней растерянно скрестила руки

на груди другая молодая женщина, а у старухи, подле неё, свой особый привычный горестный жест, много перенёсшего в жизни человека.
Слайд 15

Этюды Кроме эскизов, Суриков исполнил десятки этюдов маслом, акварелью и карандашом.


Этюды
Кроме эскизов, Суриков исполнил десятки этюдов маслом, акварелью и карандашом.

В его работе над картиной наиболее ярко выразился натурный метод. Художник для каждого персонажа искал реальный прототип в жизни, конкретных людей, писал с них этюды и уже по ним изображал фигуру в картине.
Слайд 16

Думая о красоте, помнил и трагедию, а думая о трагедии, помнил о красоте

Думая о красоте, помнил и трагедию, а думая о трагедии, помнил

о красоте
Слайд 17

Бегущий подросток Обратите внимание как он менялся от наброска к эскизу,

Бегущий подросток Обратите внимание как он менялся от наброска к эскизу, а

от эскиза к законченному произведению
Слайд 18

От эскиза к эскизу он менял направление движения дровен (они шли

От эскиза к эскизу он менял направление движения дровен (они шли

фронтально, под разными углами влево, а на одном из эскизов – вправо), менял положение фигуры Морозовой.
Слайд 19

Слайд 20

художник в своей картине изображает рядом резко отличающиеся друг от друга

художник в своей картине изображает рядом резко отличающиеся друг от друга

типы и характеры, он использует противопоставления или, как мы говорим, контрасты. Контраст – это величайшее средство выразительности в искусстве. Особыми возможностями и в противопоставлении различных человеческих образов располагает тематическая картина.
Слайд 21

Сани с боярыней Морозовой уедут, а народ, добрый, отзывчивый, мечтающий о

Сани с боярыней Морозовой уедут, а народ, добрый, отзывчивый, мечтающий о

справедливости и не знающий, где её найти, останется. Этим художник подчёркивает ту мысль, что главный герой картины – народ, а не отдельная личность, как бы сильна она не была.
Слайд 22

Композиционное противопоставление усиливается и колоритом. В цветовом решении толпы много ярких

Композиционное противопоставление усиливается и колоритом.
В цветовом решении толпы много ярких

красок. Одежды горожанок расшиты богатыми узорами. Даже передок и дуга саней расписаны. Художник словно любуется всей этой праздничной красотой, в которой выразилась мечта народа о радостной, светлой жизни. Только боярыня Морозова одета во всё чёрное. Подчёркнутый белизной снега чёрный цвет её шубы контрастирует с нарядной яркостью одежд толпы. Он настраивает нас на суровый лад, создаёт ощущение драмы. Попробуйте мысленно “переодеть” неистовую раскольницу во что-нибудь яркое, пёстрое, и вы почувствуете, что драматический строй картины нарушится.

https://www.youtube.com/watch?v=nmFbX8gDXzE
Боярыня Морозова

Слайд 23

Кроме обычных способностей и знаний, художник, создавая полотна на темы истории

Кроме обычных способностей и знаний, художник, создавая полотна на темы истории

своего народа, должен обладать редким качеством – умением проникать в дух прошлой жизни. Костюмы, виды города и прочие внешние черты можно почерпнуть в музеях и книгах, облик героев увидеть в жизни, но из этого еще не сделать историческую картину. Нужно уметь почувствовать, внутренне ощутить течение давно ушедшей жизни.
Слайд 24

С чего же начинается работа над тематической картиной? работа начнется с

С чего же начинается работа над тематической картиной?

работа начнется с наброска

и эскиза – маленького рисунка, на котором художник впервые пытается представить себе в видимой форме идею своей будущей картины;
художник должен “окунуться” в историческую эпоху, должен узнать, как одевались люди, каким оружием пользовались, какими предметами быта, как это все выглядело;
работа над образом главного героя (образами главных героев) картины. Решаются задачи: какой герой, высокий или низкий, полный или худой, как и во что одет, как он держится, жестикулирует;
где происходит воображаемое действие – на природе (в поле, в лесу, на реке и т.д.), в городе или помещении. Какое это время суток – день, вечер, ночь? Какое небо – покрытое тучами или солнечное? Небо является одной из важнейших частей композиции, оно является ключевой нотой и выражает настроение пейзажа. Небо – источник света;
большую роль в передаче эмоционального состояния пейзажной или архитектурной среды играет цветовое решение композиции – колорит;
в композиции художник размечает размеры и место основных, а затем и второстепенных частей и деталей своей будущей картины;
подготовительный рисунок карандашом. Рисунок должен быть выполнен без сильного нажима и потому может быть обобщенным;
можно приступить к работе цветом. Выбор техники – гуашь или акварель – зависит, в первую очередь, от идейного содержания картины, от эмоциональной наполненности образа;
в любом случае начинают писать большими кистями, намечая общее отношение, и постепенно переходят к более мелким, прописывая каждую деталь.
Слайд 25