- Главная
- Культурология
- Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (1606—1669)
Содержание
- 2. Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn, 1606—1669) — голландский
- 3. Урок анатомии доктора Тульпа, 1632
- 4. Урок анатомии доктора Тульпа Сюжет: Личности двух человек на этом портрете известны. Один из них —
- 5. Саския в образе Флоры,1634 Этот очаровательный портрет юной Саскии написан в тот год, когда она вышла
- 7. Автопортрет с Саскией на коленях,1636
- 8. Автопортрет с Саскией на коленях Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в 1636 году, когда мастеру
- 9. Портрет Якоба де Гейна III
- 10. Портрет Якоба де Гейна III «Портрет Якоба де Гейна III» — картина Рембрандта, написанная в 1632
- 11. Пир Валтасара,1635
- 12. Пир Валтасара На пире, устроенном Валтасаром для высоких сановников (Дан. 5), пили вино из сосудов, захваченных
- 13. Самсон и Далила,1636
- 14. Самсон и Далила История Самсона и Далилы, стала источником для создания многочисленных живописных произведений. Самсона, которому
- 15. Давид и Урия . Около 1665 или «Аман узнаёт свою судьбу», ?
- 16. Итак, на переднем плане картины мы видим Урию Хеттеянина, оставшегося в памяти поколений одним из самых
- 17. Краски одежд варьируются от карминно-вишнёвого до сверкающего ярко-красного, оживленного жёлтым и чуть заметными мазками белого. Они
- 18. Даная(1636 - 1647) Молодая обнажённая женщина в постели освещена потоком тёплого солнечного света, падающего через сдвинутый
- 19. Ночной дозор, 1642
- 20. Ночной дозор Картина была написана по заказу Стрелкового общества — мушкетёрского отряда гражданского ополчения Нидерландов. Рембрандт
- 21. Эта, самая знаменитая работа Рембрандта, последние два века известна под названием «Ночной дозор». Поводом послужили пышные
- 22. Картина висела не на виду, в плохом освещении, против камина, в котором почти постоянно поддерживался огонь;
- 23. Святое семейство С 40-х гг. Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов, в его живописи усилилось
- 25. Портрет старушки,1654
- 26. Портрет старушки,1654 Старость в самых разнообразных вариантах всегда была предметом интересов Рембрандта: как характерная реальность, как
- 27. Возвращение блудного сына, ок. 1666-69 Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему. В отличие от
- 28. Возвращение блудного сына На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. В левой части картины изображён
- 29. Палитра Рембрандта Рембрандт Хермес ванн Рейн (1606-1669) Рембрандт всегда интересовался светом. Он любил создавать интригу с
- 30. Портрет Титуса (сын художника) в монашеском платье. Потрет маленького Титуса ван Рейна
- 31. Портрет дамы со страусовым веером.
- 33. Рембрандт. Автопортрет,1669
- 35. Скачать презентацию
Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн
Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van
Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн
Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van
Рембрандт родился 15 июля 1606 г. в Лейдене в семье богатого мельника.
Поступив в Лейденский университет в 1620 г., он вскоре оставил его и стал учиться живописи. В 1625—1631 гг. Рембрандт работал в родном городе. Основными в его творчестве раннего периода были картины на религиозные сюжеты, а также портреты.
1632 год оказался для Рембрандта счастливым. Он переехал в Амстердам и женился на богатой горожанке Саскии ван Эйленбург, а полотно «Урок анатомии доктора Тульпа» принесло молодому живописцу всеобщее признание.
Для мастера началось самое благополучное в его жизни десятилетие. У него появилось множество учеников (школа Рембрандта). В этот период им написаны такие шедевры, как «Автопортрет с Саскией» (1635 г.) и «Даная» (1636 г.).
Чрезвычайно жизнерадостное искусство Рембрандта 30-х гг. сочетает в себе опыт мастеров Возрождения и барокко и новаторский подход к классическим сюжетам.
Урок анатомии доктора Тульпа, 1632
Урок анатомии доктора Тульпа, 1632
Урок анатомии доктора Тульпа
Сюжет:
Личности двух человек на этом портрете известны.
Урок анатомии доктора Тульпа
Сюжет:
Личности двух человек на этом портрете известны.
Подобные открытые анатомические уроки были обычным явлением не только в Нидерландах но и по всей Европе. Они проходили только раз в году, обычно в зимние месяцы, чтобы тело лучше сохранялось, носили торжественный характер и длились как правило несколько дней. Зрителями были коллеги по цеху, студенты, уважаемые граждане и простые горожане.
Саския в образе Флоры,1634
Этот очаровательный портрет юной Саскии написан в тот
Саския в образе Флоры,1634
Этот очаровательный портрет юной Саскии написан в тот
Автопортрет с Саскией на коленях,1636
Автопортрет с Саскией на коленях,1636
Автопортрет с Саскией на коленях
Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в
Автопортрет с Саскией на коленях
Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в
мастеру сопутствовал успех. В нем нашло свое отражение и его гордое сознание
своей независимости, и радостное ощущение полноты жизни. Супруги пируют,
наслаждаясь жизнью. Они одеты в праздничные костюмы, их счастливые лица
обращены к зрителю. Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном
жесте его руки, держащей бокал.
Большой, сверкающий красками холст с его удивительным богатством фактуры и
колорита полон радости бытия. Одной рукой обнимая Саскию, Рембрандт другой
поднимает бокал, со смехом оборачивается к зрителю, словно приглашая его
принять участие в пиршестве. Некоторые искусствоведы предполагают, что,
возможно, показывая себя и свою жену, художник хотел бросить вызов ее богатым
родственникам, с которыми был не в ладах.
Сильнее всего ликование выражено в насыщенном колорите картины, в игре тонко
подобранных красочных сочетаний, в движении светотени. Как это часто бывает у
Рембрандта, источник света не может быть точно определен, но все пространство
картины насыщено переливами золотистого сияния. Глубокие тени прозрачны, а
полутени светозарны.
Портрет Якоба де Гейна III
Портрет Якоба де Гейна III
Портрет Якоба де Гейна III
«Портрет Якоба де Гейна III» — картина
Портрет Якоба де Гейна III
«Портрет Якоба де Гейна III» — картина
Также упоминается под названием «Портрет Якоба III де Гейна».
Заказчик Якоб де Гейн 3-й (ок. 1596—1641) был художником и третьим в роду подряд, носившим это имя. Его дед был миниатюристом и живописцем по стеклу, а отец гравером и графиком. Благодаря богатому наследству он не утруждал себя работой.
После путешествия в Лондон в 1618 г. в компании с Константином Хёйгенсом и в Швецию в 1620 г. Якоб де Гейн III обосновался в Утрехте, где и прожил до самой смерти. Он покровительствовал Рембрандту, в частности, приобрел у него «Ученый спор». Модель идентифицируется по надписи на обороте. Константин Хёйгенс в стихотворных строчках, посвященных портрету, едко критиковал не очень явное портретное сходство
Пир Валтасара,1635
Пир Валтасара,1635
Пир Валтасара
На пире, устроенном Валтасаром для высоких сановников (Дан. 5), пили
Пир Валтасара
На пире, устроенном Валтасаром для высоких сановников (Дан. 5), пили
Самсон и Далила,1636
Самсон и Далила,1636
Самсон и Далила
История Самсона и Далилы, стала источником для создания многочисленных
Самсон и Далила
История Самсона и Далилы, стала источником для создания многочисленных
Далила, подкупленная сородичами, хитростью выведала источник силы героя. Уступив ее просьбам, Самсон открыл тайну: "...если же остричь меня, то отступит от меня сила...". Ночью Далила остригла ему волосы и впустила филистимлян, которые схватили и ослепили его, а затем, сковав цепями, увели с собой. В плену Самсон совершил свой последний подвиг. Отросшие волосы вновь возвратили ему силу. Несчастный слепой, приведенный в цепях в дом врагов, обрушил во время их пира кровлю дворца, погибнув под обломками вместе с филистимлянами.
Произведение Рембрандта представляет один из кульминационных моментов легенды - развязку любовных отношений, поражающих своей откровенностью и жестокостью. Волновавшая мастера проблема передачи сильных эмоций через убедительность жестов и движений героев нашла в картине свое яркое воплощение.
В "Ослеплении Самсона" большой формат холста, множество фигур и театральная пышность сценографии помогает создать необычное зрелище. Представленная сцена, словно наполнена шумом борьбы, криками и стонами жертвы. Точность и выразительность деталей, позволяет легко прочитать композицию. Художник выбирает для изображения момент расправы - ослепление героя. Но даже столь жестокую сцену Рембрандт преображает своей гениальной живописью.
В произведении чувствуется желание Рембрандта воплотить в тематически определённом действии, в событиях, страданиях и триумфе не только «страсти», но и показать раздвоенность, противоречивость человеческой сущности и в этом показе достичь пределов обнажённой жизненной правды.
Давид и Урия . Около 1665 или «Аман узнаёт свою судьбу»,
Давид и Урия . Около 1665 или «Аман узнаёт свою судьбу»,
Итак, на переднем плане картины мы видим Урию Хеттеянина, оставшегося в
Итак, на переднем плане картины мы видим Урию Хеттеянина, оставшегося в
Царь Давид пригласил Урию во дворец якобы для разговора о ходе войны. После встречи за гостем несут царские яства, но Урия в этот вечер не пойдёт домой. Скорее всего, он не знает, что его жена уже беременна. Благородный военачальник никогда не согласится делить с царем свою красавицу-жену. Он не знает, что смертный приговор уже подписан, но тяжело переживает происходящее. Он понимает, что всё это неспроста.
Образ Урии обретает колоссальные масштабы и становится воплощением душевного смятения и сверхчеловеческого напряжения сил. Его фигура сдвинута чуть влево от центра, и кажется, что она движется прямо на нас. В наклоне головы и во всём туловище чувствуется некоторая неустойчивость. Правую руку он прижимает к груди, и можно предположить, что под одеждами спрятано то самое письмо, которое содержит в себе смертный приговор ему. Жест руки чрезвычайно прост, но сочетание сложных, мерцающих золотом красок чуть раздвинутых пальцев руки рядом с раскалённым красным цветом богатых восточных одеяний создаёт потрясающее напряжение человеческой драмы.
Краски одежд варьируются от карминно-вишнёвого до сверкающего ярко-красного, оживленного жёлтым и
Краски одежд варьируются от карминно-вишнёвого до сверкающего ярко-красного, оживленного жёлтым и
Взгляд зрителя не может не остановиться на бледном неподвижном лице. Едва различимые опущенные землистые веки углубляют тень под глазными впадинами. Глаза Урии закрыты от ужаса, взора его мы не видим, и это заставляет нас проникнуться его смятением и предсмертной мукой. На голове у него роскошный светло-коричневый тюрбан, украшенный золотым обручем и камнями, словно давящий на владельца своей непомерной тяжестью.
Левой рукой Урия держится за пояс, как бы боясь потерять сознание. Возникает впечатление, что ничего не видя и не замечая, он намерен пройти мимо нас, как проходит человек, знающий, что ему уже не избежать близкой смерти. В этот момент, сколько бы ни было рядом с ним народу, он беспредельно одинок, оставаясь наедине со своими мыслями.
В основе композиции - сопоставление трёх людей, выражающих собой три психологических состояния. Можно предположить, что один из них - Давид, а другой - его слуга, написавший письмо. Давид словно отводит взгляд в сторону от происходящего. Он страдает от нелепости ситуации: его затея не удалась, он здесь как никто другой знает о готовящемся злодеянии. Он виновен, но поступить иначе не может. Холодные краски одежды Давида и его седеющая борода красочно противопоставлены насыщенным пламенеющим тонам одежды Урии.
Ещё более трагической печатью отмечено лицо его писца. Слуга опустил глаза, а на лбу его залегли глубокие морщины печали. Написав под диктовку письмо своего господина, он стал соучастником готовящегося преступления. Этот седобородый старец с непокрытой головой скорбит об Урии. Некоторыми исследователями выдвигается также предположение о том, что на картине изображён даже не писец Давида, а пророк Нафан, который пришел во дворец для того, чтоб обличить царя в убийстве, приготовив замечательную притчу о единственной овечке бедняка (2 Цар. 12, 1-6).
Даная(1636 - 1647)
Молодая обнажённая женщина в постели освещена потоком тёплого солнечного
Даная(1636 - 1647)
Молодая обнажённая женщина в постели освещена потоком тёплого солнечного
Ночной дозор, 1642
Ночной дозор, 1642
Ночной дозор
Картина была написана по заказу Стрелкового общества — мушкетёрского отряда
Ночной дозор
Картина была написана по заказу Стрелкового общества — мушкетёрского отряда
Всего на картине было представлено 34 персонажа, из которых 18 — участники ополчения, они же заказчики картины. В XVIII веке часть полотна с тремя персонажами отрезали, чтобы картина поместилась в новом зале. Сохранилась копия XVII века (предположительно Геррита Лунденса, хранится в Национальном музее в Лондоне), по которой можно судить об утраченной части картины.
Великолепная работа «Ночной дозор» — групповой портрет членов Стрелковой гильдии Амстердама — была отвергнута заказчиками, не оценившими новаций художника и подвергшими его резкой критике. Так в 1642 г. завершился
период успехов. Рембрандт практически перестал получать заказы, его покинули почти все ученики. В том же году скончалась Саския.
Эта, самая знаменитая работа Рембрандта, последние два века известна под названием
Эта, самая знаменитая работа Рембрандта, последние два века известна под названием
За несколько десятилетий до того стрелки-стражники составляли значительную дружину добровольцев, помогавших защищать страну от угрозы испанского вторжения, но к 40-м годам многое изменилось: теперь в стрелковые общества объединились почтенные зажиточные горожане. Художник внес в изображаемое элемент героики, как бы возрождая былой патриотизм. Передана атмосфера подобных шествий с развевающимися флагами, барабанным боем, заряжением мушкетов. «Ночной дозор» - групповой портрет, который оплачивали все изображенные стрелки, но Рембрандт изменил его: ввел случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили; в результате портрет превратился в многоцветную сцену уличного сборища-толчеи с перепутанным движением и своеобразным освещением.
Получившаяся картина - не статичный ряд портретов, как было принято в то время, но кусок колоритной жизни Амстердама. Яркий луч высвечивает лица, фигуры, кружева, парчовые одежды и множество деталей: аркебузы и мушкеты, знамена и музыкальные инструменты.
Приблизительно до 1750 года картина висела в клубе стрелкового общества. Затем, когда общество распалось, ее перенесли в городскую ратушу и поместили в большой зале, в простенке между окнами. Но картина не входила в предназначенное для нее пространство: пришлось обрезать ее с двух сторон. На очень старинной копии, хранящейся в Лондоне, справа имеются еще две фигуры и барабанщик (крайняя фигура с левой стороны), обрезанный наполовину.
Картина висела не на виду, в плохом освещении, против камина, в
Картина висела не на виду, в плохом освещении, против камина, в
Яркая, живая, завораживающая картина привела в восторг современников (но не заказчиков, оставшихся крайне недовольными результатом), но особенно ею восхищалось следующее поколение. Тридцать шесть лет спустя Самуэль ван Хоогстратен пишет в своем трактате: «Рембрандт великолепно выполнил свою задачу в картине с амстердамскими гвардейцами, хотя многие полагают, что это большое полотно он написал, руководствуясь собственным взглядом на вещи, а не правилами создания портретов, подобных тому, что был ему заказан. Но сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать, ибо оно так хорошо по замыслу, так совершенно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что все картины рядом с ним выглядят игральными картами».
Святое семейство
С 40-х гг. Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов,
Святое семейство
С 40-х гг. Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов,
Глубиной, спокойствием и эмоциональной насыщенностью отмечены картина «Святое семейство». Святое семейство — Дева Мария с младенцем Иисусом Христом и супругом Иосифом Обручником.
День Святого семейства — в католической церкви праздник, отмечаемый в рождественский период.
Портрет старушки,1654
Портрет старушки,1654
Портрет старушки,1654
Старость в самых разнообразных вариантах всегда была предметом интересов Рембрандта:
Портрет старушки,1654
Старость в самых разнообразных вариантах всегда была предметом интересов Рембрандта:
В «Портрете старушки» удивительным образом сочетаются живописное богатство и простота. Образ старой женщины - это образ-судьба. Её доброта, твёрдость и, несмотря на прожитые годы, внимательный взгляд - всё это выражает целую жизнь и делает прекрасными горькие слёзы ее возраста.
Возвращение блудного сына, ок. 1666-69
Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную
Возвращение блудного сына, ок. 1666-69
Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную
Возвращение блудного сына
На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. В
Возвращение блудного сына
На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. В
Второстепенные персонажи
Помимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие — остаётся загадкой. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена.
Палитра Рембрандта
Рембрандт Хермес ванн Рейн (1606-1669) Рембрандт всегда интересовался светом. Он
Палитра Рембрандта Рембрандт Хермес ванн Рейн (1606-1669) Рембрандт всегда интересовался светом. Он
Портрет Титуса (сын художника) в монашеском платье.
Потрет маленького Титуса ван Рейна
Портрет Титуса (сын художника) в монашеском платье.
Потрет маленького Титуса ван Рейна
Портрет дамы со страусовым веером.
Портрет дамы со страусовым веером.
Рембрандт. Автопортрет,1669
Рембрандт. Автопортрет,1669