Римская живопись

Содержание

Слайд 2

В эпоху Республики в Риме 2 – 1 вв. до н.э

В эпоху Республики в Риме 2 – 1 вв. до н.э

создаются картины с изображением битв и триумфов (известно по литературным источникам). На картинах писались портреты триумфаторов в белых тогах с пурпурной каймой, шествовавших во главе войска или на колесницах.
Возникают и развиваются первый и второй стили живописи. 
В эпоху Империи развиваются третий и четвертый стили живописи. 
Единственные примеры станковой живописи - изображения, включенные в настенные росписи Помпеи и Геркуланума.
Слайд 3

Помпейские или помпеянские стили – это условное обозначение стадий развития древнеримских

Помпейские или помпеянские стили – это условное обозначение стадий развития древнеримских

стенных росписей со II века до нашей эры до 3 четверти I века нашей эры. Такое название они получили потому, что изучались на основе нескольких сохранившихся городов – Помпей, Геркуланума и Стабии.
Инкрустационный (II в. до н. э. - 80-е годы 1 века до н.э.) - имитация мраморной облицовки;
Архитектурно-перспективный (около 80 до н. э. – 20-е гг. до н. э.) - иллюзионистически архитектурные изображения, пейзажи, мифологические сцены;
Орнаментальный или стиль канделябров (c 15 гг. н. э. - начало I вв. н. э.) - симметрические орнаментальные композиции, включающие мифологические сцены и пейзажи;
Декоративный или иллюзорный (ок. 63 гг. - начало II вв.) - преимущественно фантастические архитектурные построения).

Помпейские стили

Слайд 4

Первый "стиль", называемый также "инкрустационным" или "структурным", был распространен в Помпеях

Первый "стиль", называемый также "инкрустационным" или "структурным", был распространен в Помпеях

в 200 - 80 г. до н.э.
Стена расписывалась в подражание кладке стены из цветного мрамора – темно-красного, желтого, черного, белого. То есть, имитировала цветные мраморные панели. Все архитектурные элементы украшения стены (пилястры, карнизы и др.) выполнялись из стука.
Часто облицовка имитировалась лепкой архитектурных деталей из штукатурки "под мрамор".

Инкрустационный стиль (эпоха Римской республики)

Слайд 5

Пример первого стиля в доме Самнита в г. Геркулануме.

Пример первого стиля в доме Самнита в г. Геркулануме.

Слайд 6

Вилла Арианна, г. Помпеи.

Вилла Арианна, г. Помпеи.

Слайд 7

Дом Фавна. Дом Саллюстия.

Дом Фавна.

Дом Саллюстия.

Слайд 8

Входной портал дома Фавна.

Входной портал дома Фавна.

Слайд 9

Фрески из Дома Sallustio, г. Помпеи.

Фрески из Дома Sallustio, г. Помпеи.

Слайд 10

Пример из г. Помпеи.

Пример из г. Помпеи.

Слайд 11

Второй "стиль" - т.н. "архитектурный" или "архитектурно-перспективный" - главенствовал в оформлении

Второй "стиль" - т.н. "архитектурный" или "архитектурно-перспективный" - главенствовал в оформлении

помпейских жилищ в 80 г. до н.э. - 15 г. н.э. В отличие от первой системы здесь архитектурные элементы изображались не лепкой, а росписью, рельеф отсутствует. 
С развитием стиля художники начинают изображать пейзажи, создавая в помещениях иллюзию пространства, вводят в композиции фигуры людей, часто используя мифологические сюжеты.
Во многих домах Помпей сохранились фрески второго "стиля". 

Архитектурный или Перспективный стиль (эпоха Римской республики)

Слайд 12

Атриум. Остатки геометрического орнамента. Вилла Мистериум.

Атриум. Остатки геометрического орнамента. Вилла Мистериум.

Слайд 13

Спальня. Вилла Мистериум.

Спальня. Вилла Мистериум.

Слайд 14

Таблинум. Вилла Мистериум.

Таблинум. Вилла Мистериум.

Слайд 15

Вилла Мистерий.

Вилла Мистерий.

Слайд 16

Богиня Аура, персонификация воздуха и легкого ветра. Силен и два сатира.

Богиня Аура, персонификация воздуха и легкого ветра.

Силен и два сатира.

Слайд 17

Вилла Поппеа, Оплонтис.

Вилла Поппеа, Оплонтис.

Слайд 18

Дом Серебряной Свадьбы.

Дом Серебряной Свадьбы.

Слайд 19

Дом Grifi. Рим.

Дом Grifi. Рим.

Слайд 20

Третий помпейский "стиль" (ок. 15 г. до н.э. - 40 г.

Третий помпейский "стиль" (ок. 15 г. до н.э. - 40 г.

н.э. в Риме, 62 г. н.э. в Помпеях). Условно третий "стиль" можно разделить на две фазы.
Стена представляет собой панно, разделенное на три части, с монохромным фоном, украшенных картиной-клеймом;
В верхнем ярусе стены появляются легкие архитектурные построения.
Живопись третьего "стиля" попала под египетское культурное влияние - в орнаментах появляются цветки лотоса, египетские божки и сфинксы. 

Орнаментальный или Стиль Канделябров. (эпоха Ранней Империи)

Слайд 21

Геркуланум, Caupona.

Геркуланум, Caupona.

Слайд 22

Стены атриума. Дом Марка Лукреция Фронтона, г. Помпеи.

Стены атриума. Дом Марка Лукреция Фронтона, г. Помпеи.

Слайд 23

Стены атриума. Дом Марка Лукреция Фронтона, г. Помпеи.

Стены атриума. Дом Марка Лукреция Фронтона, г. Помпеи.

Слайд 24

Спальня. Дом Марка Лукреция Фронтона, г. Помпеи.

Спальня. Дом Марка Лукреция Фронтона, г. Помпеи.

Слайд 25

Спальня. Дом Марка Лукреция Фронтона, г. Помпеи.

Спальня. Дом Марка Лукреция Фронтона, г. Помпеи.

Слайд 26

Вилла Боскотреказе.

Вилла Боскотреказе.

Слайд 27

Вилла Боскотреказе.

Вилла Боскотреказе.

Слайд 28

Четвертый помпейский "стиль" (примерно с 63-62 г.) имеет несколько названий -

Четвертый помпейский "стиль" (примерно с 63-62 г.) имеет несколько названий -

"иллюзорный", "фантастический", "перспективно-орнаментальный".
В некотором роде эта система - сочетание второго и третьего "стилей".
Четвёртый стиль характеризуется изобилием богатств, но в тоже время отсутствием новых элементов. Сочетание росписи и рельефа из штукатурки - это тоже примета четвертого "стиля”.

 Декоративный или Иллюзорный стиль (эпоха Ранней Империи)

Слайд 29

Спальня. Дом Веттиев, г. Помпеи.

Спальня. Дом Веттиев, г. Помпеи.

Слайд 30

Гостиная в юго-восточном углу дома. Дом Веттиев, г. Помпеи.

Гостиная в юго-восточном углу дома. Дом Веттиев, г. Помпеи.

Слайд 31

Фреска Ифигения в Таврусе. Дом Веттиев, г. Помпеи.

Фреска Ифигения в Таврусе. Дом Веттиев, г. Помпеи.

Слайд 32

Фреска ребёнок Геракл. Дом Веттиев, г. Помпеи.

Фреска ребёнок Геракл. Дом Веттиев, г. Помпеи.

Слайд 33

Дом Мелеагра, г. Помпеи.

Дом Мелеагра, г. Помпеи.

Слайд 34

Базилика, г. Геркуланум.

Базилика, г. Геркуланум.

Слайд 35

Подземный зал Золотого дома Нерона, г. Рим.

Подземный зал Золотого дома Нерона, г. Рим.

Слайд 36

Дом Диоскура, г. Помпеи.

Дом Диоскура, г. Помпеи.

Слайд 37

Римская мозаика — тип мозаики, набираемый из мелких кубиков камней разных

Римская мозаика — тип мозаики, набираемый из мелких кубиков камней разных цветов либо смальты.
Виды мозаик:
Напольные мозаики

назывались ltnostratum или tesselatum, их делали ремесленники, которые назывались tesselarii;
Настенные мозаики назывались opus musivum, их делали мас- тера-мусиварии (musivarii).

Римские мозаики

Слайд 38

Дом с геометрической мозаикой, г. Помпеи.

Дом с геометрической мозаикой, г. Помпеи.

Слайд 39

Белые голубки, играющие с бусами. г. Помпеи.

Белые голубки, играющие с бусами. г. Помпеи.

Слайд 40

Александр Македонский и Дарий в Битве при Иссе. Г. Помпеи.

Александр Македонский и Дарий в Битве при Иссе. Г. Помпеи.

Слайд 41

Дарий. Фрагмент. Александр Македонский. Фрагмент.

Дарий. Фрагмент.

Александр Македонский. Фрагмент.

Слайд 42

Собака. Дом поэта-трагика, г. Помпеи.

Собака. Дом поэта-трагика, г. Помпеи.

Слайд 43

Дом с геометрической мозаикой, г. Помпеи.

Дом с геометрической мозаикой, г. Помпеи.

Слайд 44

Музыкальная репетиция. Дом поэта-трагика, г. Помпеи.

Музыкальная репетиция. Дом поэта-трагика, г. Помпеи.

Слайд 45

Дары моря. II век. Музей Ватикана.

Дары моря. II век. Музей Ватикана.

Слайд 46

Вилла с мозаичными колоннами, г. Помпеи.

Вилла с мозаичными колоннами, г. Помпеи.

Слайд 47

Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе

Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году.


Фаюмские портреты - созданы в технике энкаустики погребальные портреты.
Энкаустика - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде.
Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии.

Фаюмские портреты

Слайд 48

Мумия с портретом.

Мумия  с портретом.

Слайд 49

Портрет юноши. II век н. э. Собрание ГМИИ им. Пушкина в Москве.

Портрет юноши. II век н. э. Собрание ГМИИ им. Пушкина в Москве.

Слайд 50

Портрет юноши. 125-150 гг.

Портрет юноши. 125-150 гг. 

Слайд 51

Портрет мужчины, держащего растение.

Портрет мужчины, держащего растение.

Слайд 52

Портрет мужчины с рюмкой.

Портрет мужчины с рюмкой.

Слайд 53

Портрет молодой женщины.

Портрет молодой женщины.

Слайд 54

Портрет седого человека.

Портрет седого человека.

Слайд 55

Портрет девочки.

Портрет девочки.

Слайд 56

Портрет мальчика.

Портрет мальчика.

Слайд 57

Древние памятники христианского искусства и иконографии находятся в катакомбах или подземельях,

Древние памятники христианского искусства и иконографии находятся в катакомбах или подземельях,

вырытых древними христианами для погребения мертвых и отправления богослужения во время гонений. 
Наиболее известны из них катакомбы Каллиста и Севастиана на Аппиевой дороге, Св. Агнии и Острианские на Номентанской дороге, Прискиллы на Новой Соляной дороге, и катакомбы Домитиллы неподалеку от катакомб Каллиста.

Раннехристианские изображения в римских катакомбах

Слайд 58

Вся совокупность дошедших до нас памятников древнехристианской иконографии и искусства может

Вся совокупность дошедших до нас памятников древнехристианской иконографии и искусства может

быть сведена к следующим главным группам:
Фресковая живопись;
Скульптура;
Стеклянные сосуды с золотыми фигурами;
Мозаика.
Наряду с прямыми изображениями в первохристианской Церкви имел особое распространение и играл особую роль язык символов.

Виды памятников древнехристианского искусства

Слайд 59

Якорь – символ христианской надежды; Голубь - символ Святого Духа; Феникс,

Якорь – символ христианской надежды;
Голубь - символ Святого Духа;
Феникс, павлин- символ бессмертия. В

христианстве феникс служил символом Воскресения.
Петух – символ Воскресения;
Крест;
Рыба, агнец - Христос;
Орёл - символ юности;
Лев - символ силы и могущества; 
Оливковая ветвь - символ вечного мира; 
Лилия - символ чистоты;
Виноградная лоза и корзина с хлебом - символы евхаристии.

Основные символические изображения в христианских катакомбах

Слайд 60

Якорь. Рыба. Лилия. Агнец. Голубь.

Якорь.

Рыба.

Лилия.

Агнец.

Голубь.

Слайд 61

Иону выбрасывают в море. Фреска римских катакомб. II в.

Иону выбрасывают в море. Фреска римских катакомб. II в.

Слайд 62

Добрый пастырь. Фреска в Катакомбах Святого Каллиста. III в.

Добрый пастырь. Фреска в Катакомбах Святого Каллиста. III в.

Слайд 63

Библейская история пророка Ионы. Фреска катакомбы Каллисто. II - IV вв.

Библейская история пророка Ионы. Фреска катакомбы Каллисто. II - IV вв.

Слайд 64

Моисей, источающий воду из скалы. Фреска катакомбы Каллисто. II - IV вв.

Моисей, источающий воду из скалы. Фреска катакомбы Каллисто. II - IV вв.

Слайд 65

Адам и Ева. Фрески катакомб св. Петра и Марцеллина. III–IV вв.

Адам и Ева. Фрески катакомб св. Петра и Марцеллина. III–IV вв.

Слайд 66

Катакомбы Домициллы. IV в.

Катакомбы Домициллы. IV в.