Романтизм. Художественная культура XIX века

Содержание

Слайд 2

История происхождения термина «Романтизм» (от латин. Romanus ) – значит римский,

История происхождения термина

«Романтизм» (от латин. Romanus ) – значит римский, то

есть возникший на основе римской культуры, соотносили с понятием жанра романа, а в Средние века это понятие указывало на произведение, написанное на одном из языков романской группы, а не на латыни.
«Романтизм» и «Романтика» - понятия-синонимы, имеют много общего:
- восторженное отношение к действительности
- понимание исключительной роли личности
- неудовлетворенность жизнью и оторванность от нее
- устремленность к некоему несбыточному и таинственному идеалу
Романтизм пронизывал различные исторические эпохи (Античность, Средние века, Возрождение) и художественные стили (готику, барокко, неоклассицизм, символизм, модерн).
Слайд 3

Исторические корни романтизма находятся в трудах немецких философов: И. Канта (1724

Исторические корни романтизма находятся в трудах немецких философов:
И. Канта (1724

– 1804, «Критика способности суждения»),
Ф. Шеллинга (1775 – 1854, «Система трансцендентального идеализма»)
Г. Гегеля (1771 – 1831, «Феноменология духа»).
Все они, выдвигая идею изменчивости, подвижности и текучести, рассматривали весь мир, природу и человека как вечное движение творческого духа; нет ничего вечного, непререкаемых догм, вечных истин, есть жизнь, вечно обновляющаяся, полная движения и контрастов.

Романтизм – художественный стиль конца XVIII – XIX вв и особый способ познания действительности и отражения мира.

Слайд 4

Август Шлегель: «Романтик живет не в обыденности, но создает свой собственный,

Август Шлегель:
«Романтик живет не в обыденности, но создает свой собственный,

выдуманный мир, построенный по собственным законам»
П.А. Вяземский:
«Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец?»
Слайд 5

Эстетические принципы романтизма Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное. Исключительность романтического

Эстетические принципы романтизма

Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное.
Исключительность романтического героя (внутренняя

раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств).
Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы.
Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору.
Экзотика дальних стран.
Слайд 6

Значение романтизма Отразил всю сложность переходной исторической эпохи от классицизма к

Значение романтизма

Отразил всю сложность переходной исторической эпохи от классицизма к реализму.
Провозгласил

всю ценность отдельной человеческой личности и полную свободу художественного творчества от сковывающих его норм и правил.
Романтизм имел свои отличительные особенности в каждой стране, определяемые историческими условиями и культурными традициями.
Во вт. пол. XIX в. романтизм был повсеместно был трансформирован в другие стилевые течения.
Слайд 7

Изобразительное искусство романтизма В истории мировой живописи романтизм составил яркую и

Изобразительное искусство романтизма

В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную

эпоху. Живописные полотна
- Т. Жерико, Э. Делакруа (Франция),
- Ф. Гойи (Испания),
- Д. Тёрнера, У. Блейка (Англия),
- К.Д. Фридриха (Германия),
- О. Кипренского, К. Брюллова, И. Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма.
Художники, свободные от всяческих догм, уделяли особое внимание выразительному показу чувств и переживаний человека.
Слайд 8

Герой романтической эпохи: портрет «Автопортрет в костюме Гамлета» 1821 г Собрание

Герой романтической эпохи: портрет

«Автопортрет в костюме Гамлета» 1821 г Собрание Жамо,

Париж

Портрет Фридерика Шопена. 1838 г.
Лувр, Париж

Эжен Делакруа (1798 – 1863)

Слайд 9

Франсиско Гойя (1746 - 1828 гг) Автопортрет Портрет доньи Исабели Ковос

Франсиско Гойя (1746 - 1828 гг)

Автопортрет

Портрет доньи Исабели
Ковос де Порсель. 1806

г.
Национальная галерея, Лондон

Герой романтической эпохи: портрет

Слайд 10

Портрет Алексея Томилова, коллекционера, участника Отечественной войны 1812 года. 1813 г.

Портрет Алексея Томилова, коллекционера, участника Отечественной войны 1812 года. 1813 г.

Портрет

Е.В. Давыдова. 1809 г ГРМ, Санкт - Петербург

О.А. Кипренский (1782 – 1836)

Герой романтической эпохи: портрет

Слайд 11

О.А. Кипренский (1782 – 1836) Герой романтической эпохи: портрет Портрет А.С.

О.А. Кипренский (1782 – 1836)

Герой романтической эпохи: портрет

Портрет А.С. Пушкина 1827

г.
Мемориальный музей-квартира Пушкина, Москва

Портрет Е.П. Ростопчиной. 1809 г. ГТГ

Слайд 12

К.П. Брюллов (1799 – 1852) Герой романтической эпохи: портрет Автопортрет. 1848

К.П. Брюллов (1799 – 1852)

Герой романтической эпохи: портрет

Автопортрет. 1848 г.

Портрет Н.В.

Кукольника. 1836 г.
Слайд 13

К.П. Брюллов (1799 – 1852) Герой романтической эпохи: портрет «Последний день

К.П. Брюллов (1799 – 1852)

Герой романтической эпохи: портрет

«Последний день Помпеи» (1830

– 1833 гг)

«Всадница», 1832 г.

Слайд 14

Приемы изображения природы романтиками: Пейзажная живопись романтизма Ощущение безграничности и безбрежности

Приемы изображения природы романтиками:

Пейзажная живопись романтизма

Ощущение безграничности и безбрежности природы

передано пейзажами, уходящими к горизонту.
Продумано колористическое решение пейзажа: передний план – теплые (коричневые и золотистые) тона, задний план – холодные (бледные, голубоватые) тона.
Определенные средства для изображения облаков и воды.
Вольная стихия природы – олицетворение духа
свободы и независимости
Слайд 15

Теодор Жерико (1791 – 1824) Пейзажная живопись романтизма Плот «Медузы», 1819 г. Лувр, Париж

Теодор Жерико (1791 – 1824)

Пейзажная живопись романтизма

Плот «Медузы», 1819 г.
Лувр, Париж


Слайд 16

Уильям Тёрнер (1775 – 1851) Пейзажная живопись романтизма «Снежная буря во

Уильям Тёрнер (1775 – 1851)

Пейзажная живопись романтизма

«Снежная буря во время перехода

Ганнибала». 1812 г. Галерея Тейт, Лондон
Слайд 17

К.Д. Фридрих (1774 – 1840) Пейзажная живопись романтизма «Монах на берегу моря».1808 - 1809 гг. Берлин

К.Д. Фридрих (1774 – 1840)

Пейзажная живопись романтизма

«Монах на берегу моря».1808 -

1809 гг. Берлин
Слайд 18

И.К. Айвазовский (1817–1900) Пейзажная живопись романтизма «Девятый вал». 1850 год Санкт-Петербург

И.К. Айвазовский (1817–1900)

Пейзажная живопись романтизма

«Девятый вал». 1850 год
Санкт-Петербург

Слайд 19

Э. Делакруа (1791 – 1824) Современность глазами романтиков «Свобода на баррикадах» 1830 г. Лувр, Париж

Э. Делакруа (1791 – 1824)

Современность глазами романтиков

«Свобода на баррикадах» 1830 г.

Лувр, Париж
Слайд 20

Ф. Гойя (1746 – 1828) Современность глазами романтиков Расстрел повстанцев в

Ф. Гойя (1746 – 1828)

Современность глазами романтиков

Расстрел повстанцев в ночь на

3 мая 1808 года. 1814 г. Лувр, Париж