- Главная
- Культурология
- Русская скульптура XVIII века
Содержание
- 2. Федот Иванович Шубин (1740-1805)
- 3. Шубин "одарен был от природы богато: силен, красив собой, неутомим и любознателен". Вышел он из крестьян-поморов,
- 4. В 1767 году Федот Шубин вместе с П.М.Гриневым и И.А.Ивановым отплыл морем во Францию, имея рекомендательные
- 5. Портрет князя А.М. Голицына. 1773
- 6. За бюст вице-канцлера А.М.Голицына (1773, ГТГ) Екатерина II жалует ему золотую табакерку и повелевает остаться "собственно
- 7. Портрет графини Марии Паниной
- 8. В русской пластике 18 века Шубин первым отошел от салонно-светского портрета рококо, обратившись к пришедшему вместе
- 9. Павел I
- 10. Шубин понял характер Павла с его противоречивыми и патологическими свойствами. Один из современников, «постоянно бывавший при
- 11. Сфера деятельности художника не ограничивалась станковой скульптурой. Монументально-декоративная скульптура Ф.И.Шубина украшала самые совершенные архитектурные ансамбли Петербурга.
- 12. Екатерина II — законодательница
- 13. В 1789-90 годах Ф.И.Шубин трудился над статуей "Екатерина II — законодательница" (ГРМ). Впервые он представил ее
- 14. «Первое появление статуи перед зрителями, а возможно, и самой царицей было обставлено чрезвычайно эффектно: в сказочно
- 15. Бюст А.А. Безбородко
- 16. Среди произведений этих лет портреты канцлера А.А.Безбородко (1798, ГТГ), адмирала В.Я.Чичагова (1793), И.И.Бецкого, последнего фаворита Екатерины
- 17. Александр Андреевич Безбородко (1747 – 1790) – князь, статс-секретарь и обер-гофмейстер. Портрет настолько выразителен, что весь
- 18. Ломоносов
- 19. Когда мы стоим перед портретом Ломоносова и видим его лицо в анфас, то обращаем внимание на
- 20. Ф.И. Шубин. Портрет И.Г. Шварца. 1792. Мрамор. Русский музей, Санкт-Петербург
- 21. Иоганн Готлиб Шварц (1736 – 1804) приехал из Германии и в течение некоторого времени работал в
- 22. Портрет Г. А. Потёмкина
- 23. Григорий Александрович Потёмкин (1739 – 1791) – князь, очень знаменитый государственный деятель и полководец, друг и
- 24. Портрет графа Г. Г. Орлова
- 25. Ф.И. Шубин. Портрет графа Г.Г. Орлова. 1774. Мрамор. Русский музей, Санкт-Петербург Григорий Григорьевич Орлов (1734 –
- 26. Перед нами лицо красивого, спокойного, уверенного в себе человека, – вельможи, каким он и был. Мы
- 27. Пережившему царствования нескольких императоров художнику удалось запечатлеть не слишком привлекательную внешность Павла I (1800, ГРМ), передать
- 28. В последние годы жизни Шубина награды обходили его. Даже прошения на имя Павла I и в
- 29. Этьен Морис Фальконе Французы были невысокого мнения о Фальконе: "Слишком обычный, такой, каких много. Идеи его
- 31. Фальконе рано попал в придворные скульпторы. Выполнял заказы монархов и их фавориток. Высокое положение требовало от
- 32. Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, - воплотить эту мечту ему удалось в России.
- 33. Однако бронзовый конь, стоящий на двух ногах, мог получиться неустойчивым. И у скульптора возникла мысль -
- 34. Памятник открыли 7 августа 1782, настолетие со дня вступления на престол Петра I. В качестве пьедестала
- 36. В статуе царя, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое
- 38. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины
- 39. Фальконе уехал во Францию и памятника своего не видел никогда в жизни. На открытие его даже
- 40. Флора (1751, Государственный Эрмитаж)
- 41. Изящная статуэтка, изображающая богиню весны, выполнена в особенной манере "галантного стиля". Милое лицо с мягкими, нечеткими
- 42. Сидящий купидон (1757, Лувр, Париж)
- 43. Излюбленный сюжет мастеров эпохи рококо - изображение божества любви - купидона. Крылатый малыш приложил палец к
- 44. Амур (1757, Государственный Эрмитаж)
- 45. К античному мифу об Амуре неоднократно обращались художники на протяжении многих веков. Во французском искусстве XVIII
- 46. Образ Амура чрезвычайно характерен для французского искусства 18 века, для стиля рококо. "Амур" Этьена Мориса Фальконе
- 47. Является по своей сути повторением предыдущей скульптуры. Автор лишь немного изменил позу, а лицо героя сделал
- 48. Пигмалион и Галатея (1763, Лувр, Париж)
- 49. Известный мифологический сюжет мастер рассматривает, как награду художнику за упорство и талант. Перед зрителем момент чуда
- 50. Оракул (1766, Национальный музей керамики, Севр)
- 51. Необыкновенно изящная и трогательная статуэтка, изображающая двух молодых людей, играющих в популярную игру. Обилие мелких деталей,
- 52. Этьен Фальконе родился 1 декабря 1716 года. Учился он у своего дяди, мраморщика по профессии. Затем
- 53. "Купальщица". 1757
- 54. В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для
- 55. Преклоняясь перед античным искусством, мастер, однако, никогда не воспринимал его как холодный и безжизненный канон. "Только
- 56. Подлинным шедевром мастера явилась статуя "Зима" (начата по заказу мадам де Помпадур в середине 1750-х и
- 57. Зима, 1763
- 59. Скачать презентацию
Федот Иванович Шубин (1740-1805)
Федот Иванович Шубин (1740-1805)
Шубин "одарен был от природы богато: силен, красив собой, неутомим и
Шубин "одарен был от природы богато: силен, красив собой, неутомим и
Первым учителем Федота Шубина стал французский скульптор Никола-Франсуа Жилле, один из многих европейских художников и ученых, приглашенных в 18 веке для преподавания в "российских академиях". Питомцами Жилле, проведшего в Петербурге более 20 лет, были столь различные по манере и темпераменту скульпторы как Ф.Г.Гордеев, М.И.Козловский, Ф.Ф.Щедрин, И.П.Прокофьев, И.П.Мартос. Под руководством замечательного мастера декоративной скульптуры и портрета молодой Шубин знакомится с античной скульптурой, ренессансной и барочной пластикой, работает с живой натурой. По окончании шестилетнего академического курса Шубин выполняет программу на сюжет из древнерусской истории. За рельеф " Убийство Аскольда и Дира Олегом" он удостоен первой золотой медали. Вслед за ней ему вручен аттестат со шпагой (означавший получение личного дворянства) и предоставлено право заграничного пенсионерст
В 1767 году Федот Шубин вместе с П.М.Гриневым и И.А.Ивановым отплыл
В 1767 году Федот Шубин вместе с П.М.Гриневым и И.А.Ивановым отплыл
Летом 1770 года благодаря ходатайству Д.Дидро и скульптора Э. — М.Фальконе Ф.Шубин попадает в Италию. В 1771 году, срок пенсионерства заканчивается, но Шубин остается в Италии до весны 1773 года, путешествуя по стране с богатым русским горнозаводчиком Н.А.Демидовым, заказавшим ему исполнить свой портрет и портрет жены. В Италии художник много работает в жанре портрета. Ему принадлежит большое количество бюстов и медальонов, сработанных с натуры, часто несколько антикизированных.
Мраморные бюсты И.И.Шувалова (ГРМ), Ф.Н.Голицына (ГТГ, оба — 1871), парные барельефы А.Г. и Ф.Г.Орловых, выявляющие неповторимую индивидуальность портретируемых, отличаются простым рисунком силуэта, умелой композицией и мастерской моделировкой поверхности.
Через шесть лет, проведенных вдали от России, Ф.Шубин возвращается в Петербург. У мастера, соприкоснувшегося с мировым классическим наследием и передовыми достижениями искусства Запада, нет недостатка в заказах. Он с блеском исполняет портреты ближайшего окружения императрицы.
Портрет князя А.М. Голицына. 1773
Портрет князя А.М. Голицына. 1773
За бюст вице-канцлера А.М.Голицына (1773, ГТГ) Екатерина II жалует ему золотую
За бюст вице-канцлера А.М.Голицына (1773, ГТГ) Екатерина II жалует ему золотую
Свои лучшие произведения Федот Шубин создает в 1770-е годы. Как писал спустя полвека создатель первого "Русского музеума" П.П.Свиньин, они "совершены художником были в первых порывах огня и честолюбия". Среди исполненных в эти годы портретов придворной знати мраморные бюсты жены сенатора М. Р. Паниной (ГТГ), промышленника и откупщика И.С.Барышникова (ГТГ), братьев Чернышевых, пятерых братьев Орловых, екатерининского полководца П.А.Румянцева-Задунайского (1778, ГРМ).
Портрет графини Марии Паниной
Портрет графини Марии Паниной
В русской пластике 18 века Шубин первым отошел от салонно-светского портрета
В русской пластике 18 века Шубин первым отошел от салонно-светского портрета
Павел I
Павел I
Шубин понял характер Павла с его противоречивыми и патологическими свойствами. Один
Шубин понял характер Павла с его противоречивыми и патологическими свойствами. Один
Сфера деятельности художника не ограничивалась станковой скульптурой. Монументально-декоративная скульптура Ф.И.Шубина украшала
Сфера деятельности художника не ограничивалась станковой скульптурой. Монументально-декоративная скульптура Ф.И.Шубина украшала
При перестройке дворца в 1830-х годах барельефы были перевезены в Москву и размещены под сводами парадных залов Оружейной палаты. Работал художник и над оформлением Троицкого собора Александро-Невской лавры, для которой исполнил рельефы с изображением евангельских сцен и статуи святых. Есть доля участия Шубина в создании неповторимого ансамбля Петергофского парка, знаменитого своими фонтанами. Для Большого каскада, спускающегося уступами вниз от дворца к заливу, в 1801 году скульптор исполнил статую Пандоры (отлитую из золоченой бронзы знаменитым литейщиком В.Екимовым).
Екатерина II — законодательница
Екатерина II — законодательница
В 1789-90 годах Ф.И.Шубин трудился над статуей "Екатерина II — законодательница"
В 1789-90 годах Ф.И.Шубин трудился над статуей "Екатерина II — законодательница"
Однако за свою работу мастер высочайшего одобрения не получил, напротив, он остался без награды и впал в немилость. Количество заказов резко сократилось. Серьезные денежные затруднения вынуждают Ф.И.Шубина просить в 1792 году зачислить его на вакантную должность адъюнкт-ректора Академии.
Лишившийся былой славы и почестей скульптор продолжал работать. Немногочисленным шубинским портретам 1790-х годов свойственна более сложная психологическая характеристика.
«Первое появление статуи перед зрителями, а возможно, и самой царицей было
«Первое появление статуи перед зрителями, а возможно, и самой царицей было
Свободно ложатся складки одежды, не стесняя движения, скипетр опущен, как будто императрица демонстрирует своё милостивое правление, тем более, что рукой она указывает на свод изданных ею законов. Жизнь каждого человека в империи, как будто говорит императрица, защищена справедливыми законами. У ног её – рог изобилия, из которого сыплются монеты и ордена. Этот символ вызывает вопрос: кому предназначены столь щедрые награды? Тому, кто исполняет законы? Возможно такое объяснение. Но тогда почему весы Фемиды, богини Правосудия, видны только сзади? Может быть, в наградах играет больше роль случай, чем чувство справедливости? Трактовка статуи с её аллегорией кажется несколько двусмысленной. Может быть, умная Екатерина всё поняла и поэтому оставила скульптора без награды.
Бюст А.А. Безбородко
Бюст А.А. Безбородко
Среди произведений этих лет портреты канцлера А.А.Безбородко (1798, ГТГ), адмирала В.Я.Чичагова
Среди произведений этих лет портреты канцлера А.А.Безбородко (1798, ГТГ), адмирала В.Я.Чичагова
Александр Андреевич Безбородко (1747 – 1790) – князь, статс-секретарь и обер-гофмейстер.
Александр Андреевич Безбородко (1747 – 1790) – князь, статс-секретарь и обер-гофмейстер.
Ломоносов
Ломоносов
Когда мы стоим перед портретом Ломоносова и видим его лицо в
Когда мы стоим перед портретом Ломоносова и видим его лицо в
Ф.И. Шубин. Портрет И.Г. Шварца. 1792. Мрамор. Русский музей, Санкт-Петербург
Ф.И. Шубин. Портрет И.Г. Шварца. 1792. Мрамор. Русский музей, Санкт-Петербург
Иоганн Готлиб Шварц (1736 – 1804) приехал из Германии и в
Иоганн Готлиб Шварц (1736 – 1804) приехал из Германии и в
Это – воплощение живой, поистине дышащей формы, хотя портретист ни в чём не польстил своей модели: сухощавое строгое лицо несёт следы нелегко прожитых лет. Обозначены морщины широкого спокойного лба, глубокие складки скобками охватывают чуть приоткрытый рот с едва заметно приподнятыми уголками. Перед зрителем - тонкое и умное лицо интеллигентного, полного чувства собственного достоинства современника Шубина».
Портрет Г. А. Потёмкина
Портрет Г. А. Потёмкина
Григорий Александрович Потёмкин (1739 – 1791) – князь, очень знаменитый государственный
Григорий Александрович Потёмкин (1739 – 1791) – князь, очень знаменитый государственный
Портрет графа Г. Г. Орлова
Портрет графа Г. Г. Орлова
Ф.И. Шубин. Портрет графа Г.Г. Орлова. 1774. Мрамор. Русский музей, Санкт-Петербург
Григорий
Ф.И. Шубин. Портрет графа Г.Г. Орлова. 1774. Мрамор. Русский музей, Санкт-Петербург
Григорий
Перед нами лицо красивого, спокойного, уверенного в себе человека, – вельможи,
Перед нами лицо красивого, спокойного, уверенного в себе человека, – вельможи,
Пережившему царствования нескольких императоров художнику удалось запечатлеть не слишком привлекательную внешность
Пережившему царствования нескольких императоров художнику удалось запечатлеть не слишком привлекательную внешность
"Из россов первый здесь в плоть камень претворял
И видом движущих скал чувства восхищал".
Н.Семенова
В последние годы жизни Шубина награды обходили его. Даже прошения на
В последние годы жизни Шубина награды обходили его. Даже прошения на
Этьен Морис Фальконе
Французы были невысокого мнения о Фальконе: "Слишком обычный,
Этьен Морис Фальконе Французы были невысокого мнения о Фальконе: "Слишком обычный,
Фальконе рано попал в придворные скульпторы. Выполнял заказы монархов и их
Фальконе рано попал в придворные скульпторы. Выполнял заказы монархов и их
Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, - воплотить эту мечту
Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, - воплотить эту мечту
"Петр - создатель, преобразователь, законодатель", - так определил для себя главную идею скульптор Фальконе. Он видел своего героя в неразрывной связи с судьбой России, с судьбами ее истории и народа. Сначала создавалась так называемая "Малая копия" с ее принципиально важным для Фальконе решением - Петр верхом на вздыбленном коне, остановившийся на краю обрыва и жестом правой руки утверждающий могущество новых идей. Екатерине модель понравилась, и скульптор приступил к работе. Мастерская скульптора находилась на Малой Морской улице. Натурщиками коня для памятника Петру были самые горячие кони из дворцовой конюшни - Бриллиант и Капризник. Кони на какое-то мгновение застывали, поднявшись на дыбы, а художник в это время лихорадочно зарисовывал положение ног коня, посадку и поворот головы всадника.
Однако бронзовый конь, стоящий на двух ногах, мог получиться неустойчивым. И
Однако бронзовый конь, стоящий на двух ногах, мог получиться неустойчивым. И
Памятник открыли 7 августа 1782, настолетие со дня вступления на престол
Памятник открыли 7 августа 1782, настолетие со дня вступления на престол
В статуе царя, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано
В статуе царя, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано
Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было
Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было
Фальконе был человеком очень дотошным. Прежде чем приступить к работе, он изучил массу исторических документов, осмотрел в Петербурге все, что связано с Петром, дворцы, картины, скульптуры. Для него это был совершенно новый и непонятный персонаж. Еще во время работы всем было понятно, что это будет нечто колоссальное, главная статуя Российского государства. И естественно, всем хотелось принять участие в работе: постоянно вмешивалась в работу императрица, и чиновники, и даже президент Академии художеств. Фальконе терпел долго, потом наконец ему все эти придирки надоели и он вспылил. Не дождавшись установки памятника, он уехал из Петербурга. Кстати, установили Петра на Сенатской площади. Той самой, на которую вышли декабристы во время восстания. Тоже символичное совпадение. Вообще совпадений, почти мистических, очень много. Например, случайно так вышло, что Петр показывает рукой в сторону Швеции. А со стороны Швеции стоит аналогичный, тоже конный, памятник шведскому королю Карлу, который показывает рукой в сторону России. Карл – главный противник Петра, его заклятый враг. И вот после смерти обоих два памятника показывают друг на друга рукой по разные стороны границы…
Фальконе уехал во Францию и памятника своего не видел никогда в
Фальконе уехал во Францию и памятника своего не видел никогда в
Флора (1751, Государственный Эрмитаж)
Флора (1751, Государственный Эрмитаж)
Изящная статуэтка, изображающая богиню весны, выполнена в особенной манере "галантного
Изящная статуэтка, изображающая богиню весны, выполнена в особенной манере "галантного
Сидящий купидон (1757, Лувр, Париж)
Сидящий купидон (1757, Лувр, Париж)
Излюбленный сюжет мастеров эпохи рококо - изображение божества любви -
Излюбленный сюжет мастеров эпохи рококо - изображение божества любви -
Амур (1757, Государственный Эрмитаж)
Амур (1757, Государственный Эрмитаж)
К античному мифу об Амуре неоднократно обращались художники на протяжении многих
К античному мифу об Амуре неоднократно обращались художники на протяжении многих
Образ Амура чрезвычайно характерен для французского искусства 18 века, для стиля
Образ Амура чрезвычайно характерен для французского искусства 18 века, для стиля
Является по своей сути повторением предыдущей скульптуры. Автор лишь немного
Является по своей сути повторением предыдущей скульптуры. Автор лишь немного
Пигмалион и Галатея (1763, Лувр, Париж)
Пигмалион и Галатея (1763, Лувр, Париж)
Известный мифологический сюжет мастер рассматривает, как награду художнику за упорство
Известный мифологический сюжет мастер рассматривает, как награду художнику за упорство
Оракул (1766, Национальный музей керамики, Севр)
Оракул (1766, Национальный музей керамики, Севр)
Необыкновенно изящная и трогательная статуэтка, изображающая двух молодых людей, играющих
Необыкновенно изящная и трогательная статуэтка, изображающая двух молодых людей, играющих
Этьен Фальконе родился 1 декабря 1716 года. Учился он у своего дяди, мраморщика
Этьен Фальконе родился 1 декабря 1716 года. Учился он у своего дяди, мраморщика
В 1744 Этьен Фальконе был принят в парижскую Академию за представленную на конкурс группу "Милон Кротонский" (1744). В 1754 за исполнение этой группы в мраморе Фальконе получил звание академика.
"Купальщица". 1757
"Купальщица". 1757
В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под
В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под
Преклоняясь перед античным искусством, мастер, однако, никогда не воспринимал его как
Преклоняясь перед античным искусством, мастер, однако, никогда не воспринимал его как
Подлинным шедевром мастера явилась статуя "Зима" (начата по заказу мадам де
Подлинным шедевром мастера явилась статуя "Зима" (начата по заказу мадам де
Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой мечтательной грусти. Аллюзией зимы являются знаки зодиака, изображенные по сторонам постамента, и чаша у ее ног, расколовшаяся от замерзшей воды.
В простом пластическом мотиве сидящей женской фигуры скульптор гениально сочетал некоторые внешние черты господствовавшего тогда стиля рококо с реалистическими устремлениями, присущими его многогранному таланту. Весь облик девушки - воплощение юности, какой-то особенной чистоты и женственного обаяния - передан свободно и выразительно; он подкупает своей жизненностью и непосредственностью. Богатая игра света и тени, мягкая и уверенная моделировка мрамора создает иллюзию живой поверхности обнаженного тела. Необычайный дар композиционных решений позволяет Фальконе создавать бесконечные вариации в изображении обнаженного женского тела. Он настойчиво возвращается к этим мотивам. Под его резцом рождаются образы, в основе которых всегда лежит тонкое восприятие природы. Они покоряют своей поэтичностью и высоким мастерством исполнения.
Зима, 1763
Зима, 1763