Русский портрет XVIII века

Содержание

Слайд 2

До XVIII века вместо понятия “портрет” использовалось понятие “парсуна”. Парсу́на (искажённое

До XVIII века вместо понятия “портрет” использовалось понятие “парсуна”.
Парсу́на (искажённое

лат. persona — личность, особа) — первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания. Парсуна – портрет реального лица (царя, боярина, митрополита, иногда даже купца) , выполненный иконописными приемами.
Парсуной не изображали простых людей, а изображали только каких-то очень известных персон, или персон, известных в своём округе.
Слайд 3

По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются

По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются

от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом. Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа.

Парсуна царя
Фёдора III Алексеевича

Слайд 4

Парсуна князя М.В.Скопина-Шуйского. Неизвестный художник. Временем окончательного превращения парсунной живописи в

Парсуна князя М.В.Скопина-Шуйского. Неизвестный художник.

Временем окончательного превращения парсунной живописи в

западноевропейский живописный портрет считаются 1760-е годы, однако, в провинции техника парсуны существовала и в более поздний период.
Слайд 5

Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В

Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В

первую очередь это обусловлено основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров.
Слайд 6

Парсуна Якова Тургенева (любимого шута Петра I). Работа одного из мастеров Оружейной палаты

Парсуна Якова Тургенева (любимого шута Петра I). Работа одного из мастеров

Оружейной палаты
Слайд 7

Русская живопись второй половины XVIII века стало совершенно новым явлением, независимым

Русская живопись второй половины XVIII века стало совершенно новым явлением,

независимым от западноевропейских веяний. Основоположником русской портретной живописи считается Иван Никитин

Портрет напольного гетмана

Слайд 8

Его кисти принадлежит самый правдивый портрет Петра I

Его кисти принадлежит самый правдивый портрет Петра I

Слайд 9

Андрей Матвеев - создатель первого лирического (интимного, камерного) портрета. Автопортрет с женой

Андрей Матвеев - создатель первого лирического (интимного, камерного) портрета.

Автопортрет с женой

Слайд 10

Иван Аргунов - одним из первых стал создавать образы простых русских

Иван Аргунов - одним из первых стал создавать образы простых русских

женщин.

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

Слайд 11

Портрет статс-дамы Измайловой Алексей Антропов - один из родоначальников русского парадного

Портрет статс-дамы Измайловой

Алексей Антропов - один из родоначальников русского парадного портрета,

мастер передачи внешнего сходства с оригиналом и черт его характера и нравов…
Слайд 12

Боровиковский Владимир Лукич - Художник, умело сочетавший классицизм и реализм. Его

Боровиковский Владимир Лукич - Художник, умело сочетавший классицизм и реализм. Его

портреты часто носили налёт сентиментализма…

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке

Слайд 13

Боровиковский В.Л. - естественная непринужденность сквозит в артистически-небрежном жесте Лопухиной, капризно-своенравном

Боровиковский В.Л. - естественная непринужденность сквозит в артистически-небрежном жесте Лопухиной, капризно-своенравном

наклоне головы, своевольном изгибе мягких губ, мечтательной рассеянности взгляда.

Портрет М.И.Лопухиной

Слайд 14

Рокотов Фёдор Степанович – крупнейший московский портретист, работавший в период Русского

Рокотов Фёдор Степанович – крупнейший московский портретист, работавший в период Русского

Просвещения. Возможно, первый в России «вольный художник», не зависевший от государственных и церковных заказов.

Портрет неизвестной в розовом платье

Слайд 15

18 век порой называют веком парадного портрета. Первые русские художники-портретисты, учившиеся

18 век порой называют веком парадного портрета. Первые русские художники-портретисты, учившиеся

друг у друга (например, А.П.Антропов – ученик А.Матвеева, а у него, в свою очередь, учился Д.Левицкий.
Слайд 16

А.П.Антропов – портрет петербургского архиепископа Сильвестра (Кулябка)

А.П.Антропов – портрет петербургского архиепископа Сильвестра (Кулябка)

Слайд 17

Великолепны и мужские портреты Рокотова. Портрет А.М.Римского-Корсакова

Великолепны и мужские портреты Рокотова.

Портрет А.М.Римского-Корсакова

Слайд 18

Левицкий Дмитрий Григорьевич - мастер парадного и камерного портрета. Портрет Агаши

Левицкий Дмитрий Григорьевич - мастер парадного и камерного портрета.

Портрет Агаши