Сибирские татары - кто они?

Содержание

Слайд 2

Сибирские татары-кто они? Составьте кластер и укажите слова-ассоциации к названию сибирские татары

Сибирские татары-кто они?

Составьте кластер и укажите слова-ассоциации к названию сибирские татары


Слайд 3


Слайд 4

И. Фишер –участник Камчатской экспедиции 1740-1745 г. Сведения о народах Сибири

И. Фишер –участник Камчатской экспедиции 1740-1745 г.

Сведения о народах Сибири оставили

путешественники

Л. Ланге - участник русско-китайской экспедиции 1715-1717гг.
Д.Белл-участник русско-китайской экспедиции 1719-1722гг.

Слайд 5

Вознесенское городище. В Венгеровском районе Новосибирской области на левом берегу р.Оми

Вознесенское городище.

В Венгеровском районе Новосибирской области на левом берегу р.Оми напротив

с.Вознесенка расположен археологический памятник Вознесенское городище
В нем обнаружено значительное количество изделий из керамики, кости (наконечники стрел),керамические пряслица, Большой интерес представляет обнаружение фрагмента керамической фигуры идола. Памятник датируется 14-18н.э.,принадлежал барабинским татарам .
Слайд 6

Слайд 7

Курганный могильник Малый Чуланкуль-1 расположен в Венгеровском районе Новосибирской обл.(Памятник 14-15

Курганный могильник Малый Чуланкуль-1 расположен в Венгеровском районе Новосибирской обл.(Памятник 14-15

вв.относится к барабинским татарам )

В курганном могильнике Малый Чуланкуль обнаружены захоронения взрослых и детей .Все умершие завернуты в берестяные чехлы Особый интерес представляет погребение женщины 35-40 лет Над основным погребением обнаружены скелеты ещё четырёх человек –трёх мужчин и женщины причём два из этих погребённых были обнаружены в зеркально симметричных позах .

Слайд 8

Топонимика края Многие названия рек и населённых пунктов нашего края происходят

Топонимика края

Многие названия рек и населённых пунктов нашего края

происходят от тюркских слов
Тара
Кыштовка
Майзас
Сузун
Чаны
Слайд 9

Сибирские татары состоят из трех разнообразных этнических групп – томских ,

Сибирские татары состоят из трех разнообразных этнических групп – томских ,

барабинских и тоболо – иртышских татар.В наиболее общем виде этногенез сибирских татар представляется как процесс смешения угорских ,самодийских ,тюркских и отчасти монгольских племён и народностей.
Угорскими народами являются венгры, манси , ханты считается что они приняли участие в формировании барабинских и тоболо-иртышских татар
Сохранилось 4 народа ,говорящих на самодийских языках: нгасаны , ненцы, энцы, и селькупы когда-то их были больше и жили они гораздо южнее

Сибирские татары

Слайд 10

Занятия. Традиционными занятиями сибирских татар являлись земледелие. У некоторых групп оно

Занятия. Традиционными занятиями сибирских татар являлись земледелие. У некоторых групп оно

существовало и до прихода русских. В южной части региона выращивали пшеницу, рожь, овёс, просо. У барабинских татар в хозяйстве большую роль играло озёрное рыболовство, а у северных групп тоболо-иртышских и барабинских татар - речное рыболовство и охота. Скотоводство было возможно на лесостепных участках, а так же на богатых разнотравьем солонцах в степи. Разводили крупный рогатый скот и лошадей.
Из ремёсел были распространены кожевенное дело, изготовление верёвок из липового лыка, вязание сетей, плетение коробов из ивовых прутьев, изготовление берестяной и деревянной посуды, телег, лодок, саней, лыж.
Сибирские татары занимались торговлей, отхожими промыслами (работы по найму в сельском хозяйстве, на казённых лесных дачах, лесопильных и других заводах), извозом - перевозкой купеческих грузов на своих лошадях.

Хозяйство и быт

Слайд 11

Ткацкий станок

Ткацкий станок

Слайд 12

Одежда сибирских татар Женский камзол имел покрой, аналогичный с мужским. Он

Одежда сибирских татар

Женский камзол имел покрой, аналогичный с мужским. Он

отличался лишь тем, что расширения к подолу было больше, чем в мужском камзоле. Женский камзол большей частью шился с рукавами, с прямым стоячим воротником, застегивался он на 4-5 пуговиц, но татарки часто носили и камзолы-безрукавки (енгсес камсул). Пожилые женщины обычно носили камзолы длиной ниже колен, молодежь носила камзолы несколько короче. Камзол - одежда, которую татарки носили постоянно..
Слайд 13

Интерьер дома В интерьере домов сибирских татар в каждой группе были

Интерьер дома

В интерьере домов сибирских татар в каждой группе были

свои особенности, но в обстановке большинства жилищ центральное место занимали нары, покрытые коврами, войлоком, уставленные по краям сундуками и постельными принадлежностями. Нары заменяли всю необходимую мебель. Так же в домах были столики на очень низких ножках, полки для посуды. Лишь у богатых татар встречалась и другая мебель, например шкафы и стулья.
Слайд 14

Слайд 15

Духовная культура Распространение мусульманства в Сибири началось ещё в14 в. выходцами

Духовная культура


Распространение мусульманства в Сибири началось ещё в14 в.

выходцами из Средней Азии
Широкое распространение мусульманства приходится на XVIII век. Религиозный центр татар-мусульман находится в г. Уфа. Духовное управление мусульман европейской части страны и Сибири существует с 1789 года. Из мусульманских праздников в Сибири наиболее широкое распространение имеют ураза, рамазан и курбан-байрам.
Некоторая часть татар после прихода русских приняла христианство (православие), но таковые татары, как правило отрывались от своей этнической среды, подпадая под ассимиляцию со стороны русского населения.
В некоторых деревнях сибирских татар ещё во второй половине XIX века действовали служители древних языческих культов. Среди части барабинских и томских татар вплоть до 1920-х годов, встречались шаманы, которые лечили больных и камлали во время жертвоприношений, используя свой основной атрибут - бубен и колотушку в виде лопатки. При камлании шаманы надевали специальную одежду, сшитую из шкур, голову венчали короной. Обряд камлания мог проходить как в доме, так и около костра. Шаманами могли быть и мужчины, и женщины.
Слайд 16

Сабантуй –праздник окончания полевых работ

Сабантуй –праздник окончания полевых работ

Слайд 17

Верования Довольно глубоко в сознании сибирских татар сохранялась вера в духов-хозяев

Верования

Довольно глубоко в сознании сибирских татар сохранялась вера в духов-хозяев различных

природных и хозяйственных объектов. Верили в лесного духа урман худжасе (хозяин тайги), который представлялся в образе чёрного всадника на чёрном коне. Некоторые татары называли лесного духа шурале. С этим термином связаны были представления о человеке фантастического облика - с длинными когтями на руках и ногах, с рогами на голове.
Домовой (ий иясе, ийл хужа) в представлениях сибирских татар, был духом-покровителем живущих в доме. Он мог показываться в образе старика, девочки или девушки с жёлтыми (золотыми) волосами, чёрной кошки, коровы или других животных.
Злые духи чаще всего олицетворялись в образе духов-женщин и духов-животных. Злой дух (убыр) мог вселиться и в обыкновенную женщину, а после её смерти выходить из могилы и мешать людям.
Представления о душах человека в начале XX века в целом не выходили за рамки мусульманских верований: душа раван-джан, олицетворявшая жизненную силу человека (она умирает вместе со смертью её носителя) и душа арвах - собственно душа покойника. Из домусульманских представлений сохранились лишь сведения о душах-привидениях покойников, выходящих по ночам из могил. Считалось, что кладбища заселены группами таких духов, называвшихся обырлар или убэрлар.