Стиль модерн в искусстве XX века

Содержание

Слайд 2

На рубеже XIX – XX веков для многих художников, находящихся в

На рубеже XIX – XX веков для многих художников, находящихся в

окружении общества, всё больше угрожавшего скатиться в пучину войн и революций, творчество стало единственной отдушиной, где они в полный голос могли говорить на своём языке.
Идеи переустройства мира эстетическими средствами привели к созданию нового «большого» стиля, синтезирующего воедино все виды искусств. Этот стиль в разных странах называли по-разному: «стиль модерн» в России, «ар нуво» во Франции, «сецессион» в Австро-Венгрии, «югендштиль» в Германии, «стиль либерти» в Италии, «стиль Тиффани» в США. Он имел чёткую эстетическую программу, где преображение действительности красотой объявлялось главным смыслом искусства. Творческая деятельность понималась как творческая фантазия, подобная творящим силам природы. Художник мыслился как демиург – творец мира, преобразующий материал в некую эстетическую субстанцию, соединяющую в себе материальное и духовное начала.
Слайд 3

Модерн (фр. moderne - современный) - художественный стиль в европейском и

Модерн (фр. moderne - современный) - художественный стиль в европейском и

американском искусстве конца XIX - начала XX вв.
Альфонс Муха «Цветок»
Слайд 4

Лозунг модерна: "назад к природе" Для «модерна» характерны стилизации – использование

Лозунг модерна: "назад к природе"

Для «модерна» характерны стилизации – использование особенностей

предшествующих исторических стилей – барокко и рококо, классицизм, ампир, романтизм, древнерусский стиль, иконопись. Не смотря на такое многообразие источников, искусству «модерна присущи специфические черты:
Символические образы сплетаются с декоративными орнаментами
Плоские пятна цвета и гибкая линия не выделяют объёмы, а сливают их с плоскостью
Пространство не обладает глубиной, а фигуры и предметы массой
Построение композиции определяется декоративностью
Слайд 5

Стиль «модерн» тяготел к синтезу искусств – соединению архитектуры, пластики, живописи,

Стиль «модерн» тяготел к синтезу искусств – соединению архитектуры, пластики, живописи,

декоративно-прикладного искусства, что породило новый тип художника – универсальной артистической личности, мечтателя и практика одновременно, способного создавать великие творения и превращать самые прозаические предметы быта в произведения искусства.
Альфонс Муха.
Рекламный календарь
фирмы "Masson". Весна. 1897
Слайд 6

ГУСТАВ КЛИМТ 1862 — 1918 — австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи

ГУСТАВ КЛИМТ

1862 — 1918
— австрийский художник, основоположник модерна в

австрийской живописи
Слайд 7

Густав Климт Поцелуй1907-1908 Портрет Эмилии Флоге, 1902

Густав Климт
Поцелуй1907-1908
Портрет Эмилии Флоге, 1902

Слайд 8

АЛЬФОНС МУХА 1860 — 1939 — чешский живописец, театральный художник, иллюстратор,

АЛЬФОНС МУХА

1860 — 1939 
— чешский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер

и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн».
Слайд 9

Альфонс Муха. Реклама велосепедов торговой марки "Perfecta". 1897 Альфонс Муха. Зодиак. 1896

Альфонс Муха. Реклама велосепедов торговой марки "Perfecta". 1897

Альфонс Муха. Зодиак.

1896
Слайд 10

«МОДЕРН» В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ Одним из первых истоков «модерна» в архитектуре

«МОДЕРН» В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Одним из первых истоков «модерна» в архитектуре являлся

так называемый «неорусский» стиль, связанный с Абрамцевским кружком и с деятельностью не профессиональных архитекторов, а живописцев. Выход живописцев из привычной сферы станкового искусства в той ситуации вполне объясним, стремление к синтезу искусств заставляло их пробовать свои силы и в сценографии, и в скульптуре, и в прикладном творчестве, и даже в архитектуре. Первым памятником является церковь в Абрамцеве,
над которой работали В.М.Васнецов и В.Д.Поленов. Авторы обратились к традициям древнерусского зодчества, но не копируя, а подвергая стилизации в духе модерна: смело сопоставляют кубический объём с кривыми линиями купола, скошенными контурами контрфорсов придают храму некоторую пирамидальность.
Слайд 11

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ Продолжая свои архитектурные опыты, В.М.Васнецов спроектировал здание Третьяковской галереи.

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ

Продолжая свои архитектурные опыты, В.М.Васнецов спроектировал здание Третьяковской галереи.
Модерн

быстро завоевал популярность и уже на ранней стадии выработал определённые принципы:
1) Построение архитектурного сооружения «изнутри наружу»;
2) Выявление внутренней планировки на фасаде;
3) Перетекание пространства из одного интерьера в другой;
4) Отсутствие симметрии;
5) Определённая система декоративного убранства, построенная на соотношении форм и линий;
Слайд 12

В русском искусстве стиль «модерн» ярко проявился в архитектуре Ф.О.Шехтеля ,

В русском искусстве стиль «модерн» ярко проявился в архитектуре Ф.О.Шехтеля ,

Л.М.Кекушева и творчестве художников объединения «Мир искусства». ФЁДОР ОСИПОВИЧ ШЕХТЕЛЬ (1859 – 1926)

Русский архитектор, в творчестве которого наиболее ярко проявились черты модерна. Высшей точкой в развитии индивидуального строительства можно считать дом А.Н.Рябушинского на Малой Никитской улице в Москве (1900 – 1902).

Слайд 13

Слайд 14

Здесь Шехтель наиболее последовательно воплотил принципы модерна. Каждый большой объём в

Здесь Шехтель наиболее последовательно воплотил принципы модерна. Каждый большой объём в

общей композиции получает своё воплощение снаружи. Горизонтальные членения, отмеченные наличниками окон, завершением крылец, карнизами крыш, проходят на разных уровнях; формы оконных проёмов различны не только на этажах, но и на разных фасадах; сами фасады при единстве стиля отличаются друг от друга. Чтобы выявить единство внешнего и внутреннего, Шехтель разнообразит окна, то делает их в виде арки, то ставит прямоугольником, то уменьшает проёмы до мизерных размеров, подчёркивая тем самым малость помещения, из которого они выходят., то заставляет их бежать вверх в диагональном направлении, обозначая этим движением лестничный марш
Слайд 15

Внутреннее пространство мягко перетекает из одного помещения в другое. Большую роль

Внутреннее пространство мягко перетекает из одного помещения в другое. Большую роль

здесь играет лестница в виде взметнувшейся волны, ставшей главным мотивом внутреннего оформления. Проект Шехтеля предусматривал декоративное убранство дома от чугунных решёток ограды и мебели до ламп и дверных ручек. Во всех частях здания главенствует популярная на рубеже XIX – XX веков идея вечно движущейся самообновляющейся жизни.
Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

ЯРСЛАВСКИЙ ВОКЗАЛ В МОСКВЕ При проектировании Ярославского вокзала в Москве ярко

ЯРСЛАВСКИЙ ВОКЗАЛ В МОСКВЕ

При проектировании Ярославского вокзала в Москве ярко

выражены черты модернистского преобразования древнерусского стиля. Все части вокзала сливаются в один объём с особыми ритмическими и пластическими акцентами. Архитектор намеренно нарушает симметрию, сдвигая вправо центральную башню с главным входом. Но общее равновесие выдерживается: левая башня немного выше правой, но при этом значительно удалена от центра. Гнутые линии входов, окон, центральной «закомары» составляют основной мотив волны, преодолевающей вертикальные ритмы кубовидных башен и повторы окон, и завершающейся узорчатым гребнем над центральной частью здания. Архитектура Ярославского вокзала наглядно демонстрирует процесс поглощения стилем модерн неорусского стиля.
Слайд 21

Особняк Саввы Ивановича Морозова

Особняк Саввы Ивановича Морозова

Слайд 22

Художники русского модерна «Царевна-Лебедь» « Прогулка короля» Михаил Врубель Александр Бенуа

Художники русского модерна

«Царевна-Лебедь» « Прогулка короля»

Михаил Врубель Александр Бенуа