Стили XIX века. Множество художественных направлений в искусстве. Живопись

Содержание

Слайд 2

Течения в живописи XIX столетия от классицизма до постимпрессионизма Жак Луи

Течения в живописи XIX столетия от классицизма до постимпрессионизма

Жак Луи Давид. Сабинянки, останавливающие битву

между римлянами и сабинянами. 1799 год
Слайд 3

Героический или революциoнный классицизм появляется на исходе восемнадцатого столетия, в преддверии

Героический или  революциoнный классицизм

 появляется на исходе восемнадцатого столетия, в преддверии Французской революции — отсюда

свободолюбивый пафос и публицистичность высказывания.
Его творцы используют инструментарий уходящей эстетики для прославления идеалов новой эпохи, а на помощь им приходят сюжеты древней истории — прежде всего республиканский Рим как образец гражданской доблести.
Слайд 4

Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана. 1818 год велел живописцам

Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана. 1818 год

 велел живописцам отказаться

от заданных схем и творить свободно, подчиняясь чувству и фантазии. Во многом из-за этого романтизм в живописи разнообразен и его трудно охарактеризовать в категориях техники.

Романтизм

Слайд 5

Романтики внимательно выбирали эмоционально выразительный колорит (например, «печальные» тона). Природа для

Романтики внимательно выбирали эмоционально выразительный колорит (например, «печальные» тона).
Природа для

романтиков перестает быть фоном — она становится дикой и необузданной, а пейзаж (часто пустынный) становится «пейзажем души». На уровне сюжета романтики реабилитируют современность и Средневековье, на уровне эмоций — меланхолию, тоску, подавленность и любовные муки.
Слайд 6

Академизм Академизм Поль Деларош. Полукружия. Фреска (центральная часть). 1841–1842 годы

Академизм 

Академизм 

Поль Деларош. Полукружия. Фреска (центральная часть). 1841–1842 годы

Слайд 7

Академизм создавался на основах правил европейских академий изящных искусств. Академисты ориентировались

Академизм

 создавался на основах правил европейских академий изящных искусств. Академисты ориентировались на

античных творцов и классиков прошлого (Рафаэля, Рубенса, Пуссена), изображали идеализированную красоту, полагались на точность рисунка и равновесие форм, гармоничность красок и оттенков (совмещали рисунок неоклассицизма с цветовой гаммой романтизма), ратовали за совершенство в мельчайших деталях. Художники академий рисовали обнаженное тело тем охотнее, чем целомудреннее оно выглядело.
Слайд 8

Фридрих фон Амерлинг. Портрет Рудольфа фон Артхабера с детьми. 1837 год

Фридрих фон Амерлинг. Портрет Рудольфа фон Артхабера с детьми. 1837 год

 — немецкое

(и австрийское) искусство первой половины века, по большей части декоративно-прикладное. Живопись бидермейера отражает буржуазные ценности владельцев одноименнной мебели: правильные формы, скупой колорит, сентиментальность, поэтизация маленьких жизненных радостей. Этому способствовали политические заморозки: от социальных тревог художников тянуло сбежать в семейную идиллию.

Бидермейер

Слайд 9

Фридрих Овербек. Италия и Германия. 1811–1828 годы Назарейцы

Фридрих Овербек. Италия и Германия. 1811–1828 годы

Назарейцы 

Слайд 10

Назарейцы были немецкими романтиками, тосковавшими по духовности Средневековья и раннему итальянскому

Назарейцы

 были немецкими романтиками, тосковавшими по духовности Средневековья и раннему итальянскому Возрождению. «Упадочному»,

наднациональному классицизму и академизму они противопоставляли религиозную строгость и монументальность: рисовали фрески, изучали примитивистов, отказывались от мифологических сюжетов в пользу библейских или исторических и работали в кельях, ища идеалы для воплощения не в природе, а в душе. Чудаческая группировка смогла одновременно повлиять на два враждовавших между собой течения второй половины девятнадцатого века — академистов и прерафаэлитов.
Слайд 11

Джон Эверетт Милле. Офелия. 1852 год Прерафаэлиты

Джон Эверетт Милле. Офелия. 1852 год

Прерафаэлиты 

Слайд 12

Прерафаэлиты вслед за назарейцами страстно отринули правила академизма, провозгласив ориентацию на

Прерафаэлиты

 вслед за назарейцами страстно отринули правила академизма, провозгласив ориентацию на живопись

Средневековья и Возрождения, — но только до Рафаэля. Это значило, что роскоши и величию они предпочитали строгость и правильные формы. Изысканный и элегантный рисунок эти неоромантики совмещали с насыщенной цветовой палитрой. Борясь с условностями академизма, они обращались как к сюжетам из средневековой истории, так и к современной буржуазной жизни, как к Шекспиру, так и к озерной школе. От романтиков прерафаэлиты унаследовали эмоциональность, ностальгию и тонкость символики.
Слайд 13

Маккьяйоли Джованни Фаттори. Ротонда Пальмиери. 1866 год

Маккьяйоли 

Джованни Фаттори. Ротонда Пальмиери. 1866 год

Слайд 14

Маккьяйоли — тосканские художники, самостийные итальянские импрессионисты. Название группировки происходит от

Маккьяйоли 

— тосканские художники, самостийные итальянские импрессионисты. Название группировки происходит от

слова macchia — «пятно», поскольку их техника основывалась на свободном распределении по плоскости сочных цветовых пятен, образующих динамичные светотеневые контрасты. Маккьяйоли отказались от религиозных и мифологических сюжетов в пользу более демократических и декларативно работали не в мастерских, а на открытом воздухе.
Слайд 15

Реализм Илья Репин. Бурлаки, идущие вброд. 1872 год

Реализм 

Илья Репин. Бурлаки, идущие вброд. 1872 год

Слайд 16

Реализм был скандален в тематике: отбросив мифологию, религию и историю, он

Реализм 

  был скандален в тематике: отбросив мифологию, религию и историю, он сосредоточился

на современности. Реализм был скандален в сюжетах: отбирал те, которые раньше считались низкими и пошлыми. Реализм был скандален в формате: эти низкие сюжеты он изображал на гигантских полотнах, ранее предназначенных только для академической исторической живописи. Реализм был скандален политически: нападал на ханжескую буржуазию. Но единой школы он не создал — каждый художник-реалист был волен отображать действительность в меру своего понимания.
Слайд 17

Огюст Ренуар. Лягушатник. 1869 год

Огюст Ренуар. Лягушатник. 1869 год

Слайд 18

Импрессионизм запечатлевал зрительные реакции на окружающий мир в его конкретных состояниях

Импрессионизм

  запечатлевал зрительные реакции на окружающий мир в его конкретных состояниях — меняющемся

освещении, подвижности воздушной среды. Четкие раздельные мазки смешиваются в глазу зрителя в сложные тона. Метод импрессионистов родился в условиях работы на пленэре — открытом воздухе: художники передавали тончайшие нюансы освещения, воспроизводя природу в изменчивости. В основе импрессионизма лежит научная теория цвета как производного от белого (солнечного) света; импрессионисты утвердили новое видение окружающей реальности, показав, что глаз — послушный инструмент человеческого мозга.
Слайд 19

Пуантилизм Поль Синьяк. Порт Сен-Тропе. 1901 год

Пуантилизм

Поль Синьяк. Порт Сен-Тропе. 1901 год

Слайд 20

Пуантилизм — одно из первых художественных течений неоимпрессионизма. В отличие от

Пуантилизм

 — одно из первых художественных течений неоимпрессионизма. В отличие от своих

предшественников, с натуры художники делали только этюд, а потом шли работать в мастерскую. Вместо смешивания пигментов различных цветов на палитре они использовали чистые цвета, но в виде мельчайших точек. Пуантилисты писали точечными мазками, добавляя к основному цвету дополнительные — контрастные. Художники предполагали, что разные цвета сольются на сетчатке глаза, — как это происходит при восприятии солнечного цвета и света в природе. 
Слайд 21

Дивизионизм Гаэтано Превиати. Пейзаж. Около 1905 года

Дивизионизм

Гаэтано Превиати. Пейзаж. Около 1905 года

Слайд 22

Дивизионизм довел работу над восприятием цвета, интуитивно начатую импрессионистами и продолженную

Дивизионизм

довел работу над восприятием цвета, интуитивно начатую импрессионистами и продолженную пуантилистами,

до логического завершения, положив его на полностью научную основу. Если для пуантилистов главными все же были точки, то дивизионисты были не против удлиненных мазков и пятен; главное, что они всерьез полагались на оптическую теорию и разделение цветов. С помощью рациональной техники они надеялись сделать картины ярче, лучше передать ощущение световоздушной среды.
Слайд 23

Эстетизм Джеймс Уистлер. Симфония в белом № 2. 1864 год отрекался

Эстетизм 

Джеймс Уистлер. Симфония в белом № 2. 1864 год

отрекался от

конкретных сюжетов и дидактики, ведь, по его догме, искусство автономно и самодостаточно. В этом смысле художники-эстетисты были полноправными современниками Готье, Гюисманса и Уайльда. Эмоции зритель должен был получать не от предмета изображения, а от красоты искусства ради искусства; вместо этики ему обычно предлагали эротику.
К эстетистам иногда причисляют и тех, кто изображал античные сюжеты, видя в них исключительно источник декадентствующего гедонизма.
Слайд 24

Символизм Одилон Редон. С закрытыми глазами. 1890 год знаменовал усталость от

Символизм 

Одилон Редон. С закрытыми глазами. 1890 год

знаменовал усталость от реального,

рационального, современного, прогрессивного, позитивного. Художники пытались указать на инобытие — ирреальное, неясное, невыразимое. Отсюда метафоричность, установка на неоднозначность интерпретации; отсюда и неизбывный пессимизм по отношению к здешнему миру, сумрачность и меланхолия. Как и романтизм, символизм — целое течение в культуре, поэтому однозначно опознаваемого живописного символизма не существует.
Слайд 25

Густав Климт. Поцелуй. 1907–1908 годы

Густав Климт. 
Поцелуй. 1907–1908 годы

Слайд 26

Ар-нуво, либерти, югендстиль, сецессион, модернисмо просто модерн — так в разных

Ар-нуво, либерти, югендстиль,  сецессион,  модернисмо

просто модерн — так в разных странах назывался стиль, прежде всего важный

в архитектуре, интерьере и прикладном искусстве. Этот стиль пытался охватить, украсить собой все области жизни. Поэтому живопись модерна прежде всего декоративна, однако сочетает орнаментальность с утонченным колоритом и четкостью человеческих фигур на переднем плане. В философии модерн много взял у символизма, поэтому в нем так много женских образов.
Слайд 27

Постимпрессионизм Винсент Ван Гог. Звездная ночь. 1889 год

Постимпрессионизм 

Винсент Ван Гог. Звездная ночь. 1889 год

Слайд 28

Постимпрессионизм собирательное название для разных течений, которые отталкивались от импрессионизма. Все,

Постимпрессионизм 

собирательное название для разных течений, которые отталкивались от импрессионизма. Все,

кого собирают под этой вывеской, отошли от фиксации непосредственного впечатления от действительности в пользу ее более глубокого осмысления, преображения или развоплощения. Отсюда — новая материальность: иные формы, смелые мазки, особые отношения с цветом и линией.
Слайд 29

Сезаннизм Поль Сезанн. Мужчина с трубкой. 1890 год назван в честь

Сезаннизм 

Поль Сезанн. Мужчина с трубкой. 1890 год

назван в честь Поля

Сезанна, который перенес акцент с импрессионистической колористики (разложения сложных оттенков на чистые цвета) на пластические объемы, моделированные цветом. Он считал, что надо не фиксировать мгновенные впечатления от действительности, а изучать ее.