Танец – как жанр музыкального искусства

Содержание

Слайд 2

Танец — вид искусства, зародившийся в глубокой древности. Танец с давних

Танец — вид искусства, зародившийся в глубокой древности. Танец с давних

пор стал выражением разнообразных душевных состояний человека и средством идейно-эмоционального воздействия.
Слайд 3

В танце выражается характер времени, дух эпохи. У каждого народа складывались

В танце выражается характер времени, дух эпохи. У каждого народа складывались

свои танцевальные традиции, хореографический язык и пластическая выразительность. Поэтому и танцевальная музыка всегда несет на себе отпечаток национального характера и условий жизни.
Слайд 4

Каждый танцевальный жанр имеет свою характерную ритмоформулу и определенный темп, совокупность

Каждый танцевальный жанр имеет свою характерную ритмоформулу и определенный темп, совокупность

которых позволяет сразу отличить на слух вальс от польки, танго от фокстрота.
Слайд 5

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ XVII-XVIII ВЕКОВ Аллеманда, куранта, сарабанда, жига, бурре, ригодон, гавот,

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ XVII-XVIII ВЕКОВ

Аллеманда, куранта, сарабанда, жига, бурре, ригодон,
гавот,

мюзет, менуэт, полонез, контрданс, экосез и другие.
Слайд 6

Для великосветс- кого общества танец становится одним из главных развлечений: балы

Для великосветс-
кого общества танец становится одним из главных развлечений: балы

с их пышностью и роскошью — излюбленная забава знати, включая самого короля.
Слайд 7

Менуэ́т (фр. menuet, от menu — маленький) — старинный народный французский

Менуэ́т (фр. menuet, от menu — маленький) — старинный народный французский грациозный

танец, названный так вследствие своих мелких па. Произошёл от медленного народного хороводного танца провинции Пуату. Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века — бальный танец, широко распространенный по всей Европе
Слайд 8

Аллема́нда (от фр. allemande — немецкий) — один из наиболее популярных

Аллема́нда (от фр. allemande — немецкий) — один из наиболее популярных

инструментальных танцев эпохи Барокко.
Аллеманда возникла в XVI веке. Тактовый размер: 2/4. Темп средний. Этот танец, скорее всего, произошёл от танцев, популярных в то время в Германии.
Слайд 9

Куранта (франц. courante, букв. — бегущая) — придворный танец итальянского происхождения.

Куранта (франц. courante, букв. — бегущая) — придворный танец итальянского происхождения.

Получил распространение на рубеже XVI-XVII вв. Первоначально имел музыкальный размер 2/4, ритм пунктирный, танцевали ее вдвоем с легкой припрыжкой при прохождении вокруг залы, кавалер держал даму за руку.
Слайд 10

Сарабанда (исп. zarabanda) — старинный испанский народный танец. Изначально ведет происхождение

Сарабанда (исп. zarabanda) — старинный испанский народный танец.
Изначально ведет происхождение из

Испании. В XVII—XVIII вв. облагороженный вариант этого танца распространился в Западной Европе как бальный танец. Музыкальный размер 3/4, 3/2.
Слайд 11

Гавот (франц. Gavotte — танец гавотов, жителей области Овернь), старинный французский

Гавот
(франц. Gavotte — танец гавотов, жителей области Овернь), старинный

французский танец народного происхождения. Музыкальный размер 4/4 или 2/2, темп умеренный, характерно начало с затакта. Музыка Гавота — светлая, изящная, порой с пасторальным, иногда с торжественным оттенком. Известен с 16 в.
В 17 в. стал придворным танцем, грациозным и нередко жеманным.
Слайд 12

ЖИГА — быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, до сих пор

ЖИГА — быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, до сих пор

сохранившийся в Ирландии. На Британских островах известен с XV века. Первоначально жига была парным танцем; среди моряков распространилась в качестве сольного, очень быстрого танца комического характера.
Слайд 13

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ XIX ВЕКА Вальс, полонез, мазурка, полька, галоп, экосез, котильон,

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ XIX ВЕКА

Вальс, полонез, мазурка, полька, галоп, экосез,
котильон,

канкан, лансье, тамплет, кадриль и другие.
Слайд 14

В повседневной жизни человека огромную популярность приобретают общественные балы, которые устраиваются

В повседневной жизни человека огромную популярность приобретают общественные балы, которые устраиваются

не только во дворцах аристократической верхушки, но и в театрах, в других публичных заведениях
Слайд 15

Мазурка - название произошло от жителей Мазовии — мазуров , у

Мазурка - название произошло от жителей Мазовии — мазуров , у

которых впервые появился этот танец. Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев.
В XIX веке получила
распространение
как бальный танец
в странах Европы.
Слайд 16

Вальс (фр.valse) общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4,

Вальс (фр.valse) общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4,

исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.
Слайд 17

Полонез (от французского polonais — польский) — торжественный танец-шествие в умеренном

Полонез (от французского polonais — польский) — торжественный танец-шествие в умеренном

темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары
двигаются по
установленным
правилами
геометрическим
фигурам.
Музыкальный
размер танца — 3/4.
Слайд 18

Лендлер Обобщающее название медленных австро-баварских танцев в размере 3/4. Мелодии лендлеров

Лендлер
Обобщающее название медленных австро-баварских танцев в размере 3/4. Мелодии

лендлеров существовали уже в 17 в. Лендлер можно считать предшественником вальса, но он исполнялся медленнее и имел несколько иное построение. Его вариантами являются штайерише и шуплаттлер (тирольский танец в деревянных башмаках).
Слайд 19

По́лька (чешский народный танец) — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также

По́лька (чешский народный танец) — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр

танцевальной музыки. Он появился в середине XIX века в Богемии, и с тех пор стал известным народным танцем. Польки писал Иоганн Штраус I и его сын Иоганн Штраус II. Музыкальный размер польки — 2/4 ( две четверти).
Слайд 20

С начала XIX столетия интерес вызывают и другие танцы, ранее известные

С начала XIX столетия интерес вызывают и другие танцы, ранее известные

только в народной среде. Это испанские сегидилья и хота, итальянские сальтарелло и тарантелла, венгерский чардаш, польский краковяк, норвежские халлинг и спрингданс и другие.
Слайд 21

Тарантелла (итал.Tarantella) итальянский народный танец , музыкальный размер —6/8 и 3/8.

Тарантелла (итал.Tarantella) итальянский народный танец , музыкальный размер —6/8 и 3/8.

В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура, многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие.
Слайд 22

Боле́ро (исп. Bolero) — это танец, зародившийся в Испании в конце

Боле́ро (исп. Bolero) — это танец, зародившийся в Испании в конце

XVIII столетия, и одновременно музыкальный жанр, возникший на Кубе в XIX столетии. Известно много разновидностей танца болеро, характерных для разных областей Испании; он имеет размер ¾.
Слайд 23

ХАБАНЕРА (от названия города La Habana — Гавана) — кубинский танец

ХАБАНЕРА (от названия города La Habana — Гавана) — кубинский танец

и песня. Размер 2-дольный (2/4), темп умеренный или умеренно подвижный. Отличительная деталь — постоянная ритмоформула аккомпанемента с пунктирным ритмом на
1-й доле, выдерживаемая в басу на протяжении всей пьесы.
Слайд 24

ЧАРДАШ (от венг. csarda — трактир, деревенский кабачок) — венгерский народный

ЧАРДАШ (от венг. csarda — трактир, деревенский кабачок) — венгерский народный

танец в размере 2/4 или 4/4, с характерными синкопами и типичными мелодическими окончаниями, которые периодически повторяются. Состоит из двух контрастных частей: меланхоличного или патетического вступления, сопровождающего круговую мужскую, и быстрой фришки, сопровождающей зажигательную парную пляску.
Слайд 25

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ XX ВЕКА Вальс-бостон, Буги-Вуги, Румба, Самба, Ча-ча-ча, Босса-нова, Пасадобль,

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ XX ВЕКА

Вальс-бостон, Буги-Вуги, Румба, Самба, Ча-ча-ча, Босса-нова,

Пасадобль, Рок-н-ролл, Шейк, Твист, Брейк-Данс, Рэгтайм, Танго, Фокстрот, Чарльстон и другие.
Слайд 26

Чарльсто́н (англ. charleston по назв. г. чарльстон (США), где он впервые

Чарльсто́н
(англ. charleston по назв. г. чарльстон (США), где он впервые

появился) американский танец импровизационного характера, получивший широкое распространение в нач. 20 в.; характеризуется быстрыми поворотами стопы одной или обеих ног носками внутрь, сопровождающимися одновременным коротким и ритмичным приседанием; муз. размер - 4/4; темп от умеренно быстрого до быстрого.
Слайд 27

ТАНГО -танцевальный и песенный жанр. Музыкальный размер — 4/8, 4/4, 2/4,

ТАНГО
-танцевальный и песенный жанр. Музыкальный размер — 4/8, 4/4,

2/4, темп — умеренный или умеренно подвижный, ритм — активный, акцентированный, насыщенный синкопами и пунктиром.
Прежде всего, танго известно как парный бальный танец, в истории развития которого различаются три последовательных этапа:
1) андалусийское танго,
2) креольское танго,
3) аргентинское танго.
Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

БОССА-НОВА БОССА-НОВА (с португ. — новое увлечение) — парный танец южноамериканского

БОССА-НОВА

БОССА-НОВА (с португ. — новое увлечение) — парный танец

южноамериканского происхождения, пришедший в танцевальные залы Европы и Америки около 1960 года. Танец развился из бразильской музыки под влиянием джаза в совсем новом ритме (new beat). Для него характерен скользящий затянутый шаг на месте или в передвижении по залу. Для музыкального сопровождения типичны размеры 2/2, 4/4, ритм с острыми синкопами и разнообразными акцентами.
Слайд 31

Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa — «шишка», «холмик», «горб»; nova

Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa — «шишка», «холмик», «горб»; nova — «новый»)

связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что русское словечко «фишка»: особенность, яркая черта.
Слайд 32

Босса-нова появилась в Рио-де-Жанейро, в районе Ипанема — месте обитания обеспеченных

Босса-нова появилась в Рио-де-Жанейро, в районе Ипанема — месте обитания обеспеченных людей.

Первоначально босса-нова была смесью традиционных ритмов бразильской самбы и классического американского джаза, исполнявшейся на вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Вскоре, однако, босса-нова перестала быть лишь «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов.
Слайд 33

Брейкданс. Это танец, который относится к культуре хип-хоп, и внутри неё

Брейкданс.
Это танец, который относится к культуре хип-хоп, и внутри неё называется

«брэйкинг» (брейкинг, англ. breaking).
В конце шестидесятых, начале семидесятых годов появились люди, которые стали своеобразно двигаться под музыку. Так родился танец, в котором сочетались падение на землю с элементами вращения.
Слайд 34

Хип-хо́п (англ. hip hop) — культурное направление, зародившееся в среде рабочего

Хип-хо́п (англ. hip hop) — культурное направление, зародившееся в среде рабочего

класса Нью-Йорка в 1970-е годы. Хип-хоп стал частью молодёжной культуры во многих странах мира. Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа (ритмичного речитатива с чётко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем.