Типы композиции

Содержание

Слайд 2

В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения,

В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения,

позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения.
Слайд 3

КОМПОЗИЦИОННЫЕ СХЕМЫ Вертикальная Горизонтальная Квадратная Круглая Треугольная

КОМПОЗИЦИОННЫЕ СХЕМЫ

Вертикальная

Горизонтальная

Квадратная

Круглая

Треугольная

Слайд 4

Представьте, что перед вами чистый лист. Как он нами воспринимается? Естественно,

Представьте, что перед вами чистый лист. Как он нами воспринимается? Естественно,

плоскость листа не несет никакой информации, она воспринимается нами как пустая, не организованная. Но! Стоит только нанести на нее любое пятно, или линию, плоскость начинает оживать. Это значит, что изобразительные элементы, любые- пятно, линия, штрих- вступают с ней в связь, образуя какую- либо смысловую завязку. Проще сказать- плоскость и любой элемент на ней начинают взаимодействовать
Слайд 5

плоскость листа не несет никакой информации Взаимодействие плоскости и элементов на

плоскость листа не несет никакой информации

Взаимодействие плоскости и элементов на ней

Так

мы получаем самую примитивную композицию, которую даже трудно таковой назвать, но это уже она.
Слайд 6

У нас с вами есть один универсальный инструмент, это-наше зрение. Так

У нас с вами есть один универсальный инструмент, это-наше зрение. Так

вот, наш глаз видит и воспринимает окружающий нас мир в пропорциях. Наше зрение способно чувствовать гармонию, и то, что не гармонично. Наш глаз способен находить разницу между несоответствием размеров отдельных частей и всего целого, или наоборот- видеть полное соответствие. Зрение способно ощущать сочетания цветов, которые не раздражают глаз или наоборот- могут оказаться абсолютно дисгармоничны.
Слайд 7

Возьмем какую- либо форму, например- круг и попробуем поразмещать его в

Возьмем какую- либо форму, например- круг и попробуем поразмещать его в

различных местах плоскости листа.

 Мы можем увидеть, почувствовать- что в одних случаях он будет занимать более устойчивое положение, в других- неустойчивое.

 Мы можем увидеть, почувствовать- что в одних случаях он будет занимать более устойчивое положение, в других- неустойчивое.

Слайд 8

Мы можем увидеть, почувствовать- что в одних случаях он будет занимать

 Мы можем увидеть, почувствовать- что в одних случаях он будет занимать

более устойчивое положение, в других- неустойчивое.

 Мы можем увидеть, почувствовать- что в одних случаях он будет занимать более устойчивое положение, в других- неустойчивое.

Рисунок слева: смотрите как работает наше зрение- казалось бы, для круга наиболее устойчивое место- это совпадение его центра с геометрическим центром плоскости листа (проведя линии- диагонали из угла в угол листа мы получаем центр листа на пересечении этих линий). Однако, это не все.
Из- за оптической иллюзии (глаз несколько переоценивает верхнюю и недооценивает нижнюю часть плоскости) круг воспринимается слегка сдвинутым вниз.

Слайд 9

Мы можем увидеть, почувствовать- что в одних случаях он будет занимать

 Мы можем увидеть, почувствовать- что в одних случаях он будет занимать

более устойчивое положение, в других- неустойчивое.

 Мы можем увидеть, почувствовать- что в одних случаях он будет занимать более устойчивое положение, в других- неустойчивое.

В каком положении должен оказаться круг, что- бы мы воспринимали его в плоскости листа гармонично? Естественно, его нужно немного сместить вверх. Смотрите рисунок справа. Чувствуется устойчивое положение круга? Он занимает в квадрате точно свое место. 

Слайд 10

Теперь попробуем составить еще одну композицию, но уже с несколькими участниками.

Теперь попробуем составить еще одну композицию, но уже с несколькими участниками.

Смотрите рисунок слева. Что мы видим, что мы ощущаем? А мы ощущаем, что наша композиция не гармонична, потому как отдельные части ее не уравновешены.
Слайд 11

Предметы сильно смещены влево, оставляя пустое, ненужное, незадействованное в композиции пространство

Предметы сильно смещены влево, оставляя пустое, ненужное, незадействованное в композиции пространство

справа. Что здесь нам нужно сделать? Естественно, уравновесить части композиции, чтобы они гармонично составляли одну большую композицию и являлись частью одного целого. 
Слайд 12

Замкнутая и открытая композиция. В замкнутой композиции основные направления линий стремятся

Замкнутая и открытая композиция.

В замкнутой композиции основные направления линий стремятся к

центру. Такая композиция подойдет для передачи чего-то устойчивого, неподвижного.

Открытая композиция, в которой направления линий исходят от центра, дает нам возможность продолжить мысленно картину и увести ее за рамки плоскости. Она подходит для передачи открытого пространства, движения.

Слайд 13

Геометрический и композиционный центры, средства выделения композиционного центра, плановость в композиции

Геометрический и композиционный центры, средства выделения композиционного центра, плановость в композиции

Геометрический

центр композиции

Композиционный центр композиции

Слайд 14

Геометрический и композиционный центры, средства выделения композиционного центра, плановость в композиции

Геометрический и композиционный центры, средства выделения композиционного центра, плановость в композиции

Важно

запомнить!
Композиционный и геометрический центр не всегда могут совпадать!
Слайд 15

Способы выделения композиционного центра

Способы выделения композиционного центра

Слайд 16

Композиционный центр в картинах художников Композиционный центр совпадает с центром композиции

Композиционный центр в картинах художников

Композиционный центр совпадает с центром композиции

Слайд 17

Композиционный центр смещен от геометрического центра картины

Композиционный центр смещен от геометрического центра картины

Слайд 18

Слайд 19

Контрольные вопросы: Чем можно выделить композиционный центр? Может ли композиционный центр

Контрольные вопросы:
Чем можно выделить композиционный центр?
Может ли композиционный центр совпасть с

геометрическим?
Практическое задание:
На картинах необходимо найти геометрический и композиционный центр.
В посте есть репродукции картин, необходимо скачать их и с помощью приложения «Paint» отметить геометрический и композиционные центры.
Пример выполнения см далее
Слайд 20

Скачать изображение Открыть программу Paint Файл -> Открыть -> выбираем нужное

Скачать изображение
Открыть программу Paint
Файл -> Открыть -> выбираем нужное изображение.
Если нет

возможности использовать компьютер, найдите любую репродукцию картины или фото и с помощью фломастеров и линейки определите композиционный центр
Слайд 21

Выбираем инструмент «Линия» Задаем ему толщину и цвет. Далее с помощью

Выбираем инструмент «Линия»

Задаем ему толщину и цвет.
Далее с помощью данного

инструмента Проводим диагонали.
Далее берем инструмент «Овал» и с его помощью обозначаем композиционный центр