Творческое объединение Мир искусства

Содержание

Слайд 2

Мир искусства «Мир искусства» — творческое объединение художников, существовавшее с конца

Мир искусства

«Мир искусства» — творческое объединение художников, существовавшее с конца 1890-х

гг. до 1924 (с перерывами).
Программа «Мира искусства» была противоречивой. Противопоставляя свою деятельность передвижникам и Академии художеств, «Мир искусства» был сторонником «чистого искусства». Вместе с тем художники объединения не порывали с реализмом, многие из них откликнулись на Революцию 1905, а в 1910-х гг. «Мир искусства» противостоял декадентству и формализму. В творчестве художников «Мира искусства» была сильна ретроспективная тенденция, увлечение культурой 17-18 вв.
Слайд 3

Эстетическая программа и мировоззрение «Мира искусства» Признание классики Отрицание декаданса и

Эстетическая программа и мировоззрение «Мира искусства»

Признание классики
Отрицание декаданса и всего «болезненного»

в искусстве
Ориентация на идею художественной промышленности У. Морриса с ее принципом целесообразности
Предпочтение истории и исторических стилей, ностальгия по ушедшим эпохам
Признание красоты в качестве высшей и самостоятельной ценности (принцип эстетизма)
Слайд 4

История «Мира искусства» Объединение было основано в 1898 году петербургским художником

История «Мира искусства»

Объединение было основано в 1898 году петербургским художником А.

Н. Бенуа и театральным деятелем С. П. Дягилевым. Первый раз объединение заявило о себе, организовав «Выставку русских и финляндских художников» в 1898 году.
Слайд 5

История «Мира искусства» В 1900 году объединение было оформлено официально, был

История «Мира искусства»

В 1900 году объединение было оформлено официально, был разработан

и принят устав, избран распорядительский комитет. Продлился этот этап, однако, недолго, в 1904 году начали возникать несогласия между художниками и поэтами-символистами, в результате чего объединение временно распалось.
Слайд 6

История «Мира искусства» В 1906, перед эмиграцией в Париж Дягилев устроил

История «Мира искусства»

В 1906, перед эмиграцией в Париж Дягилев устроил прощальную

выставку под названием «Мир искусства». В 1909-14 гг. Дягилев организует «Русские сезоны» балета в Париже (эскизы декораций и костюмов ко многим постановкам делали художники из «Мира искусства»).

Портрет С. П. Дягилева с няней
Л. Бакст

Слайд 7

История «Мира искусства» В 1910 году «Мир искусства» возрождается под руководством

История «Мира искусства»

В 1910 году «Мир искусства» возрождается под руководством Бенуа,

однако теперь объединение представляет собой выставочную организацию. С 1917 года «Мир искусства» обращается к реставрационной и музейно-организаторской деятельности. В 1924 году история объединения заканчивается.
Слайд 8

Художники К основному ядру «Мира искусства» относят А. Бенуа, а также

Художники

К основному ядру «Мира искусства» относят А. Бенуа, а также Е.

Лансере, К. Сомова, Л. Бакста, М. Добужинского. Впоследствии к ним присоединились В. Серов, К. Коровин, В. Нестеров, братья Васнецовы, М. Врубель.
В 1906 году к объединению присоединились М. Сарьян, М. Ларионов и Н. Феофилактов.

Групповой портрет членов художественного объединения «Мир искусства»
Б. Кустодиев

Слайд 9

А. Н. Бенуа (1870 – 1960) Излюбленной темой работ А. Н.

А. Н. Бенуа (1870 – 1960)

Излюбленной темой работ А. Н. Бенуа

была жизнь двора Людовика XIV. Две наиболее известные серии его акварелей на эту тему – «Последние прогулки Людовика XIV» (1897 – 1898) и «Версальская серия» (1950 – 1906). Также художник часто писал пейзажи Петергофа, Павловска, Ораниенбаума, прославляя красоту и величие архитектуры XVIII века.

 Версаль. 1906

Слайд 10

А. Н. Бенуа (1870 – 1960) Король прогуливается в любую погоду

А. Н. Бенуа (1870 – 1960)

Король прогуливается в любую погоду
из серии

«Последние прогулки Людовика 14». 1898

Купальня маркизы. 1906

Слайд 11

Леон Бакст (1866 – 1924) Известность Баксту-художнику принесла его графика, изданная

Леон Бакст (1866 – 1924)

Известность Баксту-художнику принесла его графика, изданная в

первом номере журнала «Мир искусства», основанного Дягилевым. Также он принимал участие в первой выставке российских и финских художников в 1898 году. С 1907 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями, в которых произвёл настоящую революцию. Он создал декорации для греческих трагедий, а в 1908 году вошёл в историю как автор декораций для дягилевских Ballets Russes («Клеопатра» 1909, «Шахерезада» 1910, «Карнавал» 1910, «Нарцисс» 1911, «Дафнис и Хлоя» 1912).

Автопортрет, 1893

Слайд 12

Леон Бакст (1866 – 1924) Обложка журнала «Мир искусства». 1902 г.

Леон Бакст (1866 – 1924)

Обложка журнала «Мир искусства». 1902 г.

Заставка

к статье В.В.Розанова «Флоренция» для журнала «Мир искусства
Слайд 13

Леон Бакст Декоративные возможности Бакста сильнее всего раскрылись в работе над

Леон Бакст

Декоративные возможности Бакста сильнее всего раскрылись в работе над декорациями

и костюмами к представлениям «Русских сезонов». Оформление Бакста всегда отличалось декоративно-условным колоритом, повторенным в сценических одеждах.

Эскиз декорации к балету «Мученичество Святого Себастьяна», акт I 

Слайд 14

Леон Бакст. Работа над эскизами костюмов и декораций к балету «Шахерезада»

Леон Бакст. Работа над эскизами костюмов и декораций к балету «Шахерезада»

Самый

значительный спектакль Бакста – «Шахерезада». Роль живописного оформления в постановке была доминирующей. Декорации выполнены крупными цветовыми пятнами и даны в резком контрасте.

Эскиз декорации к балету «Шахерезада», 1910

Слайд 15

Работа над эскизами костюмов и декораций к балету «Шахерезада» Главный евнух.

Работа над эскизами костюмов и декораций к балету «Шахерезада»

 Главный евнух. «Шахерезада».

1910

Эскиз декорации к балету «Шахерезада», 1910

Слайд 16

Древний ужас, 1908 В декоративном панно Бакста «Древний ужас» нашла выражение

Древний ужас, 1908

В декоративном панно Бакста «Древний ужас» нашла выражение символистская

эстетика, отчасти свойственная мирискусникам. Представлена панорама увиденного с высоты птичьего полета пейзажа, освещенного вспышками гигантской молнии. Над землей, заливаемой неистовой водной стихией, возвышается архаическая статуя Афродиты, словно отделенная от окружающего хаоса. Гибнет древняя цивилизация, и остается только царящая над миром красота.
Слайд 17

Е. Е. Лансере (1875 – 1946) Е. Е. Лансере в своем

Е. Е. Лансере (1875 – 1946)

Е. Е. Лансере в своем творчестве

обращался к петровской эпохе. Его излюбленными темами были строительство Петербурга и новый русский флот, однако художник не рестварировал историческую обстановку, а создавал образ холодного, ветреного Петербурга.

Петербург начала XVIII века. Здание двенадцати коллегий, 1902

Слайд 18

Е. Е. Лансере (1875 – 1946) Императрица Елизавета Петровна в Царском селе. 1905 Прогулка на молу

Е. Е. Лансере (1875 – 1946)

Императрица Елизавета Петровна в Царском селе.
1905


Прогулка на молу

Слайд 19

К. А. Сомов (1869 – 1939) Сомов является одной из центральных

К. А. Сомов (1869 – 1939)

Сомов является одной из центральных фигур

«Мира искусства». Его творчество с особой наглядностью выразило основные принципы мирискуснической эстетики: художник обращался к исторической ретроспекции, был склонен к изысканному стилю, театральности. Лейтмотивом творчества Сомова являлись любовные сцены в интерьере и на лоне природы.

Пастораль. 1896

Слайд 20

К. А. Сомов (1869 – 1939) В боскете. 1899 Зима. Каток. 1915

К. А. Сомов (1869 – 1939)

В боскете. 1899

Зима. Каток. 1915

Слайд 21

Дама в голубом (1897 – 1900) Ретроспективные портреты Сомова стали новым

Дама в голубом (1897 – 1900)

Ретроспективные портреты Сомова стали новым явлением

в русском искусстве. Самым известным из них является портрет соученицы Сомова по Академии художеств Е. Мартыновой. Модель изображена на фоне старинного парка, лишенного исторической конкретности. Фигура написана в реалистичной манере, однако фон выдержан в условной гамме и декоративен, персонажи дальнего плана выглядят условно. Противоречие образа героини и фона воспринимается как тонкая грань реального и идеального, мечты и действительности
Слайд 22

М. В. Добужинский (1875 – 1946) В 1902 членом «Мира искусства»

М. В. Добужинский (1875 – 1946)

В 1902 членом «Мира искусства» становится

М. В. Добужинский, наиболее известный по своим изображениям Петербурга. Город изображается в подчеркнуто непарадном виде, художника интересует город без романтического флера. Он рисует многочисленные доходные дома с узкими окнами, тесными дворами, глухими стенами с вентиляционными решетками. Впечатление одиночества и безысходности усиливается тем, что на работах почти не встречается человеческих фигур.

«В ротах. Зима в городе» 1904г

Слайд 23

М. В. Добужинский (1875 – 1946) «Вид петербургского дома» Виньетка. 1903г

М. В. Добужинский (1875 – 1946)

«Вид петербургского дома» Виньетка. 1903г

«Мойка» Эскиз заставки к

повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи» 1922г
Слайд 24

Белые ночи. Серия иллюстраций Одной из самых известных серий работ Добужинского

Белые ночи. Серия иллюстраций

Одной из самых известных серий работ Добужинского можно

назвать его серию иллюстраций к «Белым ночам» Достоевского. Главным героем в них становится сам город. Маленькие фигурки, почти растворенные в сумраке улиц, подчеркивают общее лирическое настроение работы. В иллюстрациях нет орнаментальности, но за счет контраста пятен туши и белой бумаги создается ощущение декоративности.
Слайд 25

С 1910 года «Мир искусства» возродился как выставочная организация, в которой

С 1910 года «Мир искусства» возродился как выставочная организация, в которой

состояли художники самых различнгых направлений, часть их – Н. Рерих, Б. Кустодиев, З. Серебрякова - продолжали развивать художественные принципы старых мирискусников, другие – К. Петров-Водкин, М. Сарьян, Н. Альтман – оказались восприимчивы к новым явлениям.
Слайд 26

Н. К. Рерих (1874 – 1947) Н. К. Рерих занимал должность

Н. К. Рерих (1874 – 1947)

Н. К. Рерих занимал должность председателя

«Мира искусства» с момента его возрождения. Рериха волновали славянская языческая древность, легенды Древней Руси и скандинавский эпос. Уже в первых картинах вырисовывается своеобразный стиль Рериха: его всеохватывающий подход к композиции, ясность линий и лаконизм, чистота цвета и музыкальность, великая простота выражения и правдивость. Картины художника построены на глубоком знании исторического материала, передают ощущение духа времени и насыщены философским содержанием.

Идолы. 1901

Слайд 27

Н. К. Рерих (1874 – 1947) Витязь, 1910 Половецкий стан, 1908.

Н. К. Рерих (1874 – 1947)

Витязь, 1910

Половецкий стан, 1908. Эскиз

декорации к опере А.П.Бородина Князь Игорь
Слайд 28

Б. М. Кустодиев (1878 – 1927) Главной темой кустодиевских работ стала

Б. М. Кустодиев (1878 – 1927)

Главной темой кустодиевских работ стала крестьянская

старина, мещано-купеческая Русь. Кустодиев больше известен как портретист, но в жанровых произведениях придерживался принципов мирискусников. Зимние пейзажи Кустодиева фееричны по сочетанию зеленовато-розоватого неба и ослепительно голубого снега. Среди этой красочной природы особенно яркими выглядят костюмы и лица.

Масленичное катание, 1919

Портрет Ф. И. Шаляпина. 1922

Слайд 29

З. Е. Серебрякова (1884 – 1967) Картины Серебряковой отличаются гармоничностью, мощной

З. Е. Серебрякова (1884 – 1967)

Картины Серебряковой отличаются гармоничностью, мощной пластикой,

обобщенностью живописных решений. Излюбленный прием Серебряковой – высокий горизонт, придающий фигурам величие и монументальность.

Беление холста, 1917

Карточный домик, 1919

Слайд 30

И. Э. Грабарь, 1871 - 1960 Произведения Грабаря наполнены гармонией, поэтичносью,

И. Э. Грабарь, 1871 - 1960

Произведения Грабаря наполнены гармонией, поэтичносью, жизнерадостным

настроем. Эффектная, яркая, фактурная живопись сочетается с неизменной прекрасной композицией и тонкостью колорита. В поисках способов передачи световой и цветовой силы природы художник использовал достижения импрессионистов, однако никогда не являлся их прямым последователем.

Белая зима. Грачиные гнёзда

Слайд 31

И. Э. Грабарь, 1871 - 1960 Февральская лазурь, 1904 Мартовский снег, 1904

И. Э. Грабарь, 1871 - 1960

Февральская лазурь, 1904

Мартовский снег, 1904

Слайд 32

И. Я. Билибин, 1876 - 1942 Внешне творчество Билибина противостоит западнической

И. Я. Билибин, 1876 - 1942

Внешне творчество Билибина противостоит западнической ориентации

большинства мирискусников, однако очень заметно влияние на его творчество английской графики, французского ар-нуво и японской гравюры. Работы художника отличаются красотой узорного рисунка, изысканной декоративностью цветовых решений. Для его рисунков характерна обводка контуром, отсутствие освещения, условное деление на планы и сочетание нескольких точек зрения в композиции.

«Иван -царевич и Жар-птица» Иллюстрация к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» 1899

Слайд 33

И. Я. Билибин, 1876 - 1942 «Красный всадник (Полдень или Солнце)»

И. Я. Билибин, 1876 - 1942

«Красный всадник (Полдень или Солнце)» 1902

«Девица в

лесу» 1900

«Вологодская девушка в праздничном наряде» Рисунок для почтовой открытки. 1905

Слайд 34

Образ Петербурга «Мир искусства» неоднократно организовывал выставки, посвященные архитектуре и истории

Образ Петербурга

«Мир искусства» неоднократно организовывал выставки, посвященные архитектуре и истории Петербурга

и имевшие большое значение в раскрытии образа старого города, пропаганде его ценностей. Мастера «Мира искусства» стремились изобразить город, освобожденный от бытовых сцен, когда архитектура берет на себя основную роль в создании его художественного образа: воскрешенное прошлое в Петербурге переплетается с чертами современности.

«Санкт-Петербург» Обложка к изданию, посвященному двухсотлетию города 1903