Византийский стиль в иконописи. Формирование московской иконописной школы

Содержание

Слайд 2

Император Лев III в 726 году объявил почитание икон, креста, мощей

Император Лев III
в 726 году
объявил почитание
икон, креста,
мощей святых
идолопоклонничеством

В 843 году

почитание икон
было восстановлено

И к о н о б о р ч е с т в о

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Попробуйте разделить следующие произведения на две группы и подумайте, в чем принципиальное различие этих групп?

Попробуйте разделить
следующие произведения
на две группы
и подумайте,
в чем принципиальное
различие этих групп?

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Изображение – это показание видимого. Образ – это выявление скрытого, но самого существенного.

Изображение – это показание видимого.

Образ – это выявление скрытого, но самого

существенного.
Слайд 10

«Изображение подобно телу человека, но не имеет душевных сил, а сын,

«Изображение подобно телу человека, но не имеет душевных сил, а сын,

будучи естественным образом отца, не является его копией, но находится с ним в духовном родстве».
Иоанн Дамаскин
Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

«Молва идет (болтают люди всякое, А все-таки, сдается, правда есть в

«Молва идет (болтают люди всякое,
А все-таки, сдается, правда есть в молве),
Святой

отец, что будто бы до крайности
Ты рад, когда предложит продавец тебе
Святителя останки досточтимые;
Что будто ты наполнил все лари свои
И часто открываешь – показать друзьям
Прокопия святого руки (дюжину),
Феодора лодыжки посчитать, так семь,
И Несторовых челюстей десятка два,
И ровно восемь черепов Георгия!»

Христофор Митиленский
«Эпиграмма на собирателя реликвий»

Слайд 16

Слайд 17

Непосредственные предшественники иконы: 1. Фаюмский портрет; 2. Живопись катакомб.

Непосредственные
предшественники иконы:
1. Фаюмский портрет;
2. Живопись катакомб.

Слайд 18

Слайд 19

Серапис и Изида Коптские изображения

Серапис
и
Изида

Коптские изображения

Слайд 20

Катакомбы в Сиракузах 1. Световая шахта; 2. Коридоры; 3. Ниши; 4.

Катакомбы в Сиракузах

1. Световая шахта;
2. Коридоры;
3. Ниши;
4. Галереи.

1

2

2

3

3

4

4

Слайд 21

Внутри катакомб

Внутри
катакомб

Слайд 22

Под изображением Орфея с лирой понимался царь Давид – создатель псалмов.

Под изображением Орфея с лирой понимался царь Давид – создатель псалмов.

Герой Персей был Святым Георгием, а Одиссей, устоявший перед сиренами – христианином, стойким перед мирскими соблазнами. Бог сравнивался с виноградарем, Христос – с пастырем, его ученики – с паствой. На стенах пещер появляются сцены сбора винограда и фигуры юноши-пастуха с ягненком на плече. Душа умершего изображалась в виде женщины с поднятым вверх руками.

Символика живописи катакомб

Слайд 23

Особенности иконописного образа

Особенности
иконописного
образа

Слайд 24

Разворот фигур на иконе В зависимости от духовного наполнения наиболее значимые

Разворот фигур на иконе

В зависимости от духовного наполнения
наиболее значимые фигуры располагаются

фронтально (1),
обычные персонажи – вполоборота (2),
отрицательные персонажи – в профиль (3).
Слайд 25

Слайд 26

Величина фигуры прямо зависела от духовности персонажа иконы

Величина фигуры прямо зависела
от духовности
персонажа иконы

Слайд 27

Фигуры на иконе (особенно нимбы) составляют треугольную композицию

Фигуры на иконе (особенно нимбы)
составляют треугольную композицию

Слайд 28

Перспектива – передача на плоскости глубины пространства прямая обратная

Перспектива –
передача
на плоскости
глубины
пространства

прямая

обратная

Слайд 29

которое все время «раскрывается» и позволяет видеть вещи со всех сторон

которое все время «раскрывается» и позволяет видеть вещи со всех сторон

одновременно.

Обратная перспектива как способ передачи особого духовного пространства,

Слайд 30

Одновременный показ событий прошлого, настоящего и будущего как передача не времени, но вечности на иконе

Одновременный
показ
событий прошлого,
настоящего
и будущего
как передача
не времени,
но вечности
на иконе

Слайд 31

Условное изображение архитектуры, интерьеров, пейзажа

Условное изображение
архитектуры, интерьеров, пейзажа

Слайд 32

Фигуры на иконах не освещаются внешним светом, но освещены собственным внутренним

Фигуры на иконах
не освещаются внешним светом,
но освещены собственным
внутренним свечением.
Свет не

падает на них
от внешнего источника,
но они сами излучают свет.
Слайд 33

Светится золотой фон

Светится
золотой
фон

Слайд 34

Светятся нимбы вокруг голов святых

Светятся нимбы вокруг голов святых

Слайд 35

Светятся лики святых

Светятся
лики
святых

Слайд 36

Цвет на иконе всегда символичен

Цвет на иконе
всегда символичен

Слайд 37

Пурпур – цвет божественного и императорского достоинства

Пурпур – цвет божественного и императорского достоинства

Слайд 38

Красный – цвет карающего и очищающего пламени и цвет крови

Красный – цвет карающего и очищающего пламени и цвет крови

Слайд 39

Белый – символ божественного света, чистоты

Белый – символ божественного света, чистоты

Слайд 40

Зеленый – цвет земли, юности и цветения

Зеленый – цвет земли, юности и цветения