Ярмарка расписных игрушек

Содержание

Слайд 2

В наше время почти у каждого ребенка много игрушек. Это и

В наше время почти у каждого ребенка много игрушек. Это и

полюшевые мишки, и зайчики, и Барби, и трансформеры, и различные конструкторы - всего не перечесть.
Слайд 3

А раньше было не так. В те времена, когда в нашем

А раньше было не так. В те времена, когда в нашем

государстве еще был царь, в городах жило мало народу, почти все жили в деревнях. Тогда было мало фабрик и заводов, многие нужные для жизни вещи делали народные мастера. Они же делали и игрушки для детей.
Слайд 4

Народные умельцы лепили из глины, вырезали из дерева самые разнообразные игрушки:

Народные умельцы лепили из глины, вырезали из дерева самые разнообразные игрушки:

матрешек, свистульки, погремушки, каталки, забавные фигурки животных и людей.
Слайд 5

В каждой области делали свои изделия, не похожие на другие. Многие

В каждой области делали свои изделия, не похожие на другие. Многие

игрушки даже называются по той местности, откуда они родом: дымковская игрушка из села Дымково, богородская из села Богородское…
Слайд 6

Трудно сказать, какие игрушки лучше. Все они хороши по –своему. И

Трудно сказать, какие игрушки лучше. Все они хороши по –своему. И

главное, глядя на них, хочется улыбнуться. Такие они все забавные. Предлагаем вам познакомиться с самыми известными народными игрушками.
Слайд 7

Слайд 8

Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров.

Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Родина

этой игрушки - село Дымково, расположенное на низком берегу реки Вятка, недалеко от города Вятка.
Слайд 9

Дымковские игрушки делают исключительно вручную. Материалом для изготовления служит красная глина, тщательно вымешанная с речным песком.

Дымковские игрушки делают исключительно вручную. Материалом для изготовления служит красная глина, тщательно

вымешанная с речным песком.
Слайд 10

Изделия обжигают, покрывают так называемыми белилами ( молоко с мелом), после чего раскрашивают.

Изделия обжигают, покрывают так называемыми белилами ( молоко с мелом), после

чего раскрашивают.
Слайд 11

Краски также делают самостоятельно из яиц и кваса. Роспись дымковской игрушки

Краски также делают самостоятельно из яиц и кваса. Роспись дымковской игрушки нарядна

и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкает малиновый, синий, зеленый, желто – оранжевый цвета.
Слайд 12

В завершение игрушки покрывают яичным белком, который придает им яркость.

В завершение игрушки покрывают яичным белком, который придает им яркость.

Слайд 13

Герои дымковской игрушки: Барыни. Кормилицы. Кавалеры. Мужики. Горожанки. Купчихи. Скоморохи. Звери. Птицы.

Герои дымковской игрушки: Барыни. Кормилицы. Кавалеры. Мужики. Горожанки. Купчихи. Скоморохи. Звери.

Птицы.
Слайд 14

Слайд 15

Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.

Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX

века в районе города Городец.
Слайд 16

Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры

Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры

– розаны и пионы), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Слайд 17

Городецкий конь – символ богатства. В основном он черного цвета, с

Городецкий конь – символ богатства. В основном он черного цвета, с

маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. Мастера изображают его несколькими способами.
Слайд 18

Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом

Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом

раскрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента – груди и шеи. К ним пририсовывают очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища. Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла , в этом варианте остается светлой.
Слайд 19

Чаще всего седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы

Чаще всего седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы

, ног и хвоста - белилами. Коня традиционно рисуют в черном цвете.
Слайд 20

Желтый вечер, черный конь И купавки как огонь, Смотрят птицы из ларца Чудо – роспись Городца!

Желтый вечер, черный конь И купавки как огонь, Смотрят птицы

из ларца Чудо – роспись Городца!
Слайд 21

Слайд 22

Гжель – изделия народной художественной керамики по названию села Гжель, где

Гжель – изделия народной художественной керамики по названию села Гжель, где

возник этот промысел. Гжельский край - это известный центр народного керамического искусства. Он издавна был необыкновенно богат прекрасными гончарными глинами.
Слайд 23

Сюжеты узоров гжели были взяты из жизненных ситуаций: домашнего быта, из

Сюжеты узоров гжели были взяты из жизненных ситуаций: домашнего быта, из

впечатлений в поездках по России для распродажи изделий из глины. Мир гжельской керамики полон жизни: девушки с ведрами, женщины на лошадях, семейные сцены.
Слайд 24

Излюбленным узором гжельской росписи стала роза. Чаще всего ее рисуют крупными

Излюбленным узором гжельской росписи стала роза. Чаще всего ее рисуют крупными

широкими мазками, начиная с центра рисунка. Еще один популярный мотив – это птицы. Их изображают в разных позах: поющими, летящими, сидящими на ветке.
Слайд 25

Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску – кобальт, которая

Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску – кобальт, которая

затем приобретает характерный для гжели синий цвет. Ее , подобно акварельной краске, разводят водой. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью.
Слайд 26

Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и

Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и

цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям. Каждое изделие расписывается только вручную.
Слайд 27

Незатейливый узор из оттенков краски, Глина белая, фарфор – атрибуты сказки!

Незатейливый узор из оттенков краски, Глина белая, фарфор – атрибуты

сказки! Словно детская рука на кусочках глины Рисовала в три мазка синие картины.
Слайд 28

Слайд 29

Ой, свистулечка какая, утка полосатая! Необычная, смешная и чуть-чуть пузатая! -

Ой, свистулечка какая, утка полосатая! Необычная, смешная и чуть-чуть пузатая!

- Подожди минуточку, ты откуда, уточка? Уточка свистит моя: « Филимоновская я!»
Слайд 30

Филимоновские игрушки изготавливают в деревне Филимоново Тульской области. Там есть очень

Филимоновские игрушки изготавливают в деревне Филимоново Тульской области. Там есть очень

качественная белая глина. Филимоновские игрушки очень узнаваемы: у всех игрушек вытянутые шеи и маленькие головки.
Слайд 31

А раскраска игрушек такая, что ни с чем не спутаешь -

А раскраска игрушек такая, что ни с чем не спутаешь -

чередующиеся полоски красного, желтого и зеленых цветов. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках у барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или яркое «солнышко».
Слайд 32

Важное отличие от других глиняных игрушек – филимоновские игрушки всегда свистульки.

Важное отличие от других глиняных игрушек – филимоновские игрушки всегда свистульки.

Даже барыни и кавалеры - свистульки, свисток находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.
Слайд 33

Филимоновская игрушка – свистулька «Петушок». Самая популярная форма для глиняной филимоновской

Филимоновская игрушка – свистулька «Петушок». Самая популярная форма для глиняной филимоновской

игрушки – это птицы. Петушки – излюбленные свистульки у мастериц. Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну.
Слайд 34

Слайд 35

Полхов – Майданская роспись – производство расписных токарных изделий в селе

Полхов – Майданская роспись – производство расписных токарных изделий в селе

Полховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское Нижегородской области. Полхов – майданские мастера считаются самыми главными игрушечниками в нашей стране. Майданские мастера занимаются только игрушками, это их главная работа.
Слайд 36

Игрушки делаются самые разные: пирамидки, грибочки – копилки, птички – свистульки,

Игрушки делаются самые разные: пирамидки, грибочки – копилки, птички – свистульки,

матрешки, каталки на палочке, детские балалайки, и называется все это забавным словом «тарарушки».
Слайд 37

Современная майданская роспись необычано яркая, чистая, непосредственная, в чем- то близкая детскому рисунку и детскому восприятию.

Современная майданская роспись необычано яркая, чистая, непосредственная, в чем- то близкая

детскому рисунку и детскому восприятию.
Слайд 38

Полхов – майданские матрешки можно узнать по необычной форме головы, удлиненной

Полхов – майданские матрешки можно узнать по необычной форме головы, удлиненной

фигуре и характерному малиновому цвету. Рядом с малиновым цветом – темно-зеленый, а с синим – желтый. Волосы уложены в замысловатые колечки – спиральки.
Слайд 39

Яркие, нарядные, праздничные - так можно назвать цвета на похловских изделиях.

Яркие, нарядные, праздничные - так можно назвать цвета на похловских изделиях.

Они воспевают жизнь, ее цветение, красоту каждого дня, саму радость жить и все это созерцать.
Слайд 40

Слайд 41

Нет наряднее раскраски, Будто к нам пришла из сказки, Где цари и терема, Золотая Хохлома!

Нет наряднее раскраски, Будто к нам пришла из сказки, Где

цари и терема, Золотая Хохлома!
Слайд 42

Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в

округе Нижнего Новгорода.
Слайд 43

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянную посуды и мебели, выполненную красным

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянную посуды и мебели, выполненную красным

и черным цветом по золотистому фону.
Слайд 44

В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты:

В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты:

листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются.
Слайд 45

Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной

Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной

былинкой. «Травку» обычно пишут красным или черным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи.
Слайд 46

На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебряный оловянный

На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебряный оловянный

порошок. После этого изделие покрывается лаком и три – четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово – золотой цвет.
Слайд 47

Слайд 48

Каргопольская игрушка – русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя

Каргопольская игрушка – русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя

Архангельской области. Именно там и делали крестьяне для своих детей игрушки из самого доступного в этих краях материала – глины.
Слайд 49

Очень интересны глиняные игрушки каргопольских мастеров. Размером игрушки с ладонь, но

Очень интересны глиняные игрушки каргопольских мастеров. Размером игрушки с ладонь, но

если долго смотреть на них, то кажутся они великанами, сделанными из большущего куска глины. В них есть что-то загадочное и волшебное.
Слайд 50

В круге сюжета каргопольской игрушки отражены три темы: образы животных, людей и сказочные персонажи, полулюди, полуживотные.

В круге сюжета каргопольской игрушки отражены три темы: образы животных, людей

и сказочные персонажи, полулюди, полуживотные.
Слайд 51

Роспись каргопольской игрушки очень проста и выразительна, стилизована, напоминает северную вышивку.

Роспись каргопольской игрушки очень проста и выразительна, стилизована, напоминает северную вышивку. В

цветовой гамме глиняной игрушки Каргополя преобладают белый, зеленый, голубой, красный, черные цвета.
Слайд 52

Особенно любопытен Полкан – полуконь- получеловек – этакое фантастическое существо, пришедшее

Особенно любопытен Полкан – полуконь- получеловек – этакое фантастическое существо, пришедшее

из старинных легенд и преданий. Полкан- крестьянский богатырь, являющий собой образ тихой несокрушимой силы народной.
Слайд 53

Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым. Обычно он статный «

Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым. Обычно он статный «

стар мастер человек». Он защитник людей от сил зла.
Слайд 54

Среди каргопольских игрушек не найти двух одинаковых. Скажем, Полканы вроде похожи,

Среди каргопольских игрушек не найти двух одинаковых. Скажем, Полканы вроде похожи,

да не совсем. У этого шапка на голове покосилась, у того глаза лукавее смотрят. А почему? Вручную игрушку лепят, без трафаретов.
Слайд 55

Много у нас в стране мест, где лепят глиняные игрушки, но

Много у нас в стране мест, где лепят глиняные игрушки, но

каргопольские не спутаешь ни с какими другими.