Златоустая Анна Всея Руси

Слайд 2

*11июня 1889 г. - под Одессой *Через год Царское село, потом


*11июня 1889 г. - под Одессой
*Через год Царское село, потом Царскосельская

и Киевскаягимназии,
море под Севастополем...
А я была дерзкой, злой и веселой
И вовсе не знала, что это - счастье.
*25апреля 1910 г.свадьба с Н.С.Гумилёвым, поездка в Париж
*Первый поэтический сборник «Вечер»-1912г.
* «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», «В лето Господне»...
*Война, ленинградская блокада,выступления в госпиталях, эвакуация, возвращение в Ленинград
*1962год -«Поэма без героя»
*Присуждение степени доктора Оксфордского университета
Слайд 3

Художественный мир поэта *Ахматова - сторонница «прекрасной ясности» во всем. Когда


Художественный мир поэта
*Ахматова - сторонница «прекрасной ясности» во всем.
Когда б вы

знали,из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда...
*Её мир - это мир звучащий, имеющий форму, вес и время, лишенный романтической размытости и туманности.
*Интерес к вещному миру, манера «материализации» переживаний» у Ахматовой от акмеистов.
*Ахматова объединяет бытие и быт, и «непоэтичность» деталей не делает примитивной её поэзию, не опошляет высокую поэзию.
*Поэзия Ахматовой - ситуативная поэзия.
*Любовь в лирике Ахматовой «заговорила» женским голосом.
*Поэтесса показала все грани женской души - то томящейся в ожидании любви, то измученной любовью-борьбой или внезапной разлукой, то утверждающей правоту своей «преступной» любви, то мужественно и гордо принимающей потерю, предательство, расплату за мгновения страсти и свободного выбора.
*
*
*
*
*
*
Слайд 4

*Ахматовская любовная поэзия - лирика разрыва, завершения отношений или утраты чувств.

*Ахматовская любовная поэзия - лирика разрыва, завершения отношений или утраты чувств.

Расставание всегда разное, всеобъемлющее: в нём и холод тайный, и разочарование,
и непонимание, и растерянность, и надежда, и соблазн, и обречённость...
Не будем пить из одного стакана
Ни воду мы, ни сладкое вино,
Не поцелуемся мы утром рано,
А ввечеру не поглядим в окно.
Ты дышишь солнцем, я дышу луною,
Но живы мы любовию одною.
*Трагизм отношений, как правило, подчёркивается мотивом непонимания, неприятия. «Она» в стихотворении - непринятая, оскорбленная непониманием, предательством, но мужественная, гордая и... мудрая. «Он» - «мальчик весёлый» и нежный, «верный, надёжный друг», «сероглазый жених», но чаще самоуверенный обольститель, не понявший в женщине поэта, не разглядевший в ней настоящего, искреннего чувства, или любимый и любящий, но разлученный с нею судьбой.

Ты письмо мое, милый, не комкай.
До конца его, друг, прочти.
Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути.
Не гляди так, не хмурься гневно,
Я любимая, я твоя.
Не пастушка, не королевна
И уже не монашенка я —
В этом сером будничном платье,
На стоптанных каблуках…
Но, как прежде, жгуче объятье,
Тот же страх в огромных глазах.
Ты письмо мое, милый, не комкай
Не плачь о заветной лжи
Ты его в твоей бедной котомке
На самое дно положи.

Ты письмо мое, милый, не комкай.
До конца его, друг, прочти.
Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути.
Не гляди так, не хмурься гневно,
Я любимая, я твоя.
Не пастушка, не королевна
И уже не монашенка я —
В этом сером будничном платье,
На стоптанных каблуках…
Но, как прежде, жгуче объятье,
Тот же страх в огромных глазах.
Ты письмо мое, милый, не комкай
Не плачь о заветной лжи
Ты его в твоей бедной котомке
На самое дно положи.

Слайд 5

Ты письмо мое, милый, не комкай. До конца его, друг, прочти.

Ты письмо мое, милый, не комкай.
До конца его, друг, прочти.
Ты письмо

моё, милый, не комкай,
До конца его, друг, прочти.
Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути.
Не гляди так, не хмурься гневно,
Я любимая, я твоя.
Не пастушка, не королевна
И уже не монашенка я —
В этом сером будничном платье,
На стоптанных каблуках…
Но, как прежде, жгуче объятье,
Тот же страх в огромных глазах.
Ты письмо мое, милый, не комкай
Не плачь о заветной лжи
Ты его в твоей бедной котомке
На самое дно положи.
Слайд 6

Найдите общее в этих стихотворениях Так беспомощно грудь холодела, Но шаги

Найдите общее в этих стихотворениях

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были

легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: "Со мною умри!
Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: "Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой..."
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-жёлтым огнём.

Сжала руки под тёмной вуалью...
«Отчего ты сегодня бледна?»
-Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

Слайд 7

*Любовную лирику Ахматовой отличает глубочайший психологизм:самые заветные глубины человеческой души показаны

*Любовную лирику Ахматовой отличает глубочайший психологизм:самые заветные глубины человеческой души показаны

через говорящие детали, которые носят знаковый характер.
*Яркие цвета в лирике поэтессы редки, мозаичны: она активно пользуется только белым и черным, остальным цветам предпочитает сдержанный матовый колорит.
*Доминирующее настроение - настроение светлой грусти, трагической печали, смертельного отчаяния, тихой, сдержанной скорби.
*Ключевые образы ее лирики - детали человеческого быта, природные явления (туманы, иней, бледный лик солнца, тьма, раннее утро или вечер, сумерки, ветер, холод, камень.), античные и библейские образы.
Слайд 8

О назначении поэта А я говорю, вероятно, за многих: Юродивых, скорбных,

О назначении поэта
А я говорю, вероятно, за многих:
Юродивых, скорбных, немых и

убогих,
И силу свою мне они отдают,
И помощи скорой и действенной ждут.

Подумаешь, тоже работа, —
Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за свое.
И чье-то веселое скерцо
В какие-то строки вложив,
Поклясться, что бедное сердце
Так стонет средь блещущих нив.
А после подслушать у леса,
У сосен, молчальниц на вид,
Пока дымовая завеса
Тумана повсюду стоит.
Налево беру и направо,
И даже, без чувства вины,
Немного у жизни лукавой,
И все – у ночной тишины.