- Главная
- Литература
- Акмеизм и железное слово Анны Ахматовой
Содержание
- 2. Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) – знаменитая российская поэтесса 20 века, писательница, переводчик, критик и
- 3. ***Последний сборник Ахматовой был опубликован в 1925 году. Дальнейшее ее творчество не пропускало в печать НКВД,
- 4. Личная жизнь В 1910 году вышла замуж за Николая Гумелёва, от которого в 1912 году родила
- 5. Начало творческого пути Впервые стихотворение Анны Ахматовой было опубликовано в 1911 году. Первая книга стихов поэтессы
- 6. Анна Ахматова как акмеист Акемизм - это одно из течений модернизма. Представители этого направления вступили в
- 8. В стихотворении используется лексический повтор, автор акцентирует внимание на некоторых смыслах: час-часах, мужество-мужество (в первой строфе).
- 10. Одним из последних произведений, написанных в подобном ключе, стало стихотворение «Еще весна таинственная млела…», созданное в
- 11. Как площади эти обширны, Как гулки и круты мосты! Тяжелый, беззвездный и мирный Над нами покров
- 12. Произведение написано в марте 1917 года и относится к интимной лирике. Возлюбленного героиня называет солнцем своих
- 13. «Памяти друга» И в День Победы, нежный и туманный, Когда заря, как зарево, красна, Вдовою у
- 14. Среди произведений на военную тематику – «Памяти друга». Скорей всего, оно не адресовано какому-то конкретному человеку.
- 15. «Родная земля» В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш
- 16. Пережив ужасы блокадного Ленинграда, голод, смертельную опасность и даже угрозу репрессий, в 1961 году Анна Ахматова
- 17. «Клевета» И всюду клевета сопутствовала мне. Ее ползучий шаг я слышала во сне И в мертвом
- 18. Лирическая героиня рассматриваемого текста в первой же строке обозначает свою главную проблему: «И всюду клевета сопутствовала
- 19. Художественный мир Анны Ахматовой * «Такие сильные в жизни, такие чуткие к любовным очарованиям женщины, когда
- 21. Скачать презентацию
Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) – знаменитая российская поэтесса 20
Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) – знаменитая российская поэтесса 20
Ранние годы
Родилась 11 июня (23 июня) 1889 года в Одессе.
Первое образование в биографии Ахматовой было получено в Мариинской гимназии в Царском Селе. Затем в жизни Ахматовой проходило обучение в Фундуклеевской гимназии Киева.
Она посещала историко-литературные, женские курсы.
***Последний сборник Ахматовой был опубликован в 1925 году. Дальнейшее ее творчество
***Последний сборник Ахматовой был опубликован в 1925 году. Дальнейшее ее творчество
Интересные факты
*Девичья фамилия Ахматовой – Горенко. Настоящую фамилию Анне Андреевне запретил использовать отец, который не одобрял ее творческих начинаний. И тогда поэтесса взяла себе фамилию прабабушки – Ахматова.
**После ареста сына, Ахматова провела семнадцать месяцев в тюремных очередях. В одно из посещений ее узнала женщина в толпе и спросила, может ли поэтесса описать это. После чего Ахматова начала работу над поэмой «Реквием».
Личная жизнь
В 1910 году вышла замуж за Николая Гумелёва, от которого
Личная жизнь
В 1910 году вышла замуж за Николая Гумелёва, от которого
А в 1921 году Гумилев был расстрелян. Со вторым мужем она рассталась, а в 1922 году у Ахматовой завязались отношения с искусствоведом Н. Пуниным.
Начало творческого пути
Впервые стихотворение Анны Ахматовой было опубликовано в 1911 году.
Начало творческого пути
Впервые стихотворение Анны Ахматовой было опубликовано в 1911 году.
Анна Ахматова как акмеист
Акемизм - это одно из течений модернизма. Представители
Анна Ахматова как акмеист
Акемизм - это одно из течений модернизма. Представители
В стихотворении используется лексический повтор, автор акцентирует внимание на некоторых смыслах:
В стихотворении используется лексический повтор, автор акцентирует внимание на некоторых смыслах:
Акмеисты использовали мало изобразительных средств в своих стихах, того же принципа придерживалась и Ахматова." Мужество", анализ которого непременно требует рассмотрения лексических и синтаксических фигур речи, представляет большой интерес. Начинается стихотворение с развернутый метафоры. "Наши часы" - это мрачная современность. На долю Ахматовой выпали тяжелые времена: Первая мировая война, революция, гражданская война... И вот Вторая мировая... Ахматова не покинула страну, когда отхлынула первая волна эмиграции, не покинула она ее и в годы гитлеровского нашествия. Ахматова олицетворяет русскую речь и русское слово, обращаясь к нему, как к другу, на "ты". В связи с этим олицетворением возникает метафора - спасем от плена. Эта метафора означает, что в случае победы гитлеровской Германии над Россией русский язык отошел бы на второй план, ему бы не обучали детей, он перестал бы развиваться. А упадок русского языка означает полнейший упадок русской культуры и разрушение многовековых традиций и нации в целом.
Основная тема стихотворения - это Великая Отечественная война. Ахматова реализует эту тему по-своему. Главное, что требуется людям, так считает Ахматова, - мужество. Анализ стиха показывает, как всего в нескольких строках поэтесса смогла выразить мысль о том, что враги претендуют на разрушение русской культуры, на порабощение русских людей. Она делает это, называя самую важную для русского человека вещь - русский язык, самобытный и неповторимый.
Одним из последних произведений, написанных в подобном ключе, стало стихотворение «Еще
Одним из последних произведений, написанных в подобном ключе, стало стихотворение «Еще
Автор готова взять на себя инициативу в дальнейшем развитии отношений с этим осторожным и сомневающимся в своих чувствах мужчиной. Впрочем, впоследствии Ахматова именно так вела себя со своими последующими мужьями, выстраивая их жизнь по заранее созданному сценарию. Однако в этом стихотворении она впервые проявляет себя как духовный лидер союза мужчины и женщины, демонстрируя, что представительницы слабого пола должны бороться за свое личное счастье, а не ждать, пока их избранники сделают первый шаг. При этом поэтесса оправдывает мужчин и, в частности, героя своего произведения, отмечая: «В тебе такая мука, что ты не можешь слова произнесть».
Как площади эти обширны,
Как гулки и круты мосты!
Тяжелый, беззвездный и мирный
Над
Как площади эти обширны, Как гулки и круты мосты! Тяжелый, беззвездный и мирный Над
И мы, словно смертные люди, По свежему снегу идем. Не чудо ль, что нынче пробудем Мы час предразлучный вдвоем?
Безвольно слабеют колени, И кажется, нечем дышать… Ты — солнце моих песнопений, Ты — жизни моей благодать.
Вот черные зданья качнутся,
И на землю я упаду, — Теперь мне не страшно очнуться В моем деревенском саду.
Произведение написано в марте 1917 года и относится к интимной лирике.
Произведение написано в марте 1917 года и относится к интимной лирике.
Немаловажную роль в стихотворении играет тема Петербурга. Северная столица в анализируемом тексте предстает в качестве фантастического города, где так тонка грань между вымыслом и реальностью. Произведение начинается с краткого описания места действия. Ахматова заостряет внимание на обширных площадях, гулких и крутых мостах, тяжелом, беззвездном и мирном покрове темноты. В этой обстановке и развивается роман героев стихотворения. В финальной строфе появляется намек на то, что все описанное в тексте, — это лишь сон, наваждение. Впрочем, лирическая героиня рада и такой встрече с возлюбленным: …Теперь мне не страшно очнуться В моем деревенском саду.
«Памяти друга»
И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как
«Памяти друга»
И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как
Среди произведений на военную тематику – «Памяти друга». Скорей всего, оно
Среди произведений на военную тематику – «Памяти друга». Скорей всего, оно
При этом рассматриваемый текст явно перекликается со стихотворением «Заплаканная осень, как вдова…», написанном в 1921 году и посвященном расстрелянному Гумилеву – первому супругу Анны Андреевны. В нем вдовой названа осень. В «Памяти друга» вдовой становится уже весна. Она хлопочет над безымянной могилой. Здесь одновременно могут иметься в виду и неизвестные солдаты, и место захоронения Николая Степановича, которое не выяснено по сей день. Кроме того, не стоит забывать, что Гумилев был воином. После начала Первой мировой войны он добровольцем пошел в армию. Ему довелось повоевать в Польше, на Украине. Поэта удостоили нескольких наград, которыми Николай Степанович гордился.
Большое значение имеет дата написания «Памяти другу» – восьмое ноября – день великомученика Димитрия Солунского по православному календарю. В старинных русских стихах он предстает помощником в борьбе с Мамаем. Ахматова фактически проводит параллель, сравнивая монголо-татарские войска с армией Гитлера. Есть еще один важный момент – в субботу, предшествующую дню святого Димитрия, православные христиане на Руси совершали поминовение всех усопших. Естественно, Ахматова, как человек верующий, не могла об этом не знать. Ее стихотворение – плач по тем, кто погиб во время Великой Отечественной войны, защищая родину, отстаивая свободу свою личную и свободу своей страны. Запечатлеть их подвиг в лирике – долг Анны Андреевны как поэтессы и гражданина. Помянуть навсегда ушедших воинов – долг Ахматовой как матери, жены, христианки.
«Родная земля»
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи
«Родная земля»
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи
Пережив ужасы блокадного Ленинграда, голод, смертельную опасность и даже угрозу репрессий,
Пережив ужасы блокадного Ленинграда, голод, смертельную опасность и даже угрозу репрессий,
Действительно, к 60-м годам прошлого века традиция поклоняться родной земле осталась в прошлом. Однако Ахматова была убеждена, что в душе каждого человека жива этническая память, которая аккумулировалась многими поколениями. Да, люди, привыкшие работать в поле, попросту не обращают внимание на землю, которая забирает у них так много сил. «Для нас это грязь на калоши», — убеждена поэтесса. Однако она также прекрасно осведомлена, что без этой самой «грязи» ни один русский человек не представляет своей жизни. Хотя бы потому, что после окончания жизненного пути именно земля принимает в себя тела людей, становясь для них вторым домом. «Но ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно – своею», — отмечает Ахматова. И в этих простых строках заключен высший смысл, так как совсем не нужно петь дифирамбы родной земле, достаточно лишь помнить о том, что она является частичкой всеобъемлющего понятия «родина».
«Клевета»
И всюду клевета сопутствовала мне.
Ее ползучий шаг я слышала во
«Клевета»
И всюду клевета сопутствовала мне.
Ее ползучий шаг я слышала во
Лирическая героиня рассматриваемого текста в первой же строке обозначает свою главную
Лирическая героиня рассматриваемого текста в первой же строке обозначает свою главную
Клевета, по мысли Ахматовой, — вещь страшная. Как только к поэтессе пришла слава, появилась необходимость бороться с различными слухами и сплетнями. Понятно, что их вокруг личной жизни Анны Андреевны, в частности, ее брака с Гумилевым, возникало предостаточно. Как бы ни была ужасна так называемая бытовая клевета, есть нечто похуже. Из рассматриваемого стихотворения можно сделать вывод – Ахматова полагала, что ее бывшего супруга оклеветали, что ни в какой контрреволюционной деятельности он участия не принимал. Есть еще один важный момент. «Клевета» выглядит как предсказание дальнейших кошмаров. Расстрелы и аресты, случившиеся в первые годы после революции, оказались только началом. Позже Сталин развернет масштабную кампанию по уничтожению врагов народов, неотъемлемой частью которой станут написанные простыми гражданами доносы. Клевета превратится в мощное оружие, способное уничтожить практически любого человека.
Художественный мир Анны Ахматовой
* «Такие сильные в жизни, такие чуткие к
Художественный мир Анны Ахматовой
* «Такие сильные в жизни, такие чуткие к
* «Я научила женщин говорить…»
* Н.Гумелёв: «Ахматова захватила чуть ли не всю сферу женских переживаний, и каждой современной поэтессе, чтобы найти себя, надо пройти через её творчество»
* Николай Недоброво, критик и поэт, указал на созданную А. Ахматовой «поэтику женских волнений и мужских обаяний»