- Главная
- Литература
- Александр Исаевич Солженицын. Рассказ Матренин двор
Содержание
- 2. В 1962 г. в журнале «Новый мир» был опубликован рассказ «Один день Ивана Денисовича», сделавший имя
- 3. Прочтя эти слова в «Литературной газете», Солженицын сразу же написал Твардовскому: «Нечего и говорить, что абзац
- 4. Род, жанр, творческий метод Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, для «художественного
- 5. Вместе с тем рассказ «Матренин двор» связывали со сформировавшимся во второй половине 1950-х годов оригинальным жанром
- 6. Тематика Темой рассказа является описание жизни патриархального российского села, где отражается, как процветающий эгоизм и хищность
- 7. Идея Поднятые проблемы в рассказе подчинены одной цели: раскрыть красоту христианско-православного мировоззрения героини. На примере судьбы
- 8. Матрена Главная героиня рассказа — Матрена Васильевна Григорьева. Это одинокая обездоленная крестьянка с щедрой и бескорыстной
- 9. Матрена — средоточие лучших черт национального характера: она стеснительна, понимает «образованность» рассказчика, уважает его за это.
- 10. Образ Матрены и отдельные детали в рассказе носят символический характер. Матрена у Солженицына — воплощение идеала
- 11. Сюжет и композиция Рассказ состоит их трех частей. В первой части речь идет о том, как
- 12. Во второй части рассказа Матрена вспоминает о своей молодости, о страшном испытании, выпавшем на ее долю.
- 13. Художественные особенности Художественный мир в рассказе выстраивается линейно — в соответствии с историей жизни героини. В
- 14. со стороны, сравнивает с окружением, становится авторитетным свидетелем праведности. Во второй части героиня рассказывает о себе
- 15. Матрена В Матрене воплощен народный характер, который в первую очередь проявляется в ее речи. Выразительность, яркую
- 16. Образ рассказчика Каждая деталь здесь характеризует не только крестьянский быт, Матрёнин двор, но и рассказчика. Голос
- 17. Поэтическое чувство проявляется в эмоциях автора: «Только грехов у неё было меньше, чем у кошки...»; «Зато
- 18. Значение произведения «Есть такие прирожденные ангелы, — писал в статье «Раскаяние и самоограничение» Солженицын, как бы
- 19. Значение произведения Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор» — на все времена. Особенно он актуален сегодня, когда
- 20. Точка зрения Анна Ахматова Когда вышла его большая вещь («Один день Ивана Денисовича»), я сказала: это
- 21. Это интересно 20 августа 1956 г. Солженицын выехал к месту работы. Таких названий, как «Торфопродукт», во
- 22. Педагогический коллектив Мезиновки насчитывал в тот год около полусотни членов и заметно влиял на жизнь посёлка.
- 23. На уроках каждый получал отдельное задание, так что списывать не было ни возможности, ни желания. Ценились
- 24. Матренин двор беден, как прежде Знакомство Солженицына с «кондовой», «нутряной» Россией, в которой он так хотел
- 25. Советуем прочитать Банда Ю. Служба Солженицына // Новое время. — 1995. № 24. Запевалов В. А.
- 26. Пособие Ж.Н. Критарова Анализ произведений русской литературы К учебникам В. Я. Коровиной и др. «Литература. 8
- 27. О номере 1 – 1963 журнала «Новый мир» 7.1. 1963. Подписан к печати № 1. В
- 28. Из дневника цензора B.C. Голованова 8. II. 1963 Думал о том, что за последние полгода-год сформировалось
- 29. Фрагменты отзывов и рецензий о рассказе
- 30. ВОКРУГ РАССКАЗОВ О рассказах «Матренин двор» и «Случай на станции Кречетовка» Константин Лагунов НАШЛИСЬ люди, которые
- 31. Семен Бабаевский В этой связи уместно сказать, что описывать плохое, темное и грязное значительно легче, чем
- 32. C.Павлов (первый секретарь ЦК ВЛКСМ) Под предлогом борьбы против последствий культа личности и догматизма некоторые литераторы,
- 34. Скачать презентацию
В 1962 г. в журнале «Новый мир» был опубликован рассказ «Один
В 1962 г. в журнале «Новый мир» был опубликован рассказ «Один
Первоначально рассказ «Матренин двор» назывался «Не стоит село без праведников». Но, по совету А. Твардовского, во избежание цензурных препятствий название было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе с 1956-го был заменен автором на 1953-й. «Матренин двор», как замечал сам автор, «полностью автобиографичен и достоверен». Во всех примечаниях к рассказу сообщается о прототипе героини — Матрёне Васильевне Захаровой из деревни Мильцево Курловского района Владимирской области. Рассказчик, как и сам автор, учительствует в рязанской деревне, живя у героини рассказа, да и само отчество рассказчика — Игнатич — созвучно с отчеством А. Солженицына — Исаевич. Рассказ, написанный в 1956 г., повествует о жизни русской деревни в пятидесятые годы.
Критика высоко оценила рассказ. Суть произведения Солженицына отметил А. Твардовский: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И однако ее душевный мир наделен такими качествами, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной».
История создания и
публикации рассказа
Прочтя эти слова в «Литературной газете», Солженицын сразу же написал Твардовскому:
Прочтя эти слова в «Литературной газете», Солженицын сразу же написал Твардовскому:
Первое название рассказа «Не стоит село без праведников» заключало в себе глубокий смысл: российское село держится на людях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи. Так как праведником называют, во-первых, человека, живущего в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человека, ни в чем не погрешающего против правил нравственности (правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе).
Второе название — «Матренин двор» — несколько изменило угол зрения: нравственные начала стали иметь четкие границы только в пределах Матрениного двора. В более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди отличаются от нее. Озаглавив рассказ «Матренин двор», Солженицын сосредоточил внимание читателей на удивительном мире русской женщины.
Смысл названия
Род, жанр, творческий метод
Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он
Род, жанр, творческий метод
Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он
В рассказе «Матренин двор» все грани отточены с блеском, и встреча с рассказом становится, в свою очередь, большим наслаждением для читателя. В основе рассказа обычно — случай, раскрывающий характер главного героя.
По поводу рассказа «Матренин двор» в литературоведении имели место две точки зрения. Одна из них представляла рассказ Солженицына как явление «деревенской прозы».
В. Астафьев, назвав «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики», высказал мнение, что наша «деревенская проза» вышла из этого рассказа. Несколько позже эта мысль получила развитие и в литературной критике.
Вместе с тем рассказ «Матренин двор» связывали со сформировавшимся во второй
Вместе с тем рассказ «Матренин двор» связывали со сформировавшимся во второй
В 1960-е годы жанровые черты «монументального рассказа» узнаются в
«Матренином дворе» А. Солженицына»,
«Матери человеческой» В. Закруткина,
«При свете дня» Э. Казакевича.
Главным отличием этого жанра является изображение простого человека, который является хранителем общечеловеческих ценностей. Причем изображение простого человека дается в возвышенных тонах, а сам рассказ ориентирован на высокий жанр.
Так, в рассказе «Судьба человека» просматриваются черты эпоса. А в «Матренином дворе» уклон сделан на жития святых. Перед нами житие Матрены Васильевны Григорьевой, праведницы и великомученицы эпохи «сплошной коллективизации» и трагического эксперимента над целой страной. Матрена рисовалась автором как святая («Только грехов у нее было меньше, чем у её колченогой кошки (та давила мышей)»).
Жанр
Тематика
Темой рассказа является описание жизни патриархального российского села, где отражается, как
Тематика
Темой рассказа является описание жизни патриархального российского села, где отражается, как
Идея
Поднятые проблемы в рассказе подчинены одной цели: раскрыть красоту христианско-православного мировоззрения
Идея
Поднятые проблемы в рассказе подчинены одной цели: раскрыть красоту христианско-православного мировоззрения
«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни города. Ни вся земля наша». Последние фразы расширяют границы Матрениного двора (как личного мира героини) до масштабов человечества.
Матрена
Главная героиня рассказа — Матрена Васильевна Григорьева. Это одинокая обездоленная
Матрена
Главная героиня рассказа — Матрена Васильевна Григорьева. Это одинокая обездоленная
Героиня перенесла много тягот в жизни, но не утратила способности сопереживать другим в радости и в горе. Она бескорыстна: помогая соседям копать картошку, искренне радуется чужому доброму урожаю, хотя у самой на песчаном неудобренном огороде его никогда не бывает.
Все богатство Матрены — грязно-белая коза, хроменькая кошка да фикусы в кадках.
Матрена — средоточие лучших черт национального характера: она стеснительна, понимает «образованность»
Матрена — средоточие лучших черт национального характера: она стеснительна, понимает «образованность»
Четверть века проработала она в колхозе, но потому что не на заводе, не полагается ей пенсии за себя, а добиваться можно только за мужа, то есть по потере кормильца (муж не вернулся с войны). Жить приходится чрезвычайно трудно. Она добывает траву для козы, торф для тепла, собирает старые, вывороченные трактором пеньки, собирает в лесу бруснику, сажает картошку.
Образ Матрены и отдельные детали в рассказе носят символический характер. Матрена
Образ Матрены и отдельные детали в рассказе носят символический характер. Матрена
Героиня живет по законам христианства, хотя ее поступки не всегда понятны окружающим. Поэтому и отношение к ней разное. Матрену окружают сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей. Однако никто не оценил ее по достоинству. Жила она бедно, убого, одиноко — «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работает всю жизнь. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием — и дружно судили ее за это. Среди окружавших ее людей с большой симпатией относится к своей героине автор, любит ее и сын Фаддея, и ее воспитанница Кира.
Образ Матрены противопоставлен в рассказе образу жестокого и алчного Фаддея, который стремится заполучить дом Матрены еще при ее жизни.
Двор Матрены — один из ключевых образов рассказа. Описание двора, дома подробное, с массой деталей, лишено ярких красою Матрена живет «в запущи». Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека: разрушат дом — погибнет и его хозяйка. Эта слитность заявлена уже в самом названии рассказа. Изба для Матрены наполнена особым духом и светом, жизнь женщины связана с «жизнью» дома. Поэтому она долго не соглашалась ломать избу.
182
Сюжет и композиция
Рассказ состоит их трех частей.
В первой части речь
Сюжет и композиция
Рассказ состоит их трех частей.
В первой части речь
Во второй части рассказа Матрена вспоминает о своей молодости, о страшном
Во второй части рассказа Матрена вспоминает о своей молодости, о страшном
В третьей части дается описание похорон и поминок. Они показали истинное отношение к Матрене близких ей людей. Когда родственники хоронят Матрену, они плачут скорее по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрениного имущества. А Фаддей даже не приходит на поминки.
Сюжет и композиция
Художественные особенности
Художественный мир в рассказе выстраивается линейно — в соответствии с
Художественные особенности
Художественный мир в рассказе выстраивается линейно — в соответствии с
со стороны, сравнивает с окружением, становится авторитетным свидетелем праведности. Во второй
со стороны, сравнивает с окружением, становится авторитетным свидетелем праведности. Во второй
Солженицын в своем произведении не дает подробного, конкретного описания героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором — «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Тем не менее к концу рассказа читатель представляет облик героини. Уже в самой тональности фразы, подборе «красок» чувствуется авторское отношение к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, — и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее — уже прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Даже после страшной гибели героини ее «лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое».
Матрена
В Матрене воплощен народный характер, который в первую очередь проявляется в
Матрена
В Матрене воплощен народный характер, который в первую очередь проявляется в
Образ рассказчика
Каждая деталь здесь характеризует не только крестьянский быт, Матрёнин двор,
Образ рассказчика
Каждая деталь здесь характеризует не только крестьянский быт, Матрёнин двор,
Поэтическое чувство проявляется в эмоциях автора: «Только грехов у неё было
Поэтическое чувство проявляется в эмоциях автора: «Только грехов у неё было
«Все мы жили рядам с ней /и не поняли, / что есть она тот
самый праведник, / без которого, по пословице, / не стоит село. /Ни город. /Ни вся земля наша».
Писатель искал новое слово. Примером тому могут служить его убедительные статьи о языке в «Литературной газете», фантастическая приверженность Далю (исследователи отмечают, что примерно 40% лексики в рассказе Солженицын заимствовал из словаря Даля), изобретательность в лексике.
В рассказе «Матренин двор» Солженицын пришел к языку проповеди.
Значение произведения
«Есть такие прирожденные ангелы, — писал в статье «Раскаяние и
Значение произведения
«Есть такие прирожденные ангелы, — писал в статье «Раскаяние и
В чем суть праведности Матрены? В жизни не по лжи, скажем мы теперь словами самого писателя, произнесенными значительно позже. Создавая этот характер, Солженицын ставит его в самые обыденные обстоятельства сельской колхозной жизни 50-х гг. Праведность Матрены состоит в ее способности сохранить свое человеческое и в столь недоступных для этого условиях. Как писал Н.С. Лесков, праведность — это способность жить, «не солгав, не слукавив, не осудив ближнего и не осудив пристрастного врага».
Рассказ называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». В отзывах о нем отмечалось, что он и среди рассказов Солженицына выделяется строгой художественностью, цельностью поэтического воплощения, выдержанностью художественного вкуса.
Значение произведения
Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор» — на все времена.
Особенно
Значение произведения
Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор» — на все времена.
Особенно
Точка зрения
Анна Ахматова
Когда вышла его большая вещь («Один день Ивана Денисовича»),
Точка зрения
Анна Ахматова
Когда вышла его большая вещь («Один день Ивана Денисовича»),
В. Сурганов
В конце концов ведь не столько облик солженицынской Матрены вызывает у нас внутренний отпор, сколько откровенное авторское любование нищенским бескорыстием и не менее откровенное стремление вознести и противопоставить его хищности собственника, гнездящейся в окружающих ее, близких ей людях.
(Из книги «Слово пробивает себе дорогу».
Сборник статей и документов об А.И. Солженицыне.
1962-1974. — М.: Русский путь, 1978.)
Это интересно
20 августа 1956 г. Солженицын выехал к месту работы. Таких
Это интересно
20 августа 1956 г. Солженицын выехал к месту работы. Таких
Пройдёт всего три года, и Солженицын напишет рассказ, который обессмертит эти места: станцию с топорным названием, посёлок с крохотным базарцем, дом квартирной хозяйки Матрёны Васильевны Захаровой и саму Матрёну, праведницу и страдалицу. Фотография же уголка избы, где поставит постоялец раскладушку и, оттеснив хозяйские фикусы, устроит стол с лампой, обойдёт весь мир.
Педагогический коллектив Мезиновки насчитывал в тот год около полусотни членов и
Педагогический коллектив Мезиновки насчитывал в тот год около полусотни членов и
Придя в школу в начале учебного года, он предложил собственную методику — дав всем классам контрольную, по результатам разделил учеников на сильных и посредственных, а далее работал индивидуально.
На уроках каждый получал отдельное задание, так что списывать не было
На уроках каждый получал отдельное задание, так что списывать не было
И только вне класса Солженицын был молчалив и замкнут. Уходил после уроков домой, съедал приготовленный Матрёной «картонный» суп и садился работать. Соседки долго помнили, как неприметно квартировал постоялец, гулянок не устраивал, в весельях не участвовал, а всё читал да писал. «Любила Матрёна Исаича, — говаривала Шура Романова, приёмная дочь Матрёны (в рассказе она Кира). — Бывало, приедет ко мне в Черусти, я её уговариваю подольше погостить. «Нет», говорит. «У меня Исаич — надо ему варить, печку топить». И обратно домой».
Привязался к потерянной старухе и квартирант, дорожа её бескорыстием, совестливостью, сердечной простотой, улыбкой, которую тщетно пытался поймать в объектив фотоаппарата. «Так привыкла Матрёна ко мне, а я к ней, и жили мы запросто. Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами». В ней начисто отсутствовало бабье любопытство, и квартирант тоже не бередил ей душу, но вышло так, что они открылись друг другу.
Узнала она и про тюрьму, и про тяжёлую болезнь постояльца, и про его одиночество. И не было горше потери для него в те времена, чем нелепая смерть Матрёны 21 февраля 1957 года под колесами товарняка на переезде сто восемьдесят четвёртого километра от Москвы по ветке, что идет к Мурому от Казани, ровно через полгода после того дня, когда он поселился в её избе.
(Из книги Людмилы Сараскиной «Александр Солженицын»)
Матренин двор беден, как прежде
Знакомство Солженицына с «кондовой», «нутряной» Россией, в
Матренин двор беден, как прежде
Знакомство Солженицына с «кондовой», «нутряной» Россией, в
В «новой» мезиновской школе, построенной в 1957 г., сейчас учится 240 учеников. В несохранившемся здании старой, в которой вел уроки Солженицын, обучалось около тысячи. За полвека не только обмелела мильцевская речка и оскудели запасы торфа в окрестных болотах, но и опустели соседние деревни. И при этом не перевелись солженицынские Фаддеи, называющие добро народное «нашим» и считающие, что терять его «постыдно и глупо».
Разваливающийся дом Матрены, переставленный на новое место без фундамента, на два венца врос в землю, под худую крышу в дожди подставляют ведра. Как и у Матрены, здесь вовсю промышляют тараканы, но мышей нет: в доме четыре кошки, две свои и две прибившиеся. Бывшая литейщица на местном заводе Люба, как когда-то месяцами выправлявшая пенсию Матрена, ходит по инстанциям, чтобы продлить пособие по инвалидности. «Никто, кроме Солженицына, не помогает, — жалуется она. — Как-то на джипе приехал один, назвался Алексеем, осмотрел дом и денег дал». За домом, как и у Матрены, огород в 15 соток, на котором Люба сажает картошку. Как и прежде, «картошка-мятуха», грибы и капуста — основные продукты для ее жизни. Кроме кошек, у нее на подворье нет даже козы, какая была у Матрены.
Так жили и живут многие мезиновские праведники. О пребывании великого писателя в Мезиновском сочиняют книги краеведы, местные поэты слагают стихи, новые пионеры пишут сочинения «О непростой судьбе Александра Солженицына, нобелевского лауреата», как когда-то писали сочинения о брежневской «Целине» и «Малой земле». Подумывают снова возродить музейную избу Матрены на окраине опустевшей деревни Мильцево. А старый Матренин двор живет все той же жизнью, как и полвека назад.
Леонид Новиков, Владимирская область (http://12-03.mysob.ru/news/culture/12445.html)
189
Советуем прочитать
Банда Ю. Служба Солженицына // Новое время. — 1995. №
Советуем прочитать
Банда Ю. Служба Солженицына // Новое время. — 1995. №
Запевалов В. А. Солженицын. К 30-летию выхода в свет повести «Один день Ивана Денисовича» // Русская литература. - 1993. № 2.
Литвинова В.И. Жить не во лжи. Методические рекомендации по изучению творчества А.И. Солженицына. — Абакан: издательство ХГУ, 1997.
МуринД. Один час, один день, одна жизнь человека в рассказах А.И. Солженицына // Литература в школе. — 1995. № 5.
Паламарчук П. Александр Солженицын: Путеводитель. — М., 1991.
СараскинаЛ. Александр Солженицын. Серия ЖЗЛ. — М.: Молодая гвардия, 2009.
Слово пробивает себе дорогу. Сборник статей и документов об А.И. Солженицыне. 1962-1974. — М.: Русский путь, 1978.
ЧалмаевВ. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. — М., 1994.
Урманов А.В. Творчество Александра Солженицына. — М., 2003.
190
Пособие
Ж.Н. Критарова
Анализ
произведений
русской
литературы
К учебникам В. Я. Коровиной и др. «Литература. 8
Пособие
Ж.Н. Критарова
Анализ
произведений
русской
литературы
К учебникам В. Я. Коровиной и др. «Литература. 8
Т.Ф. Кудрюмовой и др.
«Литература. 8 класс. В двух частях»,
А. Г. Кутузова и др.
«Литература. 8 класс. В двух частях»
О номере 1 – 1963
журнала «Новый мир»
7.1. 1963.
Подписан к печати
О номере 1 – 1963
журнала «Новый мир»
7.1. 1963.
Подписан к печати
В номере:
А. Солженицын. Два рассказа («Матренин двор» и «Случай на станции Кречетовка»).
И. Эренбург. Люди, годы, жизнь. Кн. 5.
Стихи Анны Ахматовой, М. Луконина.
Статьи И. Забелина («Человек коммунизма, природа и наука»),
Т. Бачелис («Режиссер Станиславский»), Ю. Манна («Художественная условность и время»).
Рецензии Е. Стариковой, А. Берзер, Б. Зингермана и др.
10.1. 1963
Из дневника цензора B.C. Голованова
Из дневника цензора
B.C. Голованова
8. II. 1963
Думал о том, что за последние
Из дневника цензора
B.C. Голованова
8. II. 1963
Думал о том, что за последние
Устав от лжи и приспособлений «вымысла», литература обратилась к правде почти документальной, «очерковой», самой, по видимости, не связанной «условиями», достоверной. Вспоминается, что Толстой говорил о близком конце, гибели романа: стыдно придумывать, что могло случиться с вымышленными героями, а надо рассказывать честно, то, что видел и знаешь. Недурная тема для статьи: «О честной прозе».
Фрагменты отзывов и рецензий о рассказе
Фрагменты отзывов и рецензий о рассказе
ВОКРУГ РАССКАЗОВ
О рассказах «Матренин двор» и «Случай на станции Кречетовка»
Константин Лагунов
НАШЛИСЬ
ВОКРУГ РАССКАЗОВ
О рассказах «Матренин двор» и «Случай на станции Кречетовка»
Константин Лагунов
НАШЛИСЬ
Что за вехи расставили они?
Это «Люди, годы, жизнь» И.Эренбурга, «По обе стороны океана» В.Некрасова, «Звездный билет» и «Апельсины из Марокко» В.Аксенова, «Матренин двор» и «Случай на станции Кречетовка» А.Солженицына, «Бабий яр» Е.Евтушенко.
Что роднит эти произведения, разные по содержанию и форме? Они искажают нашу действительность, нарочито выпячивая ее теневые негативные стороны. <...>
Как-то недавно мне довелось беседовать с одним любителем литературы. Защищая «Матренин двор», он воскликнул: «Но ведь это правда. Солженицын написал то, что видел».
Не спорю. Больше того, я тоже уверен, что Солженицын видел все это. Но все ли увиденное есть правда? И всякая ли правда является правдой жизни?
Из статьи «Вехи в щти >> («Тюменская правда», 17марта 1963 года).
125
Семен Бабаевский
<...> В этой связи уместно сказать, что описывать плохое, темное
Семен Бабаевский
<...> В этой связи уместно сказать, что описывать плохое, темное
жизнь сплошь черными красками, и представить дело так, будто тут всему вина колхозный строй. Не видеть тех удивительных перемен, которые произошли в деревне благодаря колхозному строю, значит быть человеком слепым, значит обижать колхозников и колхозниц, таких, как Надежда Григорьевна Заглада, а их в стране миллионы. Но писателю в данном случае, надо полагать, нет дела до того, кого он радует и кого обижает и оскорбляет.
Из статьи «Партия и литература» («Советская Кубань», Краснодар, 19 марта 1963 года).
B.Панков
Недавно в устном выступлении на собрании критиков один из них, А.Македонов, теряя чувство реальности, провозгласил гениальным писателя, только что опубликовавшего повесть и два рассказа.
Из статьи «От первой книги — только вперед!»
(«Комсомольская правда», 21 марта 1963 года).
126
ВОКРУГ РАССКАЗОВ
C.Павлов (первый секретарь ЦК ВЛКСМ)
Под предлогом борьбы против последствий культа личности
C.Павлов (первый секретарь ЦК ВЛКСМ)
Под предлогом борьбы против последствий культа личности
Вред подобных произведений для воспитания молодежи очевиден. Подростку, не имеющему жизненного опыта, трудно критически разобраться в таких ущербных персонажах, тем более, что школа приучает его видеть в писателях авторитетных наставников. Вот и приходится нашим педагогам воевать с дурным влиянием некоторых книг, предназначенных для молодежи. Зато буржуазная пропаганда охотно берет такие произведения на вооружение, широко переводит и рекламирует их. На VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов представители американской, французской, итальянской и других делегаций рассказывали нам, что молодежь их стран часто спрашивает: почему в жизни мы встречаем хороших советских людей, а в некоторых советских книгах пишут совсем о других? И действительно, стоит почитать мемуары И.Эренбурга, «Вологодскую свадьбу» А.Яшина, путевые заметки В.Некрасова, «На полпути к Луне» В.Аксенова, «Матренин двор» А.Солженицына, «Хочу быть честным» В.Войновича (и все это — из журнала «Новый мир») — от этих произведений несет таким пессимизмом, затхлостью, безысходностью, что у человека непосвященного, не знающего нашей жизни, могут, чего доброго, мозги стать набекрень. Кстати, подобные произведения «Новый мир» печатает с какой-то совершенно необъяснимой последовательностью.
Из статьи «Творчество молодых — служению великим идеалам!»
(«Комсомольская правда», 22 марта 1963 года).
ВОКРУГ РАССКАЗОВ