- Главная
- Литература
- А.Н. Радищев
Содержание
- 2. Радищев Александр Николаевич
- 3. Биография А. Н. Радищева Детство провёл в отцовском имении в селе Немцово Боровского уезда Калужской губернии[2].
- 4. В 1762 году, после коронации Екатерины II, Радищев был пожалован в пажи и направлен в Петербург
- 5. Служба в Петербурге В 1771 году Радищев вернулся в Петербург и скоро вступил на службу протоколистом,
- 6. Описание философской системы и произведений Основное философское произведение — трактат «О человеке, его смертности и бессмертии»,
- 7. Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот „имеет
- 8. Значение и след в русской духовной мысли Представление о том, что Радищев — не писатель, а
- 9. На допросах декабристов на вопрос «с какого времени и откуда они заимствовали первые вольнодумческие мысли» многие
- 10. Основы мировоззрения Радищева были заложены в самый ранний период его деятельности. Возвратясь в 1771 году в
- 11. Книга стала быстро раскупаться. Его смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной
- 12. Радищев был арестован, дело его было перепоручено С. И. Шешковскому. Посаженный в крепость, на допросах Радищев
- 14. Скачать презентацию
Радищев Александр Николаевич
Радищев Александр Николаевич
Биография А. Н. Радищева
Детство провёл в отцовском имении в селе Немцово Боровского уезда
Биография А. Н. Радищева
Детство провёл в отцовском имении в селе Немцово Боровского уезда
В 1762 году, после коронации Екатерины II, Радищев был пожалован в пажи и направлен
В 1762 году, после коронации Екатерины II, Радищев был пожалован в пажи и направлен
Через четыре года, в числе двенадцати молодых дворян, он был отправлен в Германию, в Лейпцигский университет для обучения праву. За время, проведенное там, Радищев колоссально расширил свой кругозор. Помимо основательной научной школы, он воспринял идеи передовых французских просветителей, труды которых в огромной степени подготовили почву для разразившейся через двадцать лет буржуазной революции.
Из товарищей Радищева особенно замечателен Фёдор Васильевич Ушаков по тому большому влиянию, какое он оказал на Радищева, написавшего его «Житие» и напечатавшего некоторые из сочинений Ушакова. Ушаков был человек более опытный и зрелый, нежели другие его сотоварищи, которые и признали сразу его авторитет. Он служил для других студентов примером, руководил их чтением, внушал им твёрдые нравственные убеждения. Здоровье Ушакова было расстроено ещё до поездки за границу, а в Лейпциге он ещё испортил его, отчасти плохим питанием, отчасти чрезмерными занятиями, и захворал. Когда доктор объявил ему, что «завтра он жизни уже не будет причастен», он твёрдо встретил смертный приговор. Он простился с своими друзьями, потом, призвав к себе одного Радищева, передал в его распоряжение все свои бумаги и сказал ему: «помни, что нужно в жизни иметь правила, дабы быть блаженным». Последние слова Ушакова «неизгладимой чертой ознаменовались на памяти» Александра Николаевича Радищева.
Служба в Петербурге
В 1771 году Радищев вернулся в Петербург и скоро
Служба в Петербурге
В 1771 году Радищев вернулся в Петербург и скоро
С 1780 года работал в Петербургской таможне, дослужившись к 1790 до должности её начальника. С 1775 года по 30 июня 1790 года он жил в Петербурге по адресу: Грязная улица, 14 (ныне улица Марата)[7].
Описание философской системы и произведений
Основное философское произведение — трактат «О человеке,
Описание философской системы и произведений
Основное философское произведение — трактат «О человеке,
«Философские воззрения Радищева несут на себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что „бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе“. Согласно его гносеологическим воззрениям, „основанием всего естественного познания является опыт“. При этом чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с „опытом разумным“. В мире, в котором нет ничего „опричь телесности“, своё место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. У человека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. „Мы не унижаем человека, — утверждал Радищев, — находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?“
Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него
Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него
Значение и след в русской духовной мысли
Представление о том, что Радищев —
Значение и след в русской духовной мысли
Представление о том, что Радищев —
На допросах декабристов на вопрос «с какого времени и откуда они заимствовали первые
На допросах декабристов на вопрос «с какого времени и откуда они заимствовали первые
Очевидно влияние Радищева и на творчество другого писателя-вольнодумца — А. С. Грибоедова (предположительно, обоих связывало кровное родство), который, будучи кадровым дипломатом, часто ездил по стране и потому активно пробовал свои силы в жанре литературного «путешествия»[18].
Особой страницей в восприятии личности и творчества Радищева русским обществом стало отношение к нему А. С. Пушкина. Познакомившись с «Путешествием из Петербурга в Москву», Пушкин очевидно ориентируется на радищевскую оду «Вольность» в своей одноимённой оде (1817 или 1819), а также учитывает в «Руслане и Людмиле» опыт «богатырского песнотворения» сына Радищева, Николая Александровича, «Алёша Попович» (автором этой поэмы он ошибочно считал Радищева-отца). «Путешествие» оказалось созвучно тираноборческим и антикрепостническим настроениям Пушкина перед восстанием декабристов.
Основы мировоззрения Радищева были заложены в самый ранний период его деятельности.
Основы мировоззрения Радищева были заложены в самый ранний период его деятельности.
В 1780-х годах Радищев работал над «Путешествием», писал и другие сочинения в прозе и стихах. К этому времени относится огромный общественный подъём во всей Европе. Победа американской революции и последовавшая за ней французская создали благоприятный климат для продвижения идей свободы, чем и воспользовался Радищев. В 1781—1783 годах пишет оду «Вольность», отклик на победу американской революции, затем частично включенную в «Путешествие из Петербурга в Москву». В 1789 г. вступил в «Общество друзей словесных наук», оказав на него серьезное влияние. В том же году опубликовал статью «Беседа о том, что есть сын Отечества» (в журнале «Беседующий гражданин») и брошюру «Житие Фёдора Васильевича Ушакова» (анонимно), посвященное другу юности
Книга стала быстро раскупаться. Его смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных
Книга стала быстро раскупаться. Его смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных
Радищев был арестован, дело его было перепоручено С. И. Шешковскому. Посаженный в крепость, на
Радищев был арестован, дело его было перепоручено С. И. Шешковскому. Посаженный в крепость, на