- Главная
- Литература
- Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»
Содержание
- 2. М.Ю.Лермонтов. Морской пейзаж с парусной лодкой.1828-1831.
- 3. Парус Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул
- 4. Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он
- 5. Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! он счастия не ищет И
- 6. Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! он счастия не ищет И
- 7. Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как
- 8. Анализ текста Стихотворение «Парус» принадлежит к философской лирике М.Ю.Лермонтова, т.е. в основе текста лежат размышления о
- 9. В стихотворении три строфы. Каждая состоит из двух различных по своему характеру частей: первый и второй
- 10. Повтор слов и их симметричное расположение — синтаксический параллелизм (Что ищет он... Что кинул... счастия не
- 11. Динамическое изображение бури во второй строфе передается бессоюзным предложением (Играют волны — ветер свищет...) и нагнетанием
- 12. Интертекстуальные связи Образ паруса присутствует во многих других произведения русской литературы и в большинстве случаев этот
- 13. Напрямую восходит к лермонтовскому образ паруса в стихотворении К.Д.Бальмонта: Что достойно, что бесчестно, Что умам людским
- 15. Скачать презентацию
М.Ю.Лермонтов. Морской пейзаж с парусной лодкой.1828-1831.
М.Ю.Лермонтов. Морской пейзаж с парусной лодкой.1828-1831.
Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что
Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что
В первых стихах появляется образ паруса в дали моря.
С образом паруса связан мотив одиночества.
Одиночество подчеркивается пространственной антитезой: страна далекая – край родной.
В последних стихах катрена появляется олицетворение. Глагольные характеристики ищет и кинул показывают, что автор говорит о парусе как о человеке.
Эпитет одинокий, упоминание тумана моря, как и глагол белеет, задают расстояние между наблюдателем и парусом: парус виден издалека и взгляд охватывает все пространство.
Комментированное чтение
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия
И не от счастия бежит!
Вторая строфа резко
сближает точку зрения текста с
объектом изображения.
Корабль теперь виден в
деталях ("мачта"); слышен свист
ветра и скрип мачты.
Первые два стиха второй строки
создают динамическую картину,
подразумевающую, что носитель
точки зрения находится на
корабле.
Характеристика паруса (он
счастия не ищет//И не от
счастия бежит) есть
самохарактеристика лирического
субъекта.
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия
И не от счастия бежит!
Романтическая традиция создала
два стереотипа: «бегство»
и «стремление». Герой
либо порывает с миром
(зла, клеветы,
преследований или,
напротив, счастья) –бежит
«из», «от» или же устремляется к
миру мечты. (Ю.М.Лотман)
В данном тексте отрицаются
оба мотива – и стремления и
бегства. Странствие паруса (=жизнь лирического субъекта)
бесцельно.
Ср. в черновой редакции: «Увы!
Он ничего не ищет…»
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный,
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный,
Как будто в бурях есть покой!
В последнем катрене точка
зрения неожиданно
перемещается на ось «верх
низ».
Создается образ
трагического разрыва с жизнью: ясность
природы ("струя светлей
лазури", "луч солнца
золотой") соотносится только с
трагической "бурей" души.
Стихи 3-4 последней строфы
еще раз меняют смысл про-
изведения, делая его
парадоксальным: парус
стремится к буре, потому что
ищет покоя.
Анализ текста
Стихотворение «Парус» принадлежит к философской лирике М.Ю.Лермонтова, т.е. в основе
Анализ текста
Стихотворение «Парус» принадлежит к философской лирике М.Ю.Лермонтова, т.е. в основе
Написанное восемнадцатилетним поэтом, это стихотворение является предельным воплощением романтического мироощущения.
Главными темами стихотворения являются темы одиночества, неудовлетворенности миром, невозможности обрести гармонию.
Образ паруса в тексте приобретает символический смысл, становясь воплощением души лирического героя. Герой смотрит на парус и отождествляет себя с ним. Одиночество, мятежность, отчужденность от мира – все это характеристики героя, данные через сопоставление его и паруса.
Главным образом стихотворения при внимательном прочтении оказывается отнюдь не парус, а романтический герой – одинокий, страдающий в противоречивом, полном противоречий мире.
В стихотворении три строфы. Каждая состоит из двух различных по
В стихотворении три строфы. Каждая состоит из двух различных по
От строфы к строфе изменяется пространственная организация текста. От вполне понятной картины – герой видит парус в дали моря и размышляет о нем – до полного наложения образов паруса и лирического героя (наложение подчеркивается использованием местоимения он вместо слова парус во всех стихах кроме первого).
Основным художественным приемом создания текста является антитеза. При помощи антитез автор подчеркивает конфликт между парусом (героем) и окружающим миром. Положение «между» – морем и небом, «страной далекой» и «краем родным», бурей и покоем – создает впечатление одиночества в крайнем своем выражении.
Повтор слов и их симметричное расположение — синтаксический параллелизм (Что ищет
Повтор слов и их симметричное расположение — синтаксический параллелизм (Что ищет
Той же цели служит и инверсия, приводящая к смысловому или эмоциональному выделению слов: парус одинокой, в тумане моря голубом. Ср. обычный порядок: одинокой парус, в голубом тумане моря. Читатель обратит внимание на прилагательные, сдвинутые со своих обычных мест перед определяемым словом.
Выдвижение глаголов-сказуемых на позицию перед подлежащими передает динамизм изображаемой картины, активность проявления признака: белеет парус, играют волны.
Постановка дополнения перед сказуемым подчеркивает особое значение слова счастие, несущего в стихотворении большую нагрузку.
Поэт использует звукоподражание (ветер свищет, мачта... скрыпит), что усиливает ощутимый эффект бури.
Динамическое изображение бури во второй строфе передается бессоюзным предложением (Играют волны
Динамическое изображение бури во второй строфе передается бессоюзным предложением (Играют волны
Стихотворение «Парус» в русской поэзии стало воплощением романтизма. Темы одиночества и исканий души нашли в нем самое яркое свое выражение.
Интертекстуальные связи
Образ паруса присутствует во многих других произведения русской литературы и
Интертекстуальные связи
Образ паруса присутствует во многих других произведения русской литературы и
Сам Лермонтов еще не раз возвращался к образу паруса в своем творчестве.
Ср. образ паруса в «Герое нашего времени» (автореминисценция): «Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами... он ходит себе целый день по прибрежному песку... и всматривается в туманную даль; не мелькнет ли там... желанный парус...»
Напрямую восходит к лермонтовскому образ паруса в
стихотворении К.Д.Бальмонта:
Что достойно,
Напрямую восходит к лермонтовскому образ паруса в
стихотворении К.Д.Бальмонта:
Что достойно,
Что умам людским известно,
Что идет из рода в род,
Все, чему в цепях не тесно,
Смертью тусклою умрет.
Мне людское не знакомо,
Мне понятней голос грома,
Мне понятней звуки волн,
Одинокий темный челн
И далекий парус белый
Над равниной поседелой,
Над пустыней мертвых вод,
Мне понятен гордый, смелый,
Безотчетный крик: «Вперед!»
Интертекстуальные связи