ART И ФАКТ. Туймазинский след в искусстве

Содержание

Слайд 2

Амир Султанович Арсланов (1926-1987)

Амир Султанович Арсланов (1926-1987)

Слайд 3

Амир Арсланов родился 25 сентября 1926 года в деревне Кальшали Чукадытамакской

Амир Арсланов родился 25 сентября 1926 года в деревне Кальшали Чукадытамакской

волости Белебеевского кантона Башкирской АССР (Туймазинский район Республики Башкортостан)
Слайд 4

"Деревня наша очень красивая. С одной стороны высокие горы, наш дом

"Деревня наша очень красивая. С одной стороны высокие горы, наш

дом стоял у самого их подножья. В горах из-под земли выбивается множество родников. С другой стороны протекает небольшая речка, в которой мы в детстве любили купаться, недалеко от деревни - большой лес»
Амир Арсланов

Родные края. 1980 г.

Отчий дом. 1956 г.

Слайд 5

Отец будущего художника работал кузнецом. В семье было десять детей. Мать

Отец будущего художника работал кузнецом. В семье было десять детей. Мать

рано умерла.
В 17 лет его призвали в армию. Участвовал в Великой Отечественной войне. Прошел с боями Латвию, Литву, Эстонию. Войну закончил на передовой в г. Шауляе.
После этого служил пять лет в Ленинграде, в Гатчине.
Слайд 6

В 1950 году Амир Арсланов поступил учиться на художественное отделение училища

В 1950 году Амир Арсланов поступил учиться на художественное отделение училища

искусств в Уфе.
С 1955 по 1975 годы работал в городе Октябрьский. Здесь Арсланов создал много своих произведений.
Слайд 7

Творческая деятельность Амира Султановича была разнообразной. Он рисовал портреты, пейзажи, жанровые

Творческая деятельность Амира Султановича была разнообразной. Он рисовал портреты, пейзажи, жанровые

полотна.
С 1963 года –
член Союза художников  
Слайд 8

В числе ранних работ Амира Султановича Арсланова «Старый наш сарай», 1955

В числе ранних работ
Амира Султановича Арсланова
«Старый наш сарай»,
1955

год.
Холст. Масло

«Натюрморт с чайником»,
1958 год.
Холст. Масло

Слайд 9

Хорошее знание традиций русской художественной школы, умение построить перспективу, передать особенности

Хорошее знание традиций русской художественной школы, умение построить перспективу, передать особенности

световоздушной среды и игру природных цветов позволили Амиру Арсланову создать множество замечательных запоминающихся пейзажных работ: «Дорога», «Осенний день», «Весенний городской пейзаж», «Пасмурный день», «Нарыш-Тау. Утро», «Старый сарай», «Красный дом», «Лето. Полдень», «Осень в родном краю» и другие.
Слайд 10

«Нарыш-Тау. Утро», 1973 год. Холст. Масло

«Нарыш-Тау. Утро», 1973 год.

Холст. Масло

Слайд 11

«Лето. Полдень», 1980 год. Холст. Масло

«Лето. Полдень», 1980 год. Холст. Масло

Слайд 12

Осень в родном краю, 1986 год. Холст. Масло

Осень в родном краю, 1986 год.
Холст. Масло

Слайд 13

В творческом наследии художника имеется немало портретов современников, в которых автор

В творческом наследии художника имеется немало портретов современников, в которых автор

выражает уважение и интерес к людям труда, понимание их характера, показывает душевную и внешнюю красоту.
Таковы его работы «Мать», «Башкирка», «Портрет хирурга Кривошеева», «Женский портрет», «Доярка», «Нефтяник», «Портрет старого конюха», «Портрет старого большевика-революционера Шагиахметова», «Поэт Тимер Арслан», «Солдат тыла», «Участник Великой Отечественной войны Ш. Тухватуллин», «Портрет бывшего заместителя начальника политотдела 16-й Гвардейской башкирской кавалерийской дивизии С. Р. Кадырова» и т.д.
Слайд 14

«Башкирка», 1961 год. Холст. Масло

«Башкирка», 1961 год.
Холст. Масло

Слайд 15

«Портрет хирурга Кривошеева», 1969 год. Холст. Масло

«Портрет хирурга Кривошеева», 1969 год. Холст. Масло

Слайд 16

«Поэт Тимер Арслан», 1973 год. Холст. Масло

«Поэт Тимер Арслан», 1973 год.
Холст. Масло

Слайд 17

«Солдат тыла», 1974 год. Холст. Масло

«Солдат тыла», 1974 год.
Холст. Масло

Слайд 18

«Портрет бывшего заместителя начальника политотдела 16-й Гвардейской башкирской кавалерийской дивизии С.

«Портрет бывшего заместителя начальника политотдела 16-й Гвардейской башкирской кавалерийской дивизии
С.

Р. Кадырова»,
1984 год.
Холст. Масло 
Слайд 19

Широкую известность снискал Амир Арсланов своими живописными полотнами, написанными в историческом

Широкую известность снискал Амир Арсланов своими живописными полотнами, написанными в историческом

жанре.
В 1954 году ему, студенту Уфимского училища искусств, довелось позировать для образа Салавата Юлаева художнику Алексею Кузнецову, работавшему тогда над знаменитой картиной «Допрос Салавата».
Слайд 20

«Допрос Салавата Юлаева» - картина художника Алексея Кузнецова Холст. Масло При

«Допрос Салавата Юлаева» - картина художника Алексея Кузнецова
Холст. Масло

При создании

образа
Салавата Юлаева для картины позировал студент Уфимского училища искусств художник
Амир Арсланов.
Слайд 21

Амир Арсланов сам зажегся мыслью написать картину о башкирском герое, и

Амир Арсланов сам зажегся мыслью написать картину о башкирском герое,

и он ее осуществил через несколько лет после окончания училища. Итогом многолетней работы Амира Султановича стали работы, которые ныне занимают достойное место в изобразительном искусстве республики ‑ «Салават Юлаев» (1959), «Салават Юлаев с воинами» (1972), «Салават Юлаев с Пугачевым» (1983).
Слайд 22

«Салават Юлаев», 1959 год. Холст. Масло Картину «Салават Юлаев» Амир Арсланов

«Салават Юлаев», 1959 год.
Холст. Масло

Картину «Салават Юлаев» Амир Арсланов начал

писать в г. Октябрьский, куда попал по распределению.
В 1959 году картина «Салават Юлаев» была завершена. В ней художнику удалось создать сильный убедительный образ национального героя башкирского народа, ближайшего соратника и сподвижника Емельяна Пугачева.
Слайд 23

«Салават Юлаев с Пугачевым», 1983 год. Холст. Масло

«Салават Юлаев с Пугачевым», 1983 год.
Холст. Масло

Слайд 24

Исторические личности и темы стали основным содержанием жанровой живописи художника. Арсланов

Исторические личности и темы стали основным содержанием жанровой живописи художника. Арсланов

умело вводит в полотна изображение природы, состояние которой он тонко чувствует и передает. Её настроение зачастую определяет их эмоциональный, поэтический строй. Такова одна из последующих работ живописца «Встреча Габдуллы Тукая и Мажита Гафури» (1986 г.). Элегический образ природы Урала здесь подчеркивает настроение неторопливой беседы, глубокого раздумья героев.
Слайд 25

«Встреча Габдулы Тукая и Мажита Гафури», 1986 г. Холст. Масло

«Встреча Габдулы Тукая и Мажита Гафури», 1986 г.
Холст. Масло

Слайд 26

В 1978 году Амир Султанович написал свою лучшую картину «Лев Толстой

В 1978 году Амир Султанович написал свою лучшую картину «Лев Толстой

в степях Башкирии». В его основу положен документальный факт пребывания Льва Николаевича в Башкирии, куда он ездил лечиться кумысом на протяжении нескольких лет.
На фоне этого вольно раскинувшегося пейзажа, на первом плане фигуры Л.Н. Толстого и двух башкир. Момент доверительной, дружеской беседы, внимательной сосредоточенности персонажей тонко передан художником в их лицах, позах. В чертах знакомого лица угадываются глубокий ум, человечность. В образах башкир автор выявляет житейскую мудрость, серьезность. Фигуры людей вписаны в пейзаж, который своим эпическим звучанием придает картине значительность и масштабность. В ней - размышления автора о жизни, нравственной силе и мудрости народа, о связи человека и природы.

 

Слайд 27

В 1978 году Амир Арсланов написал свою лучшую картину «Лев Толстой в степях Башкирии». Холст. Масло

В 1978 году Амир Арсланов написал свою лучшую картину
«Лев Толстой

в степях Башкирии».
Холст. Масло
Слайд 28

Широко распространенная в советские годы ленинская тематика не обошла стороной и

Широко распространенная в советские годы ленинская тематика не обошла стороной и

творчество
Амира Арсланова.
В 1985 году он пишет картину
«Встреча
В.И. Ленина
с братьями Носковыми
на хуторе
Яхии Тукаева».
Холст. Масло
Слайд 29

Серию работ Амир Султанович Арсланов посвятил Александру Сергеевичу Пушкину, поэзию которого

Серию работ Амир Султанович Арсланов посвятил Александру Сергеевичу Пушкину, поэзию которого

знал и любил. В 1981 году в результате поездки по пушкинским местам Оренбуржья он создал ряд натурных этюдов: «Крутой обрыв, на вершине которого стояла Нижнеозерская крепость», «Белые меловые горы вдоль реки Яик» и другие документальные зарисовки мест, связанных с пугачевским восстанием и пребыванием А.С. Пушкина. Картины этих мест, рассказы краеведов позволили художнику словно перенестись в то время и пережить те ощущения, которые испытывал поэт, собиравший здесь материал о пугачевском движении.
Слайд 30

«Александр Сергеевич Пушкин в окрестностях Белогорской крепости», 1986 год. Холст. Масло

«Александр Сергеевич Пушкин в окрестностях Белогорской крепости», 1986 год.
Холст. Масло 

Слайд 31

С 1958 года Арсланов Амир Султанович принимал участие на всех республиканских

С 1958 года Арсланов Амир Султанович принимал участие на всех республиканских

выставках, г. Уфа.
Зональные выставки «Урал социалистический»: Свердловск, 1964; Пермь, 1967; Челябинск, 1969.
Персональная выставка, Уфа, 1970.
Выставка произведений художников автономных республик Российской Федерации, Москва, 1971.
Персональная выставка, Октябрьский, 1975.
Слайд 32

В 1986 году Амир Султанович Арсланов был удостоен звания «Заслуженный художник

В 1986 году Амир Султанович Арсланов был удостоен звания «Заслуженный художник

БАССР», что явилось признанием его вклада в изобразительное искусство республики. 
Тяжелая болезнь оборвала жизнь художника 23 февраля 1987 года.
Картины художника хранятся в Башкирском художественном музее им. М. Нестерова, частных коллекциях.
Слайд 33

Школьный музей с. Кальшали Земляки Амира Султанова бережно хранят память о выдающемся художнике

 Школьный музей
с. Кальшали

Земляки
Амира Султанова бережно хранят память о выдающемся художнике

Слайд 34

Материалы взяты из книги: Амир Арсланов, заслуженный художник БАССР: живопись: кат.

 Материалы взяты из книги:

Амир Арсланов, заслуженный художник БАССР: живопись: кат.

выст. / [авт. вступ. ст. и сост. искусствовед Сорокина В. М.]. — Уфа: [б. и.], 1988-89. — [28] с.: цв. ил., ил., портр. — В надзаг.: М-во культуры БАССР, Союз художников БАССР.