- Главная
- Литература
- Блок Александр Александрович (1880-1921)
Содержание
- 2. 6. Почему братья Кирсановы не принимали нигилистических идей Базарова? 7. Справедливы ли слова Н.Н.Страхова о том,
- 3. 2. «Какой поступок можно назвать бесчестным?»
- 4. 3. «Согласны ли вы с утверждением Э.М.Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
- 5. 4. «Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?»
- 6. 5. «Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?»
- 7. Вхожу я в темные храмы… Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я
- 8. Незнакомка По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и
- 9. И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. Глухие
- 10. Россия Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные
- 11. О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой
- 12. Фабрика В соседнем доме окна жолты. По вечерам — по вечерам Скрипят задумчивые болты, Подходят люди
- 13. Русь Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь. Дремлю — и за дремотой тайна,
- 14. Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет
- 15. В ресторане Никогда не забуду (он был, или не был, Этот вечер): пожаром зари Сожжено и
- 16. На железной дороге Марии Павловне Ивановой Под насыпью, во рву некошенном, Лежит и смотрит, как живая,
- 17. О, я хочу безумно жить: Всё сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить! Пусть
- 19. Скачать презентацию
6. Почему братья Кирсановы не принимали нигилистических идей Базарова?
7. Справедливы ли
6. Почему братья Кирсановы не принимали нигилистических идей Базарова? 7. Справедливы ли
2. «Какой поступок можно назвать бесчестным?»
2. «Какой поступок можно назвать бесчестным?»
3. «Согласны ли вы с утверждением Э.М.Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
3. «Согласны ли вы с утверждением Э.М.Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
4. «Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?»
4. «Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?»
5. «Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во
5. «Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во
Вхожу я в темные храмы…
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный
Вхожу я в темные храмы…
Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный
В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты. 1902
Незнакомка
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний
Незнакомка
По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний
А рядом у соседних столиков Лакеи сонные торчат, И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas!»* кричат.
И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И
И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И
* In vino veritas! — Истина — в вине! (лат.)
Россия
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы
Россия
Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы
Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одной заботой боле -
Одной слезой река шумней
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
1908
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда
О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда
Но час настал, и ты ушла из дому. Я бросил в ночь заветное кольцо. Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роем… Вино и страсть терзали жизнь мою… И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою…
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
Менделеева_Белый_роман_сын1908
Фабрика
В соседнем доме окна жолты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые
Фабрика
В соседнем доме окна жолты. По вечерам — по вечерам Скрипят задумчивые
И глухо заперты ворота, А на стене — а на стене Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине.
Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
Цикл «Распутье» 1903
Русь
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю —
Русь
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю —
И в тайне — ты почиешь, Русь.
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,
Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.
Где буйно заметает вьюга
До крыши — утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвее.
Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины...
Так — я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.
И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.
Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот — она не запятнала
Первоначальной чистоты.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь. Она и в снах необычайна, Ее одежды не коснусь. 1906
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть
Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть
Прощание с символизмом- выбор пути 1912
В ресторане
Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром
В ресторане
Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре - фонари.
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.
Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
актриса и художница Ольга Судейкина
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: "И этот влюблён".
И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки...
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки...
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка...
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: "Лови!.."
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви. 1907.
На железной дороге
Марии Павловне Ивановой
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и
На железной дороге
Марии Павловне Ивановой
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и
Бывало, шла походкой чинною На шум и свист за ближним лесом. Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом.
Три ярких глаза набегающих — Нежней румянец, круче локон: Быть может, кто из проезжающих Посмотрит пристальней из окон…
Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели.
Каренина_»Воскресение»
Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…
Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною,
Скользнул — и поезд в даль умчало.
Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая…
Да что — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов…
Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.
1910
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся
О, я хочу безумно жить: Всё сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся
Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне,- Быть может, юноша весёлый В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его? Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!
«Ямбы» 1914