Содержание
- 2. Салтыков-Щедрин, убежденный прозаик, шутил, что писать стихи — все равно, что ходить по разостланной по полу
- 3. Некоторые полагают, что содержание стихов то же, что и прозы, что поэзия отличается от нее лишь
- 4. «Я вас любил… Может быть, в моей душе любовь не совсем угасла, но пусть она больше
- 5. Чем же отличается стихотворная речь от прозы? Очень удачно это определил Б. В. Томашевский: 1) стихотворная
- 6. Первый признак интернационален. «стихотворная речь дробится на сопоставимые между собой единицы (стихи), а проза есть сплошная
- 7. Второй признак сугубо национален. «стих обладает внутренней мерой (метром), а проза ею не обладает... Для современного
- 8. Ритм стихов — не музыкальный, а речевой «В стихе нет ничего, кроме того, что есть в
- 9. То, что случайно и незаметно в прозе, организовано и ясно слышно в стихах: В разговоре, на
- 10. В русском стихе ударение в слове подвижно В русском стихе ударение в слове может стоять на
- 11. Изменение места ударения может менять значение слова или его грамматическую форму. Поэтому ударный гласный звук произносится
- 12. РУССКИЙ СТИХ – ЭТО СТИХ ТОНИЧЕСКИЙ Основа ритмичности русского стиха — более или менее урегулированное чередование
- 13. Тонический стих имеет ряд по-разному звучащих видов: силлабо-тонический стих акцентный, или чисто тонический, стих ряд переходных
- 14. Силлабо-тонический стих Это самая строгая форма тонического стиха. Он господствовал в русской поэзии с конца 30-х
- 15. Акцентный, или чисто тонический, стих Это противоположность силлабо-тонического стиха, самая свободная форма. В акцентном стихе урегулировано,
- 16. МЕТРИКА Тредиаковский и Ломоносов, внедрившие силлабо-тонику в нашу поэзию, делили каждый стих на единообразные стопы —
- 17. « » - ударный слог « » - безударный слог 2-сложных размеров два: Хорей Ямб
- 18. « » - ударный слог « » - безударный слог «Буря мглою небо кроет» Хорей четырехстопный
- 19. « » - ударный слог « » - безударный слог «Пора, пора, рога трубят» Ямб 4-стопный
- 20. « » - ударный слог « » - безударный слог 3-сложных размеров три: Дактиль Амфибрахий Анапест
- 21. « » - ударный слог « » - безударный слог Дактиль 3-стопный «Вырыта заступом яма глубокая»
- 22. « » - ударный слог « » - безударный слог Амфибрахий 3-стопный «В глубокой теснине Дарьяла»
- 23. « » - ударный слог « » - безударный слог Анапест 3-стопный «Разъезжаются гости домой»
- 24. « » - ударный слог « » - безударный слог 2-сложных размеров два: Хорей Ямб 3-сложных
- 25. В приведенных примерах метрическая схема выдержана идеально, но она нередко нарушается. Мой дядя самых честных правил,
- 26. ПИРРИХИЙ Тредиаковский и Ломоносов считали, что в случае пропуска метрического ударения появляется особая вспомогательная стопа из
- 27. ПИРРИХИЙ Стихов с пиррихиями больше, чем полноударных, например, в 4-стопном ямбе полноударных в среднем только около
- 28. В стопе ямба и хорея два слога. Если пытаться писать сплошь полноударными ямбами или хореями, придется
- 29. СПОНДЕЙ Кроме пиррихиев встречаются и другие, менее частые нарушения единообразия стоп - сверхсхемные (внеметрические) ударения: «Швед,
- 30. Деление стиха на стопы искусственно. Теперь принято делить стихи на икты, т. е. на сильные места,
- 31. МЕТР – это стопа, т. е. вид 2-сложника или 3-сложника: ямб, хорей, анапест и т. д.
- 32. Стихи одного метра, но разных размеров, звучат различно. «Не знай печали» (2-стопный ямб); «Подруга думы праздной»
- 33. Своеобразно звучат разностопные стихи с урегулированным чередованием стихов разной длины Жуковский В. А. «Вечер» Пушкин А.
- 34. Особая категория — так называемые вольные стихи Стихи разной длины чередуются неупорядоченно. Такие несимметричные стихи очень
- 35. В лирических вольных ямбах колебание стопностей не столь контрастно, обычно от 6 до 4 Державин Г.
- 36. У Саши Черного, Маяковского и Пастернака встречаются вольные ямбы и хореи с 7-, 8- и даже
- 37. КЛАУЗУЛА Ритмические окончания, или клаузулы, различаются по месту ударения от конца стиха. «Прости мне, милый друг»
- 38. ЦЕЗУРА Цезура — постоянный словораздел, делящий стихи на полустишия. В длинных стихах без цезуры слух уже
- 39. В классическом 6-стопном ямбе цезура всегда стояла на 3-й стопе (т. е. после 6-го слога): «Унылая
- 40. Бесцезурные 6-стопные ямбы звучат менее ритмично, это «хромой» размер. В подобном размере обычно преобладают стихи цезурованные,
- 41. Силлабо-тонические размеры: ПЕОНЫ пеон I пеон II пеон III пеон IV
- 42. Пеон I К. Д. Бальмонт (см. «Придорожные травы»)
- 43. Пеон II Из пеонов II известность получило стихотворение И. П. Мятлева «Фонарики»
- 44. Пеон III Пеоны редки, однако 3-стопный пеон III встречается относительно часто.
- 45. Пеон IV Пеон IV впервые встречается у Бальмонта, однажды — у М. А. Кузьмина (Ау, Сергунька!
- 46. Формы стиха, отклоняющиеся от строгой урегулированности силлабо-тоники. ПЕРЕМЕННАЯ АНАКРУЗА Всего в стихотворении «Земля и небо» (М.
- 47. Формы стиха, отклоняющиеся от строгой урегулированности силлабо-тоники. ЛОГАЭД В античной поэзии небольшие стихотворения писались часто особыми
- 48. Формы стиха, отклоняющиеся от строгой урегулированности силлабо-тоники. ДОЛЬНИК Из русских логаэдов и по примеру немецкой поэзии
- 49. Формы стиха, отклоняющиеся от строгой урегулированности силлабо-тоники. ТАКТОВИК Тактовик — более свободный стих с амплитудой колебаний
- 50. Формы стиха, отклоняющиеся от строгой урегулированности силлабо-тоники. ВЕРЛИБР Верлибр – это своеобразная форма стиха, лишенная единого
- 51. Имеют ли метры и размеры связь с содержанием стихотворных произведений? Некоторые закономерности уловить действительно можно. Длинные
- 52. Но обычное не есть обязательное. Сравните, например, написанные коротким размером «Мои пенаты» (Батюшков К. Н. ),
- 53. Литературная традиция может как бы прикрепить тот или иной размер к определенной теме или жанру. Тогда
- 54. Очень устойчив экспрессивный ореол 3-стопного пеона III мужского, со смежной рифмовкой. Начиная с Сумарокова, им писали
- 56. Скачать презентацию