«Драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного содружества»

Содержание

Слайд 2

Болдинская осень 1830 года «Повести» созданы в Болдине. Тогда А.С. Пушкин

Болдинская осень 1830 года
«Повести»
созданы в Болдине.
Тогда А.С. Пушкин создал

около 30-ти стихотворений и 20-ти самых значительных своих произведений.
Слайд 3

Болдинский период в творчестве поэта – «туго стянутый узел великих концов

Болдинский период в творчестве поэта –
«туго стянутый узел великих

концов и великих начал».
/Д.Д.Благой/

Болдинская осень 1830 года

Слайд 4

Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.

Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.

Слайд 5

«Повести Белкина» «Это не случайный набор произведений, а цикл, части которого

«Повести Белкина»

«Это не случайный набор произведений, а цикл,
части которого связаны

друг с другом. Повести возникали, как связанные взаимно, одна с другой, словно части естественного, тяготеющие к единству».
Сергей Георгиевич Бочаров
Слайд 6

Композиция. Теория вопроса. Композиция – это построение произведения. Цель композиции в

Композиция. Теория вопроса.

Композиция – это построение произведения.
Цель композиции в любом

произведении:
расположить все отрезки текста так, чтобы произведение давало полное выражение идеи.
Слайд 7

Рама /рамка/. Теория вопроса. Начало и конец текста принято обозначать термином

Рама /рамка/. Теория вопроса.

Начало и конец текста принято обозначать термином рама,

или рамка.
Начало текста состоит из следующих компонентов: имя /псевдоним/ автора, заглавие, подзаголовок, посвящение, эпиграф /эпиграфы/, предисловие, вступление, пролог.
Конец текста может включать авторское послесловие, оглавление, а также авторские примечания, которые входят в основной текст произведения.
Слайд 8

Роль рамы. Теория вопроса. Рама придает произведению характер завершенности, усиливает его

Роль рамы. Теория вопроса.

Рама придает произведению характер завершенности, усиливает его внутреннее

единство.
В авторских циклах, где отдельный текст может рассматриваться как самостоятельное произведение, именно наличие «рамы» обнаруживает взаимосвязь всех частей, их подчиненность единому замыслу.
Слайд 9

«Повести Белкина» Первый знак текста – заглавие. С одной стороны все

«Повести Белкина»

Первый знак текста – заглавие.
С одной стороны все

просто: указан жанр – повести.
А с другой стороны оно для читателя загадочно: в нем говорится о Белкине и издателе А.П.
Кто это?
Слайд 10

Загадочный издатель А.П. – дистанция №1 Эпиграф из комедии Д.И. Фонвизина

Загадочный издатель А.П. – дистанция №1

Эпиграф из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»,

дан
ко всем повестям:
«П р о с т а к о в а
- То, мой батюшка, он еще с измальства к историям охотник.
С к о т и н и н
- Митрофан по мне».
Слайд 11

Из письма А.С.Пушкина П.А.Плетневу Декабрь 1830 года. «Написал я прозою 5

Из письма А.С.Пушкина П.А.Плетневу Декабрь 1830 года.
«Написал я прозою 5 повестей, от

которых Баратынский ржет и бьется и которые напечатаем также Anonyme».

Евгений Баратынский

Слайд 12

Загадочный издатель А.П. – дистанция №1 В июне 1830г. у анонима

Загадочный издатель А.П. – дистанция №1

В июне 1830г. у анонима появилось

имя – «покойник Белкин, славный малый». После того, как повести прошли цензуру, Пушкин прислал «Предисловие» с биографией Белкина.
«А.П.» появляется также в самом конце повестей всего одним предложением:
«Конец повестям И.П. Белкина».
Слайд 13

Эпиграфы. «Выстрел» «Стрелялись мы» Из поэмы Евгения Баратынского «Бал», 1828 «Я

Эпиграфы. «Выстрел»

«Стрелялись мы»
Из поэмы Евгения Баратынского «Бал», 1828
«Я поклялся

застрелить его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел)».
Из Александра Бесстужева-Марлиинского «Вечер на бивуаке», 1822
Слайд 14

Эпиграфы. «Метель» «Кони мчатся по буграм, Топчут снег глубокий… Вот в

Эпиграфы. «Метель»

«Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокий…
Вот в

сторонке божий храм
Виден одинокий…»
Из баллады В.А.Жуковского «Светлана», 1813
Слайд 15

Эпиграфы. «Гробовщик» «Не зрим ли каждый день гробов, Седин дряхлеющей вселенной?»

Эпиграфы. «Гробовщик»

«Не зрим ли каждый день гробов,
Седин дряхлеющей вселенной?»
Из

оды Г.Р.Державина на смерть Г.А.Потемкина «Водопад»,1798
Слайд 16

Эпиграфы. «Станционный смотритель» «Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор». Из стихотворения князя Петра Вяземского «Станция», 1825

Эпиграфы. «Станционный смотритель»

«Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор».
Из стихотворения князя

Петра Вяземского «Станция», 1825
Слайд 17

Эпиграфы. «Барышня-крестьянка» «Во всех ты, Душенька, Нарядах хороша». Из поэмы Ипполита Богдановича «Душенька», 1783

Эпиграфы. «Барышня-крестьянка»

«Во всех ты, Душенька,
Нарядах хороша».
Из поэмы Ипполита Богдановича

«Душенька», 1783
Слайд 18

Вывод первый Эпиграфы почти все взяты из поэтических произведений /из 2-х

Вывод первый

Эпиграфы почти все взяты из поэтических произведений /из 2-х поэм,

баллады, оды, стихотворения /,
а повести Пушкина - проза.
В «Повестях» встречаются и высокая поэзия, и проза жизни /обыденность/.
Повести – это своеобразный диалог Пушкина с поэтами современниками и старшим поколением писателей.
Слайд 19

Белкин Иван Петрович – дистанция № 2 И.П.Белкин - собиратель повестей,

Белкин Иван Петрович – дистанция № 2

И.П.Белкин - собиратель повестей, писатель.


Уже в заголовке Белкин и А.П. разделены.
А в биографии есть общее: оба помещики, писатели, их роднит «охота к чтению и занятиям по русской словесности», родились почти в один год: Белкин - в 1798, а Пушкин - в 1799.
Они современники!
Слайд 20

Вывод второй Пушкин предлагает взглянуть на судьбу Белкина с горькой усмешкой.

Вывод второй

Пушкин предлагает взглянуть на судьбу Белкина с горькой усмешкой.
Изображает

собирателя и писателя повестей как героя своего времени.
Слайд 21

Рассказчики повестей – дистанция № 3 Важную композиционную роль в каждой

Рассказчики повестей – дистанция № 3

Важную композиционную роль в каждой повести

играет рассказчик.
В каждой из пяти - он свой.
В рукописи Белкина помечено,
от кого он слышал повесть,
указаны чин или звание и инициалы рассказчика.
Слайд 22

Дистанция автора А.С. Пушкин А.П. издатель И.Л.П. Подполковник 1«Выстрел» девица К.И.Т.

Дистанция автора

А.С. Пушкин

А.П.
издатель

И.Л.П.
Подполковник
1«Выстрел»

девица К.И.Т.
2«Метель»

И.П. Белкин
собиратель,
писатель

А.Г.Н.
Титулярный советник
4
«Станционный смотритель»
Б.В. Приказчик
3 «Гробовщик»

девица

К.И.Т.
5«Барышня--крестьянка»
Рассказчики

О Белкине –
письмо соседа
из Ненарадово
1830год

Слайд 23

Вывод третий Еще загадка… Почему автор «спрятался»? Во время прохождения цензуры

Вывод третий

Еще загадка… Почему автор «спрятался»?
Во время прохождения цензуры имя Пушкина

не упоминалось – и в этом была задумка самого поэта.
Введение рассказчиков создает атмосферу живой беседы с читателем.
Рассказчик – это глубоко личная история и определенная точка зрения на происходящее, далекая или близкая авторской.
Слайд 24

Порядок написания повестей А.С. Пушкиным 1 «Гробовщик» 2 «Станционный смотритель» 3

Порядок написания повестей А.С. Пушкиным

1 «Гробовщик»
2 «Станционный смотритель»
3

«Барышня-крестьянка»
4 «Выстрел»
5 «Метель»

Порядок
размещения в сборнике

(4)«Выстрел»
(5)«Метель»
(1)«Гробовщик»
(2)«Станционный смотритель»
(3)«Барышня-крестьянка»

Слайд 25

«Выстрел» и «Метель»

«Выстрел» и «Метель»

Слайд 26

«Гробовщик» и «Станционный смотритель»

«Гробовщик» и

«Станционный смотритель»

Слайд 27

«Барышня-крестьянка»

«Барышня-крестьянка»

Слайд 28

Порядок размещения в сборнике «Выстрел» «Метель» «Гробовщик» «Станционный смотритель» «Барышня-крестьянка»


Порядок размещения в сборнике

«Выстрел»
«Метель»
«Гробовщик»
«Станционный смотритель»
«Барышня-крестьянка»

Слайд 29

Вывод четвертый А.С.Пушкин строит цикл повестей образными «блоками», структурными единствами. Композиция

Вывод четвертый

А.С.Пушкин строит цикл повестей образными «блоками», структурными единствами.
Композиция цикла

повестей, как у всякого гения, сложна и необычна.
Поэтому и авторские загадки неисчерпаемы..