Электронные учебные материалы к уроку литературы в 7 классе по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашни

Содержание

Слайд 2

«Песня про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов 7 класс Над могилой Калашникова живой речью говорит предание. Белинский

«Песня про купца Калашникова»

М.Ю.Лермонтов
7 класс

Над могилой Калашникова
живой речью говорит предание.

Белинский
Слайд 3

Слайд 4

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова


Поэма напечатана при жизни поэта в 1838 г. в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду“» и в 1840г. в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова».
В издании «Стихотворений» поэма датирована 1837г., но возможно, что замысел ее возник несколько раньше. По содержанию она связана как со стихотворением «Бородино» (1836), пафос которого — мечта о богатырях духа, так и с «Думой» (1838), исполненной негодования на больное, бездеятельное поколение. В «Песне» отразились размышления Лермонтова о нравственных и политических проблемах своей эпохи, о судьбе и правах человеческой личности, в частности, о судьбе и трагической дуэли Пушкина.
Слайд 5

Белинский писал, что здесь «поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его

Белинский писал, что здесь «поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его

русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства...» (В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т.4, М., 1954, с.504).
Слайд 6

Иван Грозный

Иван Грозный

Слайд 7

Москва эпохи Ивана Грозного

Москва
эпохи
Ивана
Грозного

Слайд 8

История опубликования Опубликование «Песни» встретило серьезные затруднения. Когда поэма была отправлена

История опубликования

Опубликование «Песни» встретило серьезные затруднения. Когда поэма была отправлена в

цензуру, «цензор нашел совершенно невозможным делом напечатать стихотворение человека, только что сосланного на Кавказ за свой либерализм. Издатель „Прибавлений“ выручил стихотворение только тем, что обратился к Жуковскому, который был в великом восторге от стихотворения Лермонтова, находил, что его непременно надо напечатать, и дал г.Краевскому письмо к министру народного просвещения. Уваров нашел, что цензор был прав в своих опасениях, но разрешил печатание на своей ответственности, не позволив, однако, ставить имени Лермонтова, которое было заменено случайными буквами» (А. Н. Пыпин. Лермонтов. — В кн.: Сочинения Лермонтова под ред. П. А. Ефремова, т.1. СПб., 1873, с.LII).
Слайд 9

История создания Возможно, что вспомнился Лермонтову и эпизод, рассказанный Н. М.

История создания

Возможно, что вспомнился Лермонтову и эпизод, рассказанный Н. М. Карамзиным

и относящийся к эпохе Ивана IV, о чиновнике Мясоеде Вислом, который «имел прелестную жену: ее взяли, обесчестили... а ему отрубили голову» (Н. М. Карамзин. История государства Российского, т.9. СПб., 1834, с.160). Первый на это указал П. В. Владимиров (см. его книгу: Исторические и народно-бытовые сюжеты в поэзии М. Ю. Лермонтова. Киев, 1892, с.17). Обобщенный образ Ивана IV создан Лермонтовым в духе народной традиции — исторических песен об Иване Грозном — и отчасти «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.
Слайд 10

С отроческих лет Лермонтову был свойствен интерес к народному творчеству (см.:

С отроческих лет Лермонтову был свойствен интерес к народному творчеству (см.:

М. Азадовский. Фольклоризм Лермонтова. — В кн.: Литературное наследство, т.43—44, М., 1941, с.227—262). Позже он еще более усилился под влиянием родственника и друга поэта — С. А. Раевского, который был знатоком и собирателем фольклора. В литературе о Лермонтове неоднократно указывалось на связь «Песни» с народной поэзией, в частности с былинами и историческими песнями (см.: М. Штокмар. Народно-поэтические традиции в творчестве Лермонтова (там же, с.263—352); В. Э. Вацуро. М. Ю. Лермонтов. — В кн.: Русская литература и фольклор (первая половина XIX в.). Л., 1976, с.227—238). Поэт несомненно знал, например, «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым», изданные в 1804 и 1818 гг. Некоторые из них («Мастрюк Темрюкович», «Иван Годинович» и др.) в какой-то степени отразились в «Песне».
Слайд 11

Опричники

Опричники

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Попробуем сопоставить речь героев «Песни…», объяснив некоторые слова. Кирибеевич: не кори,

Попробуем сопоставить речь героев «Песни…», объяснив некоторые слова.

   Кирибеевич:
не кори,

не обвиняй,
не упрекай,
раб,
недостойный, запотчевать,
прогневал,
прикажи казнить,
тяготит.

 Степан Парамонович:
лиха беда,
опозорил,
не стерпеть,
не вынести,
насмерть биться,
не сробейте.

Слайд 15

Как видят художники сцену кулачного боя. Какой вы представляете себе эту

Как видят художники сцену кулачного боя. Какой вы представляете себе эту

сцену и героев «Песни…»?
Какая из иллюстраций ближе вашему представлению о героях?
Слайд 16

Слайд 17

Словарная работа По высокому месту лобному . Лобное место в Москве

Словарная работа

По высокому месту лобному . Лобное место в Москве —

«каменная подвысь против Спасских ворот; никогда не было местом казни, а царским и патриаршим, при беседе с народом, при народных торжествах и молебствиях; с него же читались указы, приговоры; казни происходили близ, на площади Китай-города». (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, т.2. И—О. М., 1955, с.261).
Слайд 18

Слайд 19

Сравните «Песню про купца…»с народной песней о Степане Разине: Схороните меня,

Сравните «Песню про купца…»с народной песней о Степане Разине:

Схороните меня,

братцы, между трех дорог: Меж Казанской, Астраханской, славной Киевской; В головах моих поставьте животворный крест, Во ногах моих положьте саблю вострую. Буде старый человек пойдет — помолится… Буде млад человек пойдет — в гусли наиграется…

«Ах вы милые сотоварищи! Похороните меня, добра молодца, Промежду трех дорог — первой Питерской, Другой Владимирской, третьей Киевской... Во правую ручку дайте саблю вострую, Во левую ручку калену стрелу, В головах поставьте чуден-дивен крест, Во ногах поставьте ворона коня». Кто ни йдет, кто ни едет мимо молодца, Мимо молодца, всяк помолится…