Фельетон. Виды фельетонного образа. Поэтика фельетона: приемы сатирического заострения

Слайд 2

Смех – это радость чувств и смысла на их пределе. Нанси

Смех – это радость чувств и смысла на их пределе.
Нанси Жан-Люк
Смех

парадоксален. Смех — единственный из всех эмоциональных ответов, который во многом противоречит предмету, его породившему. …смех, выражающий, несомненно, приятное, радостное чувство, оказывается при пристальном рассмотрении ответом на событие, в котором человеческий глаз или ухо уловили, помимо всего прочего, нечто достойное осуждения и отрицания.
Л.В.Карасев
Слайд 3

Основной способ создания фельетонного образа: сатирическое заострение Факт сознательно деформируется фельетонистом

Основной способ создания фельетонного образа: сатирическое заострение

Факт сознательно деформируется фельетонистом для

того, чтобы выявить комическое. Этот процесс называется «сатирическое заострение».
Важно, чтобы эта доминирующая черта позволила воссоздать узнаваемый социальный тип. В этом случае происходит сатирическая типизация.
Слайд 4

Приемы сатирического заострения Гипербола - резкое преувеличение Гротеск - фантастическое преувеличение

Приемы сатирического заострения

Гипербола - резкое преувеличение
Гротеск - фантастическое преувеличение
Пародирование

- утрированное подражание
Литота - резкое преуменьшение
Используются на уровне детали (гиперболическая деталь, реплика) и на уровне всего текста (развернутая гипербола - факт дописывается возможными гипертрофированными последствиями).
Слайд 5

Приемы создания образа Сатирическое заострение (на уровне детали, фрагмента или целого

Приемы создания образа

Сатирическое заострение (на уровне детали, фрагмента или целого текста)
Портретная

характеристика (подчеркивает главное комическое несоответствие, не такая развернутая как в очерке)
Речевая характеристика (персонажи «проговариваются», противоречие между собственной незначительностью и претензией на авторитетность).
Психологическая характеристика (поступки, реакции, действия)
Слайд 6

Виды образов в фельетоне образ персонажа образ явления, или образ-тезис.

Виды образов в фельетоне

образ персонажа
образ явления, или образ-тезис.

Слайд 7

Образ персонажа Сатирический образ менее индивидуализирован, чем очерковый. Здесь важны типические

Образ персонажа

Сатирический образ менее индивидуализирован, чем очерковый. Здесь важны типические черты.

Поэтому психологические характеристики и мотивировки заменяются, как правило, логической целесообразностью, связанной с задачами публицистического обличения.
Наблюдается тяготение к созданию образов-масок, oбpaзов-категорий и образов-понятий.
Нередко в качестве таких масок используются образы литературных персонажей. Герой фельетона сопоставляются с этим персонажем, приобретая узнаваемые черты и превращаясь в сатирический образ-маску.