Философия истории Толстого в романе Война и мир

Содержание

Слайд 2

Русский писатель Лев Николаевич Толстой оставил после себя великое наследие. Его


Русский писатель Лев Николаевич Толстой оставил после себя великое наследие.

Его жизнь была полна мучительных и напряженных исканий.
Некрасов отозвался на появление нового писателя так: «Это талант новый и, кажется, надежный». Тургенев отмечал, что первое место среди литераторов принадлежит Толстому по праву, что скоро «одного только его и будут знать в России». писатель глубоко и всесторонне исследовал возможности человеческой личности, ее способность к духовному росту, приобщение к высоким целям человеческого бытия.
Слайд 3

В философии истории Толстого одним из основных утверждений является тезис: война


В философии истории Толстого одним из основных утверждений является тезис:

война есть «противное человеческому разуму и человеческой природе событие», то мы увидим неразрывную связь в романе важнейших исторических событий и строя мыслей рядового участника этих событий, даже их наблюдателя. Писателем история реконструируется как непрерывная борьба наполеоновской идеи с идеей мира. Роман посвящен не только России, но и всей русской истории в целом.
Лихачев задается вопросом: «Какую же „народную“ точку зрения на русскую историю мог он вычитать у Карамзина?». И объясняет, что «Карамзин добросовестно пересказывал источники. Через «Историю Государства Российского» Толстой постигал летописи и исторические воинские повести. И замечательно, что концепция «Войны и мира» — это расширенная концепция русских воинских повестей ХШ-ХVII вв. Не с XI и XII, а только с XIII в.
Слайд 4

«Вторгающийся враг, захватчик, не может быть добр и скромен... Образ вторгшегося

«Вторгающийся враг, захватчик, не может быть добр и скромен... Образ вторгшегося

врага определяется только его деянием — его вторжением». У Наполеона в романе есть антипод — Кутузов.
Слайд 5

Кутузова Толстой выбирает в качестве воплощения образа освободителя, национального героя, поскольку


Кутузова Толстой выбирает в качестве воплощения образа освободителя, национального героя,

поскольку именно под его предводительством удалось разбить врага, спасти Отечество. Вместе с тем, для Толстого важно, что под предводительством Кутузова не были совершены заграничные захватнические походы.
Слайд 6

Несмотря на то, что, казалось бы, Кутузов мало внимания уделяет проблемам


Несмотря на то, что, казалось бы, Кутузов мало внимания уделяет

проблемам тактики и стратегии, он оказывается наиболее дальновидным, ошибки его крайне редки. Он знает, что если русское войско находится на волне подъема патриотического чувства, то победа обязательно придет. Вершиной подъема русского духа является, без сомнения, Бородинское сражение.
Слайд 7

Главная цель Кутузова — ослабить силы соперника, заставить его понести максимальные


Главная цель Кутузова — ослабить силы соперника, заставить его понести

максимальные потери. Кутузов также планировал использовать превосходство своей армии в артиллерии. Во время подготовки к контрнаступлению М. И. Кутузов объединил силы армейских и крестьянских партизанских отрядов. К партизанской борьбе также были привлечены ряды ополчений. Создание летучих партизанских отрядов было вызвано необходимостью препятствовать снабжению французской армии. Русским партизанам удавалось успешно действовать в тылу и на коммуникационных линиях французов.
Наиболее известны следующие командиры этих армейских партизанских отрядов: Денис Давыдов, Александр Сеславин и Александр Фигнер.
Слайд 8

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в философии истории Толстого


Таким образом, мы можем сделать вывод, что в философии истории

Толстого утверждается мысль о движимости исторического процесса двумя силами — народной силой и высшей силой. Л. Н. Толстой говорит о том, что отдельная историческая личность, какой бы великой она ни была, не способна оказать существенного влияния на исторический процесс. В романе «Война и мир» на примере образа Наполеона Л. Н. Толстой развенчивает наполеоновскую идею, показывая, что великой личности надлежит слушать народную волю и уметь угадывать, чувствовать общий ход развития исторического процесса.