Гомеровский эпос (по А.Ф.Лосеву)

Содержание

Слайд 2

Голова Гомера. Фрагмент древнегреческой статуи, ок. 460 до н.э. Поэмы Гомера

Голова Гомера.
Фрагмент древнегреческой статуи, ок. 460 до н.э.

Поэмы Гомера «Илиада»

и «Одиссея» были созданы в первой трети I тыс. до н.э. в Ионии (область Древней Греции).
Составителей этих поэм было, вероятно, очень много, но художественное единство поэм предполагает какого-то неизвестного нам единоличного автора, оставшегося в памяти всей античности и всей последующей культуры под именем слепого и мудрого певца Гомера.
Слайд 3

Сюжет "Илиада" и "Одиссея" передают только отдельные моменты троянской мифологии.

Сюжет
 "Илиада" и "Одиссея" передают только отдельные моменты троянской мифологии.

Слайд 4

Ранний эпический стиль – строгий. Его основные черты: 1)Объективность. Древний эпический

Ранний эпический стиль – строгий.
Его основные черты:
1)Объективность.
Древний эпический стиль дает

объективную картину жизни, не входя глубоко в психологию действующих лиц и не гоняясь за деталями и подробностями изображения. Даже все боги и демоны, все чудесное изображается у Гомера так, как будто бы оно реально существовало. Невозмутимый повествовательный тон характерен у него для любых сказочных сюжетов.
2)Вещественное изображение жизни.
Эпический художник сосредоточивает внимание на внешней стороне изображаемых им событий. Отсюда его постоянная любовь к зрительным, слуховым и моторным ощущениям.
Слайд 5

3)Традиционность. Строгий эпический художник изображает по преимуществу все постоянное, устойчивое, вековое,

3)Традиционность.
Строгий эпический художник изображает по преимуществу все постоянное, устойчивое, вековое, для

всех очевидное и всеми признаваемое, старинное, дедовское и в настоящем для всех обязательное.
4)Монументальность.
Широкий охват настоящего и прошлого делает эпическую поэзию возвышенной, далекой от субъективной прихоти поэта. Эта нарочито выставляемая незначительность художника перед грандиозной широкой народной жизнью превращает его произведения в монументальный памятник прошлого.
Слайд 6

5)Героизм. Человек оказывается героем потому, что он внешне лишен эгоистических черт,

5)Героизм.
Человек оказывается героем потому, что он внешне лишен эгоистических черт, но

всегда является и внутренне и внешне связанным с общенародной жизнью и общенародным делом.
6)Уравновешенное спокойствие.
Эпическое спокойствие возникает в поэте, если он мудро созерцает жизнь после великих катастроф, после огромных всенародных событий, после бесконечных лишений и величайших страданий, а также после величайших успехов и побед. Он знает о постоянстве законов природы и общества, о вечном круговороте природы и о вечном возвращении жизни («смена поколений, как смена листвы на деревьях»).
Таким образом,
объективность строго эпического стиля отличается пластическим традиционным и монументальным героизмом, отражающим собой вечный круговорот и вечное возвращение общенародной жизни.
Слайд 7

Поздний эпический стиль – свободный. 1)Развитие эпических жанров. "Илиада" и "Одиссея"

Поздний эпический стиль – свободный.
1)Развитие эпических жанров.
"Илиада" и "Одиссея" в основном

являются героическими поэмами.
Но эпосу Гомера свойственны и зачатки других эпических жанров, например сказки.
Сказка ничем существенным не отличается от мифа по своему содержанию. Но миф верит в буквальную реальность изображаемых в нем лиц и событий, в то время как сказка относится к изображаемому уже достаточно скептически, рассматривая его как предмет забавного и занимательного рассказа.
Особенно далеко в этом отношении ушла "Одиссея".
В IV песни этой поэмы имеется, например, большой рассказ о превращении морского бога Протея в разных животных и о том, как Менелай поймал его в тот момент, когда Протей был человеком, и заставил рассказать будущее.
В XII песни той же поэмы изображены Сирены - полуптицы, полуженщины, завлекающие путников своим сладостным пением.
Здесь же - рассказ о том, как Одиссей проскочил со своими спутниками между Сциллой, чудовищем с шестью головами и двенадцатью лапами, и Харибдой, водоворотом, который поглощал всех плывущих около него путников в морскую бездну.
Слайд 8

2)Лирика. Гомеровский эпос содержит много лирических мест. Сцена прощания Гектора с

2)Лирика.
Гомеровский эпос содержит много лирических мест.
Сцена прощания Гектора с его

супругой Андромахой перед боем.
Душа Патрокла расстается с телом, испытывая печальное чувство по поводу погибшей юности, как и душа Гектора.
Гомер часто печалится о судьбе внезапно гибнущего героя на поле сражения, рисуя себе страдания родных этого героя, которые пока еще ничего не знают о его злой участи.
3)Драматизм.
Конфликт из эпического переходит в драматический.
Трагичны почти все основные герои обеих поэм:
Ахилл, обреченный на гибель в молодых годах и знающий об этом;
Гектор, Патрокл, Одиссей.
Слайд 9

4)Комизм, бурлеск, юмор, сатира, ирония Много комических мест: драка Одиссея с

4)Комизм, бурлеск, юмор, сатира, ирония
Много комических мест:
драка Одиссея с

нищим Иром на пороге дворца, где пируют женихи. Этот комизм достигает степени бурлеска, когда возвышенное изображается в качестве низменного.
Олимпийские сцены почти всегда даются Гомером в стиле бурлеска: супружеская ревность Геры; Зевс хочет побить свою супругу, а кривоногий уродец Гефест пытается рассмешить богов шутками.
Юмористично подана Афродита, когда она вступает в сражение и получает ранение от смертного героя Диомеда, по поводу чего ее осыпают насмешками боги на Олимпе.
Циклопы изображены как карикатура и сатира на людей, живущих без всяких законов.
Сатирических черт очень много и в самом Агамемноне, который удивляет своей жадностью, деспотизмом, трусостью.
Слайд 10

Художественный стиль 1)Beщи. Почти все предметы и вещи получают у Гомера

Художественный стиль 
1)Beщи.
Почти все предметы и вещи получают у Гомера неизменные эпитеты

"священный", "божественный" или просто "прекрасный", "сильный", "блестящий" и т. д. "Священными" являются у него города и вся домашняя утварь.
"Божественна" та соль, которой посыпают кушанья, обязательно "прекрасны" сандалии у Афины Паллады .
Гомер чрезвычайно любит блестящие предметы.
Обычно все у него сверкает, лучится.
Изысканная одежда не только у Геры, но и у Кирки.
Подробно описывается оружие героев. Оно тоже обычно светится, ослепительно блестит, на нем много золота, серебра и драгоценных в те времена металлов.
Особенно ярко изображены щит Ахилла и вооружение Агамемнона.
Описываются блеск и убранство дворцов Алкиноя и Менелая.
Слайд 11

2)Люди и их характеры. Подобным же образом рисуются Гомером и герои.

2)Люди и их характеры.
Подобным же образом рисуются Гомером и герои. Почти

все они сильны, красивы, благородны; они тоже "божественные", "богоравные" или по крайней мере ведут свое происхождение от богов.
Ахилл - это грозный герой гомеровского эпоса, уверенный в себе, преданный родине и народу. Однако он чрезвычайно гневлив и груб, упрям и несговорчив, к боям он возвращается лишь потому, что стремится отомстить за своего друга; он беспощаден к Гектору и проповедует право сильного зверя, отказывая ему в исполнении его предсмертной мольбы, и с бессмысленной жестокостью и надругательством волочит его труп вокруг Трои в течение девяти дней.
Но вместе с тем Ахилл умеет благородно и снисходительно относиться к побежденному врагу и даже питать к нему гуманные чувства : по просьбе Приама он прекращает надругательство над трупом Гектора и с почетом возвращает его отцу.
Ахилл знает предопределение судьбы о своей близкой гибели, и тем не менее он не страшится; образ его исполнен трагической скорби.
Слайд 12

Другой славный герой "Илиады" - Агамемнон - деспотичен и даже бесчеловечен,

Другой славный герой "Илиады" - Агамемнон - деспотичен и даже бесчеловечен,

жаден и труслив,
но он от души скорбит по поводу поражения своего войска, сам бросается в бой и получает ранение, а в конце концов бесславно гибнет от руки собственной жены.
Гектор - безупречный герой и защитник своей родины, идеальный вождь своего войска, свободный от мелких слабостей Ахилла и Агамемнона; он нежно любящий муж, сын и отец.
Но и его не надо представлять слишком упрощенно: он настойчив, часто принимает необдуманные решения, не всегда умен и сообразителен, а иной раз ведет себя наивно, по-детски. Это идеальная, но вполне живая фигура.
Слайд 13

Одиссей известен своим умом, хитростью, дипломатичностью, ораторским искусством и умением выйти

Одиссей известен своим умом, хитростью, дипломатичностью, ораторским искусством и умением выйти

из любого тяжелого положения.
Однако, нужно прибавить два свойства:
1)Одиссей очень предан интересам своей родины и не может о ней забыть в течение 20 лет. Нимфа Калипсо, сделавшая его своим мужем, предлагала ему роскошную жизнь и бессмертие, и все-таки он предпочел оставить ее и вернуться к себе на родину.
2) Его невероятная и бесчеловечная жестокость. Он перебивает женихов, наполняя весь дворец трупами, и вместе со своим сыном вешает неверных служанок с каким-то патологическим хладнокровием.
Если к этому прибавить еще его постоянную храбрость, отважность как в мелких, так и в больших делах, бесстрашие перед смертью, его неистощимую терпеливость и вечные страдания, то нужно признать, что и этот гомеровский характер бесконечно далек от какого-нибудь скучного однообразия и полон самых глубоких противоречий.
Слайд 14

3)Боги и судьба. Боги то и дело вмешиваются в человеческую жизнь.

3)Боги и судьба.
Боги то и дело вмешиваются в человеческую жизнь. Троянец

Пандар стреляет в греческий лагерь, вероломно нарушая только что заключенное перемирие; читатель обычно возмущается и осуждает Пандара. Но это случилось вследствие решения богов и прямого воздействия Афины Паллады на Пандара.
Приам направляется в палатку Ахилла (Ил., XXIV), и между ними устанавливаются дружелюбные отношения; обычно забывают, что все это внушено Приаму и Ахиллу богами свыше.
Если понимать сюжет Гомера буквально, то с полной достоверностью нужно будет сказать, что человек, безусловно, унижен у Гомера, что он превращен в бездушное орудие богов и что героями эпоса являются исключительно только боги.
Однако едва ли Гомер понимал мифологию буквально. Гомеровские боги являются только обобщением человеческих чувств и настроений, человеческих поступков и воли и обобщением всей социально-исторической жизни человека. Если тот или иной поступок человека объясняется велением божества, то фактически это значит, что данный поступок совершен человеком в результате его собственного внутреннего решения, настолько глубокого, что даже сам человек переживает его как нечто заданное ему извне.
Слайд 15

Герои у Гомера (Агамемнон, Ахилл, Менелай) нисколько не стесняются возражать богам,

Герои у Гомера (Агамемнон, Ахилл, Менелай) нисколько не стесняются возражать богам,

и возражать довольно грубо.
Боги вовсе не отличаются высоким моральным поведением:
им свойственны любые пороки, страсти и дурные поступки.
Кое-где можно предполагать предопределение судьбы.
Но так же часто человек поступает и "вопреки судьбе".
Таким образом, в вопросах о богах и судьбе гомеровские поэмы занимают переходную позицию между древним фатализмом и свободой человека позднейшего времени.
Слайд 16

Основной характер поэтической техники эпоса 1)Повторение. Многократное повторение целых стихов или

Основной характер
поэтической техники эпоса
1)Повторение.
Многократное повторение целых стихов или их частей:

в "Одиссее": «встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос», рассчитанное на создание впечатления медлительности, важности, спокойствия и вечной повторяемости жизни.
2)Эпитеты.
Эпитеты неизменно прилагаются к соответствующим лицам, часто независимо от их уместности в данной ситуации:
быстроногий - об Ахилле;
шлемоблещущий - о Гекторе;
волоокая - о Гере;
многоумный - об Одиссее.
Слайд 17

3)Сравнения. Особенно удивительны у Гомера своей многочисленностью, разнообразием и красотой сравнения.

3)Сравнения.
Особенно удивительны у Гомера своей многочисленностью, разнообразием и красотой сравнения.
Предметы,

выступающие в качестве сравнения,
чаще всего огонь (особенно бушующий в горном лесу), поток, метель, молния, буйный ветер, животные, и среди них особенно лев, искусства прикладные и изящные, факты обыденной жизни (трудовой, семейной) - рисуется гораздо подробнее, чем это требуется для пояснения.
Встречаются несколько сравнений подряд (по 2-3), а иногда и целое скопление сравнений (по 5) греков, выступающих в блестящем вооружении,- с огнем, с птицами, листьями, мухами и козами.
4)Речи.
Частое введение речей. Речи эти обладают весьма примитивной аргументацией и наивным построением, непосредственно исходящим из души говорящего.
Но зато они всегда медлительны, торжественны, наивно убедительны, обстоятельны; оратор становится на высокое место, прерывать оратора нельзя, и говорит он долго и довольно красиво. Даже когда герои бранятся, когда готовы вступить в бой, они все равно говорят обычно пространно, торжественно.
Из простых и непосредственных речей можно отметить речь Одиссея к Ахиллу, Андромахи к Гектору.
Слайд 18

Язык и метрика Гомеровский язык отличается обилием гласных, отсутствием сложных в

Язык и метрика
Гомеровский язык отличается обилием гласных, отсутствием сложных в синтаксическом

отношении фраз.
Поэмы Гомера написаны гекзаметром, который отличался торжественностью, медлительностью и ласкал слух грека.
Гекзаметр не декламировался, но произносился нараспев, речитативно, он допускал в художественной речи многое такое, что в простой декламации исключается.
Гекзаметр, или шестистопный дактиль,- единственный размер эпоса.