Гротеск в повести Н.В. Гоголя «Нос»

Содержание

Слайд 2

В повести Н.В. Гоголя "Нос« наблюдается сочетание абсурдной фантасмагоричной истории с

В повести Н.В. Гоголя "Нос« наблюдается сочетание абсурдной фантасмагоричной истории с

исчезновением носа и будничной реальности Петербурга.
Домашенко Николай.
1946 Н.Гоголь "Нос".
Слайд 3

Гоголевский образ Петербурга качественно отличается от тех, что были созданы, например,

Гоголевский образ Петербурга качественно отличается от тех, что были созданы, например,

Пушкиным или Достоевским. Так же как и для них, для Гоголя это не просто город – это образ-символ; но гоголевский Петербург – это средоточие какой-то невероятной силы, здесь случаются загадочные происшествия; город полнится слухами, легендами, мифами.
Слайд 4

Думается, Гоголь недаром сделал местом действия повести "Нос" Петербург. По его

Думается, Гоголь недаром сделал местом действия повести "Нос" Петербург. По его

мнению, только здесь могли "произойти" обозначенные события, только в Петербурге за чином не видят самого человека. Гоголь довел ситуацию до абсурда – нос оказался чиновником пятого класса, и окружающие, несмотря на очевидность его "нечеловеческой" природы, ведут себя с ним как с нормальным человеком, соответственно его статусу.
Слайд 5

Интересно, что сам Ковалев, несмотря на свои старания его разоблачить, со

Интересно, что сам Ковалев, несмотря на свои старания его разоблачить, со

страхом подходит к нему в Казанском соборе и вообще относится к нему как к человеку.

Нос ведет себя так, как и подобает "значительному лицу" в чине статского советника: делает визиты, молится в Казанском соборе "с выражением величайшей набожности", заезжает в департамент, собирается по чужому паспорту уехать в Ригу. Никого не интересует, откуда он взялся. Все видят в нем не только человека, но и важного чиновника.

Слайд 6

Гротеск в повести заключается еще и в неожиданности и, можно сказать,

Гротеск в повести заключается еще и в неожиданности и, можно сказать,

несуразности. С первой же строчки произведения мы видим четкое обозначение даты: "Марта 25 числа" – это сразу не предполагает никакой фантастики. И тут же – пропавший нос. Произошла какая-то резкая деформация обыденности, доведение ее до полной нереальности.
Слайд 7

Несуразица же заключается в столь же резком изменении размеров носа. Если

Несуразица же заключается в столь же резком изменении размеров носа. Если

на первых страницах он обнаруживается цирюльником Иваном Яковлевичем в пироге (т.е. имеет размер, вполне соответствующий человеческому носу), то в тот момент, когда его впервые видит майор Ковалев, нос одет в мундир, замшевые панталоны, шляпу и даже имеет при себе шпагу – а значит, ростом он с обычного мужчину.
Слайд 8

Последнее появление носа в повести – и он опять маленький. Квартальный

Последнее появление носа в повести – и он опять маленький. Квартальный

приносит его завернутым в бумажку. Гоголю неважно было, почему вдруг нос вырос до человеческих размеров, неважно и почему он опять уменьшился. Центральным моментом повести является как раз тот период, когда нос воспринимался как нормальный человек.
Слайд 9

Сюжет повести условен, сама идея – нелепа, но именно в этом

Сюжет повести условен, сама идея – нелепа, но именно в этом

и состоит гротеск Гоголя и, несмотря на это, является довольно реалистичным. Чернышевский говорил, что подлинный реализм возможен лишь при изображении жизни в "формах самой жизни".
Слайд 10

Гоголь необычайно раздвинул границы условности и показал, что эта условность замечательно

Гоголь необычайно раздвинул границы условности и показал, что эта условность замечательно

служит познанию жизни. Если в этом нелепом обществе все определяется чином, то почему же нельзя эту фантастически-нелепую организацию жизни воспроизвести в фантастическом сюжете? Гоголь показывает, что не только можно, но и вполне целесообразно. И таким образом формы искусства в конечном счете отражают формы жизни.
Слайд 11

Гротеск – это стиль в искусстве и литературе, которым подчеркивается искажение

Гротеск – это стиль в искусстве и литературе, которым подчеркивается искажение

или смещение норм действительности и совместимость контрастов — реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного юмора.
В художественном произведении изображаемое абсолютно фантастично, нереально, неправдоподобно и ни в каком случае не возможно в настоящей жизни. Эффект гротескных образов усиливается тем, что они обычно показываются наравне с обычными, реальными событиями.
В повести Н.В. Гоголя "Нос"наблюдается сочетание абсурдной фантасмагоричной истории с исчезновением носа и будничной реальности Петербурга.

Итоги работы: