- Главная
- Литература
- Иннокентий Федорович Анненский
Содержание
- 2. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к концу XIX
- 3. ТЕЧЕНИЯ. СИМВОЛИЗМ Новое литературное направление — символизм — явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в
- 4. «СТАРШИЕ» И «МЛАДШИЕ» «Старшие» символисты К «старшим» символистам относятся: Петербургские писатели Д. С. Мережковский, З. Н.
- 5. Биография Иннокентий Фёдорович Анненский родился в 1855 г. в Омске, был сыном видного чиновника, образование получил
- 6. Биография Анненский был выдающимся знатоком в области античной литературы, сотрудничал в филологических журналах, посвятил себя переводу
- 7. Биография В 1904 г. он опубликовал книгу лирики (половина которой была занята переводами из французских поэтов
- 8. Тихие песни У ГРОБА В квартире прибрано. Белеют зеркала. Как конь попоною, одет рояль забытый: На
- 9. Биография Стихи Анненского продолжали время от времени появляться в журналах. Он выпустил две книги критических очерков,
- 10. КИПАРИСОВЫЙ ЛАРЕЦ Трилистник обречённости Будильник Обручена рассвету Печаль ее рулад... Как я игрушку эту Не слушать
- 11. Трилистник обречённости Стальная цикада Я знал, что она вернется И будет со мной - Тоска. Звякнет
- 12. Трилистник обречённости ЧЁРНЫЙ СИЛУЭТ СОНЕТ Пока в тоске растущего испуга Томиться нам, живя, еще дано, Но
- 13. КИПАРИСОВЫЙ ЛАРЕЦ СКЛАДНИ и РАЗМЕТАННЫЕ ЛИСТЫ СРЕДИ МИРОВ Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я
- 14. (Тает) Под гулы меди - гробовой Творился перенос, И, жутко задран, восковой Глядел из гроба нос.
- 15. АНАЛИЗ Бессмысленное сцепленное существование человека и природы возникает у Анненского во многих стихотворениях, и в каждом
- 16. АНАЛИЗ Анненский умело работает с традиционными многовековыми культурными символами, придавая им обратный смысл. Так, помимо явно
- 18. Скачать презентацию
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии,
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии,
Хронологические рамки
Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Условно серебряный век датируется 1890-ми гг. — первым двадцатилетием XX в. Если в определении начала Серебряного века исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Одни исследователи полагают, что Серебряный век окончился с началом Гражданской войны. Другие полагают, что Серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва. Также, существует точка зрения, что концом Серебряного века можно считать рубеж 1920—1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского.
ТЕЧЕНИЯ. СИМВОЛИЗМ
Новое литературное направление — символизм — явилось порождением глубокого кризиса,
ТЕЧЕНИЯ. СИМВОЛИЗМ
Новое литературное направление — символизм — явилось порождением глубокого кризиса,
Российская — поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского.
Французский символизм — поэзия Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера.
Основная мысль: искусство — средство познания мира.
Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения
«СТАРШИЕ» И «МЛАДШИЕ»
«Старшие» символисты
К «старшим» символистам относятся:
Петербургские писатели Д. С.
«СТАРШИЕ» И «МЛАДШИЕ»
«Старшие» символисты
К «старшим» символистам относятся:
Петербургские писатели Д. С.
Московские поэты В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.
«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.
«Младшие» символисты
К «младшим» символистам относятся А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном ключе. Для них символизм был философией, преломленной в поэтическом сознании.
Биография
Иннокентий Фёдорович Анненский родился в 1855 г. в Омске, был сыном
Биография
Иннокентий Фёдорович Анненский родился в 1855 г. в Омске, был сыном
Биография
Анненский был выдающимся знатоком в области античной литературы, сотрудничал в филологических
Биография
Анненский был выдающимся знатоком в области античной литературы, сотрудничал в филологических
Биография
В 1904 г. он опубликовал книгу лирики (половина которой была занята
Биография
В 1904 г. он опубликовал книгу лирики (половина которой была занята
Тихие песни
У ГРОБА
В квартире прибрано. Белеют зеркала.
Как конь попоною, одет рояль
Тихие песни
У ГРОБА
В квартире прибрано. Белеют зеркала.
Как конь попоною, одет рояль
На консультации вчера здесь Смерть была
И дверь после себя оставила открытой.
Давно с календаря не обрывались дни,
Но тикают еще часы его с комода,
А из угла глядит, свидетель агоний,
С рожком для синих губ подушка кислорода.
В недоумении открыл я мертвеца...
Сказать, что это я... весь этот ужас тела...
Иль Тайна бытия уж населить успела
Приют покинутый всем чуждого лица?
Из заветного фиала
В эти песни пролита,
Но увы! не красота.
Только мука идеала.
Никто
ИДЕАЛ
Тупые звуки вспышек газа
Над мертвой яркостью голов,
И скуки черная зараза
От покидаемых столов,
И там, среди зеленолицых,
Тоску привычки затая,
Решать на выцветших страницах
Постылый ребус бытия.
Биография
Стихи Анненского продолжали время от времени появляться в журналах. Он выпустил
Биография
Стихи Анненского продолжали время от времени появляться в журналах. Он выпустил
КИПАРИСОВЫЙ ЛАРЕЦ
Трилистник обречённости
Будильник
Обручена рассвету
Печаль ее рулад...
Как я игрушку эту
Не слушать был
КИПАРИСОВЫЙ ЛАРЕЦ
Трилистник обречённости
Будильник
Обручена рассвету
Печаль ее рулад...
Как я игрушку эту
Не слушать был
Пусть завтра будет та же
Она, что и вчера...
Сперва хоть громче, глаже
Идет ее игра.
Но вот, уж не читая
Давно постылых нот,
Гребенка золотая
Звенит, а не поет...
Цепляясь за гвоздочки,
Весь из бессвязных фраз,
Напрасно ищет точки
Томительный рассказ,
О чьем-то недоборе
Косноязычный бред...
Докучный лепет горя
Ненаступивших лет,
Где нет ни слез разлуки,
Ни стылости небес,
Где сердце - счетчик муки,
Машинка для чудес...
И скучно разминая
Пружину полчаса,
Где прячется смешная
И лишняя Краса.
Трилистник обречённости
Стальная цикада
Я знал, что она вернется
И будет со мной -
Трилистник обречённости
Стальная цикада
Я знал, что она вернется
И будет со мной -
Звякнет и запахнется
С дверью часовщика...
Сердца стального трепет
Со стрекотаньем крыл
Сцепит и вновь расцепит
Тот, кто ей дверь открыл...
Жадным крылом цикады,
Нетерпеливо бьют:
Счастью ль, что близко, рады,
Муки ль конец зовут?..
Столько сказать им надо,
Так далеко уйти...
Розно, увы! цикада,
Наши лежат пути.
Здесь мы с тобой лишь чудо,
Жить нам с тобой теперь
Только минуту - покуда
Не распахнулась дверь...
Звякнет и запахнется,
И будешь ты так далека...
Молча сейчас вернется
И будет со мной - Тоска.
Трилистник обречённости
ЧЁРНЫЙ СИЛУЭТ
СОНЕТ
Пока в тоске растущего испуга
Трилистник обречённости
ЧЁРНЫЙ СИЛУЭТ
СОНЕТ
Пока в тоске растущего испуга
Но уж сердцам обманывать друг друга
И лгать себе, хладея, суждено;
Пока прильнув сквозь мерзлое окно,
Нас сторожит ночами тень недуга,
И лишь концы мучительного круга
Не сведены в последнее звено, -
Хочу ль понять, тоскою пожираем,
Тот мир, тот миг с его миражным раем...
Уж мига нет - лишь мертвый брезжит свет...
А сад заглох... и дверь туда забита...
И снег идет... и черный силуэт
Захолодел на зеркале гранита.
КИПАРИСОВЫЙ ЛАРЕЦ
СКЛАДНИ и РАЗМЕТАННЫЕ ЛИСТЫ
СРЕДИ МИРОВ
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды
КИПАРИСОВЫЙ ЛАРЕЦ
СКЛАДНИ и РАЗМЕТАННЫЕ ЛИСТЫ
СРЕДИ МИРОВ
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
ДВЕ ЛЮБВИ
Есть любовь, похожая на дым:
Если тесно ей — она дурманит,
Дай ей волю — и её не станет…
Быть как дым — но вечно молодым.
Есть любовь, похожая на тень:
Днём у ног лежит — тебе внимает,
Ночью так неслышно обнимает…
Быть как тень, но вместе ночь и день…
(Тает)
Под гулы меди - гробовой
Творился перенос,
И, жутко задран,
(Тает)
Под гулы меди - гробовой
Творился перенос,
И, жутко задран,
Глядел из гроба нос.
Дыханья, что ли, он хотел
Туда, в пустую грудь?..
Последний снег был темно-бел,
И тяжек рыхлый путь,
И только изморозь, мутна,
На тление лилась,
Да тупо Черная Весна
Глядела в студень глаз -
С облезлых крыш, из бурых ям,
С позеленевших лиц.
А там, по мертвенным полям,
С разбухших крыльев птиц...
О люди! Тяжек жизни след
По рытвинам путей,
Но ничего печальней нет,
Как встреча двух смертей.
ЧЁРНАЯ ВЕСНА
АНАЛИЗ
Бессмысленное сцепленное существование человека и природы возникает у Анненского во многих
АНАЛИЗ
Бессмысленное сцепленное существование человека и природы возникает у Анненского во многих
Далее идёт очень точное описание ранней северной весны, как мы знаем, стихотворение было написано в городе Тотьма Вологодской губернии. Вновь перекликаются со смертью «бурые ямы». Поэт изменяет привычный нам смысл символов: весна должна нести радость пробуждения, первую зелень, пение птиц, но вместо этого «мертвенные поля» и страшное «разбухшие» крылья птиц снова относится к характеристике мёртвого тела, а уж образ зелени вводится совсем неожиданно - через позеленевшие лица людей похоронной процессии. Стихотворение заканчивается прямой аллегорией: «О люди! Тяжек жизни след
По рытвинам путей,
Но ничего печальней нет,
Как встреча двух смертей»
АНАЛИЗ
Анненский умело работает с традиционными многовековыми культурными символами, придавая им обратный
АНАЛИЗ
Анненский умело работает с традиционными многовековыми культурными символами, придавая им обратный
«В желтый сумрак мертвого апреля,
Попрощавшись с звездною пустыней,
Уплывала Вербная неделя
На последней, на погиблой снежной льдине;
Уплывала в дымаx благовонныx,
В замираньи звонов поxоронныx,
От икон с глубокими глазами
И от Лазарей, забытыx в черной яме…».
В этом стихотворении присутствуют схожие мотивы, и оно помогает лучше понять «чёрную весну». У Анненского Лазарь не воскресает, не происходит никакого божественного вмешательство, есть только бессмысленная чёрная смерть человека и природы.