Контраст живого и мёртвого в поэме Н.В. Гоголя Мёртвые души

Содержание

Слайд 2

Введение Цель исследования: рассмотреть, как в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» противопоставлены

Введение

Цель исследования: рассмотреть, как в
поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

противопоставлены два мира – мир
«мертвых душ» и «живых душ».

Задачи:
познакомиться с замыслом поэмы и выяснить
смысл её названия ;
проанализировать «мертвый мир» в поэме;
проанализировать «живой мир» в поэме;
сделать выводы об их противопоставлении.

Н. В. Гоголь принадлежит к числу величайших
деятелей классической русской литературы,
оказавшей огромное влияние на развитие пе-
редовой культуры всего человечества. В XIX
веке Чернышевский писал о Гоголе :
« Давно уже не было в мире писателя, который был так важен, для своего народа, как Гоголь для России».
И в наше время произведения замечательного
писателя звучат по- прежнему актуально.

Слайд 3

Смысл названия поэмы Исторический С начала 18 века в России регулярно

Смысл названия поэмы

Исторический
С начала 18 века в России
регулярно проводилась пе-
репись

крестьян для взимания
налога с их владельцев (поме-
щиков). Ревизские списки со-
ставлялись раз в несколько
лет , и умершие за это вре-
мя крестьяне продолжали чи-
слиться живыми до новой
переписи.

Метафорический
«…Не ревизские – мёртвые души, а все эти
Ноздрёвы, Маниловы и все прочие – вот
мёртвые души, и мы их встречаем на
каждом шагу» (А. Герцен).
Жизнь человека немыслима без насто-
ящих духовных движений,
а «хозяева жизни» -мертвы.

За условным обозначением умершего-
мёртвая душа – стоят реальные крестьяне,
конкретные люди со своими яркими характе-
рами, которых помещик властен продать или
купить.
Символикой заглавия задано противопостав-
ление мёртвого и живого

Слайд 4

Помещики – главные герои поэмы «Мертвые души»

Помещики – главные герои поэмы «Мертвые души»

Слайд 5

Манилов Главные черты помещика Манилова – неопределенность, сентиментальная слащавость, переходящая в

Манилов

Главные черты помещика Манилова – неопределенность, сентиментальная слащавость, переходящая в

приторность, отсутствие живой мысли, живого стремления, душевная пустота, дряблость и пошлость души, мелочность чувств, ротозейство и беспечность…
Манилов – это представитель особого рода людей, известных под именем: «люди так себе, ни то ни сё».
Слайд 6

Коробочка Основные черты помещицы – «дубинноголовость», жадность, упорство, примитивная хитрость, суеверие.

Коробочка

Основные черты помещицы – «дубинноголовость», жадность, упорство, примитивная хитрость, суеверие.

Но в противоположность Манилову Коробочка экономически достаточно устойчива, так как ведет сравнительно большие операции по сбыту сельскохозяйственной продукции и хорошо знает цену «копейке». Но она отличается такой же пошлостью и «мертводушием», как и Манилов. Её поведением руководит страсть к наживе и корысть.
Слайд 7

Собакевич В образе Собакевича еще с большей силой, чем в образе

Собакевич

В образе Собакевича еще с большей силой, чем в образе Коробочки,

скрыто мертвящее влияние на душу человека страсти к стяжению. В то время как Манилов имеет какое – то стремление к любезности, к сентиментальной, слащавой игре фантазии, у Собакевича все сосредоточено на неуклонном стремлении к накоплению, насыщению собственного желудка, упрочнению собственного благополучия. В том единственная цель его существования. Собакевич чужд каких бы то ни было высших стремлений. Наличие в Собакевиче одного лишь животного начала приводит к нелепой уродливости его фигуры и обстановки его дома.
Слайд 8

Ноздрёв Помещик Ноздрёв - непоседа, герой ярмарок, карточных столов. Отличительные черты

Ноздрёв


Помещик Ноздрёв - непоседа, герой ярмарок, карточных столов.
Отличительные

черты Ноздрёва – наглое вранье, неугомонная юркость, особая бойкость, экспансивная подвижность, стремительная «деятельность», не имеющая смысли и цели, но неизменно хитрая и хулиганская.
Ноздреву для его непрестанных кутежей нужны деньги. Доходы, получаемые с крестьян, он тут же проматывает. Все, что ни привезли из деревни, было продано по самой выгодной цене. А из крестьян он умел выколачивать всё, что только было возможно.
Широкая типичность образа Ноздрёва для господствующих в России классов породила особое понятие ноздревщины как синонима наглого и грубого вранья, хамского разгильдяйства, распоясанности по отношению к другим людям.
Слайд 9

Плюшкин Плюшкин принципиально отличается от всех предыдущих помещиков. Всех остальных помещиков

Плюшкин

Плюшкин принципиально отличается от всех предыдущих помещиков. Всех остальных помещиков

мы застаем такими, какими они сложились. У этих героев нет прошлого, которое бы отличалось от настоящего и что – то в нем объясняло. Мертвенность Плюшкина не так абсолютна. Это герой с развитием, то есть о нем мы можем судить как о развивающимся, изменяющимся (пусть и к худшему) человеке. Образ Плюшкина соответствует картине его имения. Тот же распад и разрушение, утрата человеческого облика. В нем и в его доме чувствуется движение тления, распада. Не зря автор окрестил его прорехой на человечестве.
Слайд 10

Чичиков Чичиков – плут, человек у которого все заранее высчитано, человек,

Чичиков

Чичиков – плут, человек у которого все заранее высчитано, человек, всецело

охваченный жаждой обогащения, меркантильным интересом, человек, погубивший свою душу. Характерной чертой Чичикова является невероятная многократность натуры. Он умеет показать себя человеком светским, всесторонне развитым и порядочным. Выставляя на показ свою доброжелательность к людям , он заинтересован лишь в том, чтобы выгодно использовать их расположение. Чичиков легко «перевоплощается», меняет манеры поведения, но при этом никогда не забывает о своих целях.
Слайд 11

В царской России 30 – 40-фх годов XIX века настоящим бедствием

В царской России 30 – 40-фх годов XIX века настоящим

бедствием для народа было не только крепостное право, но и бюрократический чиновничий аппарат. Основа этой среды – воровство, взятки, чинопочитание, круговая порука.
Все чиновники, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем, высшей власти, нечистые, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам народа и страны.

Но кроме помещиков есть еще и город N, а в нем - губернатор, вышивающий шелком по тюлю, и дамы хвастающиеся модной тканью, и Иван Антонович кувшинное рыло, и целый ряд чиновников, проедающих и проигрывающих в карты свою жизнь.

Этот мир безумен – он забыл о душе,
а бездуховность и есть причина распада.

Слайд 12

Живое в поэме Гоголя «Мертвые души» Народ - это самая живая

Живое в поэме Гоголя «Мертвые души»

Народ - это самая живая душа,

которая хранит и выявляет все лучшее, пламенное, русское. В образе народа живут боль и надежда, любовь и упрек. Их талант и их жизнь – в труде.
В поэме миру угнетателей – «мертвых душ» противопоставлен многострадальный русский народ, нищая, но полная скрытой жизни и внутренних сил Русь. Родина – это прежде всего народ. Н. В. Гоголь с большим мастерством изобразил в поэме простых русских людей.

Крестьяне – бесправные люди, но все они живые и мертвые, предстают перед нами тружениками.

Слайд 13

Гоголь ценил в народе природный талант, живой ум, острую наблюдательность: «Как

Гоголь ценил в народе природный талант, живой ум, острую наблюдательность:

«Как метко все, что вышло из глубины России …бойкий русский ум, что не лезет в карман за словом, не высиживает его, как наседка, а вылепливает сразу, как «пашпорт», на вечную носку». Гоголь видел в русском слове, в русской речи отражение характера своего народа.

В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремления народа к другой жизни, к прекрасному будущему: «Еще до селе загадка, - писал Гоголь, - этот необъятный разгул, который слышится в наших песнях, несется куда-то мимо жизни и самой песни, как бы сгорая желанием лучшей отчизны, по которой тоскует со дня создания человек»

Ну, что ж, Россия найдет средства сдвинуть с места свою бедную, бесприютно раскинув-
шуюся на широчайших пространствах жизнь. Гоголя знает, какие это будут средства, но искренне верит в силы русского народа и великое будущее России: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу»

Слайд 14

Заключение Изучив данную тему, я пришла к следующим выводам: Вся галерея

Заключение

Изучив данную тему, я пришла к следующим выводам:

Вся галерея помещиков

– характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. При всем внешнем разнообразии их суть одинакова: владея живыми душами крестьян, сами они – души мертвые. На примере истории жизни Плюшкина автор убеждает, что человек не рождается с «мертвой» душой – омертвление происходит, когда человек подчиняет себя господствующим в обществе законам и предаёт идеалы юности.

Чиновники обезличены. Их интересы сосредоточены на сплетнях , пересудах, на тщеславии и зависти. Друг от друга они отличаются только размером взятки.

Слайд 15

Миру «мертвых душ» противостоит в поэме лирический образ народной России. Гоголь

Миру «мертвых душ» противостоит в поэме лирический образ народной России.


Гоголь глубоко чувствует живую душу народа, говорит о народной удали, смелости, любви к свободной жизни.

Лучшие черты крестьян, о которых рассказывается в поэме, собираются в национальный русский характер:

Острота ума
Меткость слова

Талантливость

широта
И
щедрость души